Поэты Двадцатого века

    1.
   Их немного. 
   Владимир Маяковский,Сергей Есенин, Евгений Евтушенко,Владимир Высоцкий( для некоторых это спорно).Николай Рубцов, Иосиф Бродский.
Всего семь. У каждого свой список. Если снизить критерии то список расширится,конечно же.
Много было ярких, талантливых авторов. Ну а у нас критерии были такие:
   Поэт это личность - значительная,масштабная,харезматичная, своеобразная яркая,как комета.
   У поэта своя присущая только ему и очень искренняя и неподдельная и неповторимая авторская  интонация.
   У поэта обязательны, не избранные эстетствующие единицы почитателей и знатоков,а армия
поклонников,знающих наизусть и  выбирающих именно его в собеседники и советчики и в самые трудные и в самые радостные минуты своей жизни.
   Поэт это не автор одного шедевра.Настоящего поэта всегда много.
   Поэта невозможно представить себе без его целой серии стихотворений, которые стали песнями,стали достоянием отечественной литературы.
   Три доминирующие темы, отраженные в творчестве,так или иначе показывают нам настоящего поэта: Любовь к природе,любовь к женщине и любовь к Родине.
   Поэт это безусловный мастер исполнения.Но это не ремесленник отшлифовавший технику до холодного совершенства и не изобретатель экстравагантных и вычурных метафор, а пишущий по наитию и вдохновению на своем родном и естественном языке.
   Всех названных поэтов отличает одно -  они никогда не баловались со словом,
не были заняты только собой и любили много читать стихи других авторов.
     2.
   А теперь о других поэтах не попавших в наш список,но безусловны бывших большими поэтами.
   Леонид Филатов.
   Блестящий автор. Самородок. Искрометный народный юмор. Богатое наследие. Но узок в теме. В основном  это пьесы - отличный по исполнению пересказ для театра известных сюжетов.Отличительном,незамеченным и редким достоинством Филатова было то,что он был тружеником поэтического цеха и никогда не писал о себе любимом.
    Анна Ахматова.
 Грант.Тонкий дамский лирик. Но в ее камерных альбомных стихах находят отражения только лично пережитое. Нет, увы,например, темы войны очевидцем которой она была.
    Андрей Вознесенский.
Безусловно одаренный и признанный поэт.Автор текстов ко многим песням.  Его очень рано заметили и записали в поэты и это его испортило. Его уделом стало
изобретение ярких  метафор пригодных для бросания в толпу. Тексты его - рваные,декоративные с манерным позерством,  не содержат работы над смыслом, написаны по вдохновению, как за один раз - писал на ходу.  Старался быть непохожим. В конце своего творчества скатился к конструктивизму. Обожал Пастернака.
Вознесенский - нереализованный прозаик.
    Александр Твардовский.
Классик. Отличный и непревзойденный исполнитель на русском языке. Автор оптимистичной поэмы о солдате на войне "Василий Теркин".
Поэт своего времени.
    Белла Ахмадулина.
 Тонкий,умный, сюреалистичный и признанный поэт. Долгое время была моим любимым автором. Но как много осталось за пределами ее ажурных стихотворений. Имела особенную манеру говорить и читать стихи,которая стала подражаемой и от которой, как говорил Евтушенко,водопродочики роняли ключи.
    Робе5рт Рождественский.
    Не нуждается в комментариях. Автор многих любимых в народе песен замечательных стихотворений,сочетающий в себе и тонкий лиризм и активно выраженную гражданскую позицию. За исключением отдельных его удачных песенных произведений монументальное значение его творчества со временем потускнело.
    Борис Пастернак.
    Признанный классический русскоязычный поэт.Эстет.В народе известен мало.Многие его стихи  сложны и непривычны для восприятия.  Был номинирован на нобелевскую,но отказался. В жизни был тих,замкнут  и скромен. Имел сложные отношения с Маяковским. В конце творчества пришел к пониманию необходимости писать простые стихи.
    3.
   А теперь о тех поэтах,появления которых мы не дождались.
   3.1. Мы не дождались,например, яркого природного живописца.
   Пишущие авторы это в основном жители городов,входящие в клубы по издательским интересам,с оторванными корнями. Их стихи это продукт неглубоких наблюдений в процессе их прогулок по окрестностям. Природа здесь выступает только фоном,декорацией для авторского присутствия. Пишущие деревенские авторы оказались оторваны и непродуктивны.
   Красоту природы в стихах много описывал Бунин и был в этом признан. Но природа в его произведениях похожа на цветную узорную графику,красивый натюрморт.
Позиция автора - отстраненная,восторженная, но созерцательная.
   Тонкое,проникновенное описание духовного единства человека и природы передал в своих
немногих провинциальных зарисовках Николай Рубцов.Предельно простыми изобразительными средствами он
добивался максимального ответного сопереживания.
   3.2. К сожалению мы не дождались в отечественной поэзии творца любовной лирики.
Каковые были,например,во француской или восточной поэзии.Даже признанные и названные мастера касались этого неохотно.Свою "Песню песней" писать никто не собирался.
Отношение к женщине у большинства авторов послевоенного времени оставалось потребительское, отчужденное,вторичное.
Интимная чувственность была не в моде.Поэзия была однополой. Собрания сочинений  переполнены обращениями к другу,хвалебными посланиями одного мэтра другому.Даже появился повод говорить о духовной ущербности людей, судьбы и души которых были опалены войной.
Завершение 20 века и наступление нового отметилось пришествием раскрепощеной творческой свободы и многих авторов пробующих себя в гендерной и даже эротической теме. Но здесь мы сразу проскочили ожидаемый и благодатный период целомудренного и образного слова и соблазнились,напрасно споря с объективом видеокамеры, откровенными описаниями известных сцен. Время покажет будет ли у этой темы признанный автор и благодарный читатель.
   3.3. Далеко в стороне от авторских интересов и способностей оказалась тема развития литературного языка как такового,тема в продолжении философских и религиозных размышлений. В стихах мы пока не дождались масштабного мыслителя \каким был для своего времени В.Маяковский\ который бы вобрал в себя, синтезировал и выразил в  тексте весь опыт познания человеком бытия. Более других в этой теме продвинулся И.Бродский.
   3.4. Кроме названых Высоцкого, Филатова и скромно примкнувших позднее к ним поэта - правдоруба Игоря Иртеньева и другого Игоря - Губермана, мы не можем назвать творцов
иронической поэзии,совершенно необходимой для полноценной и самодостаточной личности.
Многих авторов увлекает тиражирование расхожего и неземного образа,мечтательного, печального и ранимого поэта.

