Добыча доброй соли-4
Появился в парке молодом:
-Дай, займусь общественным трудом!
Крякнул и, шалея от натуги,
Всю аллею поломал на дуги.
Не помню автора. Видится мне, что это незаслуженно забытый теперь Андрей Внуков. А может и - не он. В те времена был и еще один интересный юморист Виктор Ардов (Да-да, тот самый, отец нынешнего церковного иерарха, подвизавшегося одно время на ТВ. Что делать, поневоле вспомнишь наши поговорки: когда дьявол стареет, он становится монахом. И еще одну: на детях гениев природа отдыхает.)
Как бы то ни было, в приведенном мною четверостишии схвачено одно: не освоив этого простого дела - гнутья распаренного дерева, наш медведь просто ломал деревья.
Вот я к чему это вспомнил: иногда читаешь автора, тут, на стихире, и видишь - хочет человек оказаться (или хоть показаться) оригинальным. Нарушает законы стихосложения, а как это сделать - не знает. Этакий инфан террибль. Я, мол, весь необычный, закон стихосложения мне не писан. Я всю жизнь такой. Меня даже рожали в воду - в бассейне.
Смотришь с грустью на его стихи и думаешь:"А может, тебя вообще - в воздухе, на большой высоте рожали, а акушер с авоськой стоял, чтобы тебя, вундеркинда, поймать?"
О таких ребятах Новелла Матвеева хорошо сказала:
"Шалуны языка, обольстительные пустомели!
Из чего вы хлопочете, бьетесь - на самом-то деле?
Это - бунт обычайности, скрипку ломающей с треском,
Чтоб никто не узнал, что играть вы на ней не умели!"
Когда-то и я прошел через такой настрой, как у этих ребят. Все законы - в мусорную кучу. Вся литература - по колено. (И покрепче можно выразиться.)
Потом несколько остепенился. Вот - литературный тип - Остап Бендер. Нарушал законы? Нарушал. Мошенник? Конечно. Но! Он знал те законы, которые нарушал. Он не дикарь - более 400 способов... далее - мы все знаем. Не нарушением, а если возможно, обходом законов действовал.
Я на эту тему одно стихотворение написал:
* * *
Не пристало русскому глаголу
Танцевать по шахматному полу,
Твердо помня, что никак нельзя
Пешке перепрыгивать ферзя.
Для задиры ничего не значат
Правила расчисленной удачи.
Он шизу берет себе в друзья -
Анархист, Господь ему судья!
Только перед ним предстанешь голым,
Ежели обманешься глаголом:
-Мол, сплутую перед простаком!
Прост-то прост, да с хитростью знаком.
-Ах, обманут! - вида не покажет,
Но - гляди, не он тебя накажет -
Сам себя! Шажок и - мир враспыл!
Словно бы на грабли наступил!
Кажется, души в тебе не чает
Слово. Так ведь - нет, разоблачает:
Смысл двоится, швы его - горчат,
И с изнанки - суффиксы торчат!
Но это было много позднее, чем мой период стихотворного "хулиганства". Сначала я просто понял: строчка должна быть красивой, строчка должна "перекатываться во рту", произносясь удобно, так, чтобы словно сама получилась, без напряжения. Не втискивай в нее множество слов, не занимайся пустословием, если тебе надо заполнить чем-то ритмический рисунок, а мыслей - маловато, на строку не хватает.
Да еще - дан тебе ритм, дан тебе метр, ты можешь поиграть на их несоответсвиях. А можешь - соблюсти этот самый "метр" - так что каждое ударение окажется на своем месте. И так, и эдак хорошо. Только знай, где и как этот инструмент употребить. С какой целью.
Вот - задача: передать настроение весной, но - не о пробуждении природы речь, речь о настроении, что близко к отчаянию. Как я введу человека в это состояние?
"Легли облака на плечи
Свинцовой тяжестью ночи.
В обыкновенный вечер
Было мне плохо очень.
Пели дома капелью,
Ночью дышали звезды,
Тени берез летели
В похолодевший воздух...
Но не хватало силы:
Вытянутые вдаль,
Тягостно и остыло
Падали на асфальт".
Что я тут делаю: человек настроен прозаически. Я вхожу в его этот прозаический настрой: фраза "Легли облака на плечи..." - только с натяжкой может показаться стихотворной (в ритмическом отношении). Посмотрите - можно сказать: "Легли облака на вершины гор, ветер утих..." - проза, сплошная проза. Но: "на плечи" - это уже выход в метафору. Я ее не акцентирую - довольно затасканная она. Но! Чуть-чуть сдвигает восприятие к стиху. Не насилуя его.
А в это время начинаю готовить на это восприятие наступление: плечи - ночи... Намек на рифму. Добавляю раскачку в гласных, строя ритмический ассонанс:
ЛеглИ облакА на плЕчи
СвинцОвой тЯжестью нОчи -
Получается на периферии сознания читателя этакий маятник гласных: И-О; А-А;Е-О.
Чтобы читатель не выскользнул, чтобы закрепить внимание - маятник не только между строками, но и внутри строки: "ЛегЛИ облаКА на пЛЕчи" - ЛИ-КА-ЛЕ... вдобавок это "КА" - сделано с замахом, от безударного "ЛА".
В двух строках "даю читателю воздуху" - "В обыкновенный вечер//Было мне плохо очень"...
И так далее. Вы сможете увидеть прошивку и ассонансами и аллитерациями - каждой строфы, мостики звуковые от строфы к строфе.
Добавлю: в последних двух строчках я убрал в середине - ударения, чтобы мощнее звучали они в начале и в конце строк - подчеркивая значения слов.
Обычно работают метафорой. Сравнением. Я это - здесь ослабляю. Тени летели, но им "не хватало силы" - подчеркивая ритм, я отвожу внимание читателя от них. Пусть работают "из-под плаща", как работает шпага торреро. Размах и колебания ритма аллитераций и ассонансов - в роли плаща, отвлекающего внимание. Но и - захватывающего ритмом.
Понятно: работа эта у меня была ученическая. Стих - ни о чем. Но в том-то и дело, что он написан с очень ограниченной задачей: научиться передавать настроение.
Проходной стих, но я буду рад, если помог объяснить принципы работы ритма. Он, ритм - не только в чередовании ударных-безударных слогов, но и в чередовании звуков. А можно и мысли в каком-то ритме чередовать... А можно - как фантазия подскажет...
Свидетельство о публикации №109110404574
Когда по капле выдавил раба,
дави судью... или кишка слаба?!)
Приятно было познакомится,
Виктор
Виктор Кй 25.11.2009 08:51 Заявить о нарушении
Валерий Берсенев 25.11.2009 14:37 Заявить о нарушении