Добыча доброй соли-4

ТАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИХА

Появился в парке молодом:
-Дай, займусь общественным трудом!
Крякнул и, шалея от натуги,
Всю аллею поломал на дуги.

Не помню автора. Видится мне, что это незаслуженно забытый теперь Андрей Внуков. А может и - не он. В те времена был и еще один интересный юморист Виктор Ардов (Да-да, тот самый, отец нынешнего церковного иерарха, подвизавшегося одно время на ТВ. Что делать, поневоле вспомнишь наши поговорки: когда дьявол стареет, он становится монахом. И еще одну: на детях гениев природа отдыхает.)

Как бы то ни было, в приведенном мною четверостишии схвачено одно: не освоив этого простого дела - гнутья распаренного дерева, наш медведь просто ломал деревья.

Вот я к чему это вспомнил: иногда читаешь автора, тут, на стихире, и видишь - хочет человек оказаться (или хоть показаться) оригинальным. Нарушает законы стихосложения, а как это сделать - не знает. Этакий инфан террибль. Я, мол, весь необычный, закон стихосложения мне не писан. Я всю жизнь такой. Меня даже рожали в воду - в бассейне.

Смотришь с грустью на его стихи и думаешь:"А может, тебя вообще - в воздухе, на большой высоте рожали, а акушер с авоськой стоял, чтобы тебя, вундеркинда, поймать?"

О таких ребятах Новелла Матвеева хорошо сказала:

"Шалуны языка, обольстительные пустомели!
Из чего вы хлопочете, бьетесь - на самом-то деле?
Это - бунт обычайности, скрипку ломающей с треском,
Чтоб никто не узнал, что играть вы на ней не умели!"

Когда-то и я прошел через такой настрой, как у этих ребят. Все законы - в мусорную кучу. Вся литература - по колено. (И покрепче можно выразиться.)

Потом несколько остепенился. Вот - литературный тип - Остап Бендер. Нарушал законы? Нарушал. Мошенник? Конечно. Но! Он знал те законы, которые нарушал. Он не дикарь - более 400 способов... далее - мы все знаем. Не нарушением, а если возможно, обходом законов действовал.

Я на эту тему одно стихотворение написал:

*  *  *

Не пристало русскому глаголу
Танцевать по шахматному полу,
Твердо помня, что никак нельзя
Пешке перепрыгивать ферзя.

Для задиры ничего не значат
Правила расчисленной удачи.
Он шизу берет себе в друзья -
Анархист, Господь ему судья!

Только перед ним предстанешь голым,
Ежели обманешься глаголом:
-Мол, сплутую перед простаком!
Прост-то прост, да с хитростью знаком.

-Ах, обманут! - вида не покажет,
Но - гляди, не он тебя накажет -
Сам себя! Шажок и - мир враспыл!
Словно бы на грабли наступил!

Кажется, души в тебе не чает
Слово. Так ведь - нет, разоблачает:
Смысл двоится, швы его - горчат,
И с изнанки - суффиксы торчат!

Но это было много позднее, чем мой период стихотворного "хулиганства". Сначала я просто понял: строчка должна быть красивой, строчка должна "перекатываться во рту", произносясь удобно, так, чтобы словно сама получилась, без напряжения. Не втискивай в нее множество слов, не занимайся пустословием, если тебе надо заполнить чем-то ритмический рисунок, а мыслей - маловато, на строку не хватает.

Да еще - дан тебе ритм, дан тебе метр, ты можешь поиграть на их несоответсвиях. А можешь - соблюсти этот самый "метр" - так что каждое ударение окажется на своем месте. И так, и эдак хорошо. Только знай, где и как этот инструмент употребить. С какой целью.

Вот - задача: передать настроение весной, но - не о пробуждении природы речь, речь о настроении, что близко к отчаянию. Как я введу человека в это состояние?

"Легли облака на плечи
Свинцовой тяжестью ночи.
В обыкновенный вечер
Было мне плохо очень.

Пели дома капелью,
Ночью дышали звезды,
Тени берез летели
В похолодевший воздух...

Но не хватало силы:
Вытянутые вдаль,
Тягостно и остыло
Падали на асфальт".

Что я тут делаю: человек настроен прозаически. Я вхожу в его этот прозаический настрой: фраза "Легли облака на плечи..." - только с натяжкой может показаться стихотворной (в ритмическом отношении). Посмотрите - можно сказать: "Легли облака на вершины гор, ветер утих..." - проза, сплошная проза. Но: "на плечи" - это уже выход в метафору. Я ее не акцентирую - довольно затасканная она. Но! Чуть-чуть сдвигает восприятие к стиху. Не насилуя его.

А в это время начинаю готовить на это восприятие наступление: плечи - ночи... Намек на рифму. Добавляю раскачку в гласных, строя ритмический ассонанс:

ЛеглИ облакА на плЕчи
СвинцОвой тЯжестью нОчи -

Получается на периферии сознания читателя этакий маятник гласных: И-О; А-А;Е-О.
Чтобы читатель не выскользнул, чтобы закрепить внимание - маятник не только между строками, но и внутри строки: "ЛегЛИ облаКА на пЛЕчи" - ЛИ-КА-ЛЕ... вдобавок это "КА" - сделано с замахом, от безударного "ЛА".

В двух строках "даю читателю воздуху" - "В обыкновенный вечер//Было мне плохо очень"...

И так далее. Вы сможете увидеть прошивку и ассонансами и аллитерациями - каждой строфы, мостики звуковые от строфы к строфе.

Добавлю: в последних двух строчках я убрал в середине - ударения, чтобы мощнее звучали они в начале и в конце строк - подчеркивая значения слов.

Обычно работают метафорой. Сравнением. Я это - здесь ослабляю. Тени летели, но им "не хватало силы" - подчеркивая ритм, я отвожу внимание читателя от них. Пусть работают "из-под плаща", как работает шпага торреро. Размах и колебания ритма аллитераций и ассонансов - в роли плаща, отвлекающего внимание. Но и - захватывающего ритмом.

Понятно: работа эта у меня была ученическая. Стих - ни о чем. Но в том-то и дело, что он написан с очень ограниченной задачей: научиться передавать настроение.

Проходной стих, но я буду рад, если помог объяснить принципы работы ритма. Он, ритм - не только в чередовании ударных-безударных слогов, но и в чередовании звуков. А можно и мысли в каком-то ритме чередовать... А можно - как фантазия подскажет... 


Рецензии
Ох ох)
Когда по капле выдавил раба,
дави судью... или кишка слаба?!)

Приятно было познакомится,
Виктор

Виктор Кй   25.11.2009 08:51     Заявить о нарушении
Все верно: рыба загнивает с головы, а мы... плавники рубим!

Валерий Берсенев   25.11.2009 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.