   3.5. О Иосифе Бродском отдельно.Хороший сочинитель. Рисовальщик словом.
У него, как сейчас говорят, 3-D слово. Он мыслит и читателю нравится мыслить вместе с ним и даже мыслить, как он. Он радует своего читателя тем, что его сочинения значительны в размерах и выдержаны по форме.
Он в стихах всегда одиночка - это признак самодостаточной личности и читатель может стать его собеседником.

   3.6. О Владимире Высоцком. Здесь надо разделить: отношение к личности-нормальное,отношение к его образу жизни - не принимаю; и отношение к его стихам.
Его стихи имеют массовое признание, они цитируются более чем стихи других авторов.
Но все же его сочинения лежат за пределами нашего понимания поэзии. Это скорее народное творчество. И, конечно, его стихи этот феномен его актерского исполнения.
Сам я уже не отношу его к читаемым авторам, а  к тем, кого иногда слушаю.
Его стихи оказывает большое влияние, начинаешь подражать, и тем кто хочет реализоваться в поэзии, лучше его избегать.

   3.7. Евгений Евтушенко. когда задумываешь написать о Евтушенко,  душа расширяется -
это как же все охватить? Что сказать? Это же ни во что не поместится...
Евтушенко это, как вы уже наверно поняли, мой любимый автор. От него я понял как надо писать стихи. Как должно быть весомо слово в строке. Как важна авторская мысль и позиция.
Форме он не уделял особого внимания, но очень строго и профессионально ей следовал.
Он из всех названных более остальных читал и перечитывал других авторов и написал толстенную антологию. Мне кажется, он не разделял стихи на "свои" и "чужие". Он был гражданин мира.
     Евтушеннко перешел в моем понимании такую личностную черту, за которой поэта уже не критикуют и не оценивают, а принимают таким, как есть, как явление природы.

   PS. Конечно мы написали эту статью не для того чтобы составить свой  субъективный рейтинг поэтов,а для того чтобы показать сколь велико, значительно и ответственно это звание  поэта.И  как нередко пишущие авторы самозванно и важно расхаживают в "паэтах",не понимая какое это уникальное и неисполнимое явление.


Рецензии
Николай, Ахматова писала о войне. Пусть не столь объёмно как Ольга Бергольц, отказавшаяся покинуть блокадный Ленинград, но писала. Стихи сороковых годов пронизаны болью за гибель миллионов людских жизней, но уверенностью, что Победа состоится и она будет за советскими воинами. Её "Мужество", написанное в 1942 году в Ташкенте, куда Анну Андреевну сослали как жену растрелянного врага народа и советской власти, можно считать эталоном гражданственности: она не кричит как Маяковский, а тихо, но сурово объясняет всем за ЧТО народ идёт умирать - НЕ за Сталина, а "И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ... И ВНУКАМ ДАДИМ...". Если бы Ахматова слышала сейчас, ЧТО творят с этим самым русским словом внуки, она бы взорвалась негодованием.
а ещё есть велиолепные поэмы "Поэмы без героя" и "Путём всея земли", где она возвращаются к теме В.О.В.
И, если честно, мне много дороже "дневниковые, ☺ будуарные" личностные стихи Ахматовой, чем философские поэмы Бродского. Первая писала для души и сердца, второй - для умственного анализа.

Но Вы как-то в стороне оставили таких замечательных поэтов как Ольга Бергольц, Расул Гамзатов, Любовь Воропаева, Александр Башлачев, Шаламов, Окуджава, Визбор, Галич...

Любовь Терехова   22.12.2009 01:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Любовь.Спасибо за отклик.
Да,у Анны Андреевны есть военные темы в стихах. Но,например, то же "мужество".Начала она его сильно,по ахматовски, но завершила,сведя разговор к проблемам языка.К Ахматовой нет у нас упрека - она военное время провела вдали. Каждый автор для своей темы. Военной темы многие избегают она может сжечь.
У Гамзатова мне более нравятся стихи его отца.Некоторые очень мудрые:
"Крупица воска встретися в меду и волосок в овечьем сыре
что делать к моему стыду и я не словершенен в этом мире"
Названные Вами Башлачов,Шаламов,Окуджава,Визбор и Галич
все очень разные,и неплохо пишущие авторы, а Визбор и Окуджава несущие
и личное обаяние. Но мы вели речь о поэтах и подняли планку очень высоко.
Понятна Ваша симпатия к женскому миру Ахматовой,но для меня поэт это не
передающий языком стихов СВОИ чувственные восприятия окружающего мира,
а наблюдающий,осмысливающий и описывающий окружающий его мир.
Еще многие не названы и это хорошо. И все же минувший век нам не оставил ни Пушкина ни Лермонтова - время было для поэтов не подходящее.
Современные стихи значительно сложнее интереснее и многомерны по содержанию. Напрашивается в продолжении темы написать о авторах прозы
ру. Читаю с Вашей подачи Л.Воропаеву. Ольга Берггольц,не готов ее оценивать как поэта,но как достойный гражданин она состоялась и это было в ее стихах.

Николай Кладов   22.12.2009 19:44   Заявить о нарушении
А в 21 веке ему появиться суждено лишь тогда, когда от русского языка останутся рожки-ножки; судя по поступательному движению разрушения языковой культуры и уничтожения лексических знаний - времени для утраты литературного русского языка осталось немного.
Увы, нам...

Любовь Терехова   22.12.2009 23:14   Заявить о нарушении
Разделяю Ваши опасения,но оптимизм не теряю.

Николай Кладов   23.12.2009 18:16   Заявить о нарушении
На мой взгляд, стихи тогда становятся высокой поэзией, когда не только проходят через душу читателя, но и остаются в его сердце, в его мыслях. Там, где стихи являются частью политики поэзия трансформируется в зарифмованные тезисы, репортажность.
Стихи "А мы с тобой брат из пехоты", "Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины", "Если звёзды зажигаются, значит...", "Вспомним всех поимённо..." тревожат и душу, и сердце, остаются в памяти - это поэзия. А "достаю из широкин штанин краснокожию книжицу" и "мы говорим Ленин - подразумеваем партия" - ритмично зарифмованные тезисы, чистое политиканство, далекое от поэзии вообще.
Поэтому я люблю всё Окуджавское, Ахматовское, Шаламовское, Гумилёвское, Блоковское, Мандельштамовское ... и лишь малую толику от творчества Маяковского ☺.

Любовь Терехова   23.12.2009 18:38   Заявить о нарушении
Мне кажется Вы приняли распространенную позицию в оценке поэзии. Она сводится к тому, что поэзией может быть только глубоко ЛИЧНОЕ,нашедшее отклик в другом таком же одиноком сердце. Авторы, которые пишут на общие гражданские социальные или политически востребованные темы будто бы это все подпевалы, не способные написать настоящие стихи.
С вами серьезно спорит, однако,Н.А. Некрасов "Поэтом можешь ты не быть,но гражданином быть обязан" Талант определяется не выбором темы.
Писать о цветочках и вздохах не значит быть тонким поэтом.
Неужели широкое масштабное письмо В.В.Маяковского,бьющим как океанический прибой, и выбрасывающим на берег, как жемчуга, единственное верные набатные слова,можно сравнить с унылым брюзжанием о чем своем, мелком изгнанного в Воронеж человечика.
Неужели, читая поэму "Владимир Ильич Ленин" ,можно заподозрить автора в неискренности,политической коньюнкьтуре? Сколько там ярких точных художественных мазков!
Наша позиция здесь одна. Сначало нужно оценить меру потического таланта, и масштаб личности и, если автор безусловно является ПОЭТОМ по ПРИРОДЕ своей, его нужно принимать таким как он есть (у природы нет плохий погоды Э.Р.)
Еще раз настаиваю на своей оценке поэта, прежде всего как личности. Настоящий поэт это тот кто перерастаает из мирка своих чувственных переживаний,это гражданин Мира, узнать его легко по теме,он пишет не о себе,а обо всем вокруг себя.

Николай Кладов   24.12.2009 19:23   Заявить о нарушении
"125 блокажных грамм с огнём и кровью пополам" - это из личного, не сторонненаблюдательное. Как и Симоновские "Майор привёз мальчишку на лафете. Погибла мать - сын не простился с ней..." - тоже из лично пережитого. Но разве от этого в этих стихах меньше гражданственности поэта и человека или реалистичности того времени?
Уверена, что "Поэма о Ленине", "Поэма о Кирове" писались не от фанатичной преданности делу Ленина-Сталина, а потому что надо было доказывать свою политическую лояльность. Как и "Молодая гвардия" создавалась по личному распоряжению Сталина, в результате чего автор оболгал и записал в предатели невиновных.
Мне нравится у Маяковского "Случай на даче...", "Рассказ о ...Кузнецкстрое", но поэма о Ленине ... простите, я со школьных лет не была согласна с величественностью сего творенья для мировой литературы, о чём имела неосторожность заявить на открытом уроке при членах районо, опосля чего и была благополучно исключена из членов ВЛКСМ. и до сих пор не изменила своего отношения к оде о вожде.

Любовь Терехова   24.12.2009 22:06   Заявить о нарушении
Да,о Симонове. Он оставил сильнейшую по исполнению целую серию стихотворных военных зарисовок, выполненны с натуры и заставляющих сопереживать. Но увы его стихи полны ранящего душу фатального, героического драматизма,призванного поднять солдат.
Как и сочинения А.Солженицына они тяжелы для прочтения,так как переполнены событиями,которые мы всеми силами хотели бы избежать.
"Теркин" Твардовского отличается верно выбранной авторской позицией и
переживет. Хотя в чем то вы правы : "Жди меня" "Бьется в тесной печурке огонь" написаны в письмах жене,не для публике и стали потрясающей классикой,чего сами авторы не предполагали. Тем и интересно это занятие
писать стихи-своей необъяснимостью воздействия и невозможностью сочинения подделок.
"Случай на даче.." Маяковского это не стих это декларация в Этом весь Маяковский в этом смысл поэзии. Каждый из поэтов писал в свое время
и пока еще не было,увы, для нас поэта такого масштаба,который был бы вне времени.
Спасибо,Любовь, за возможность дискуссии. С удовольствием ее продолжу.


Николай Кладов   25.12.2009 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.