Два в одном - Моцарт-Заболоцкий
Столько тревоги и страсти...
Иль не хватало покоя в дому,
или ты так грезил адски?
Может, и впрямь, обманули тебя,
музыки ада прислали.
Ты изошёлся в ней, плакал, страдал,
где уж тут жить с ней мечтами...
Нет, я сегодня не верю в неё,
музыку беса и злости.
Моцарт, давай потихоньку споём,
чтобы так не было горько.
Если ты думаешь, жизнь такова,
с шумом мечты оживают.
То может было мечтанье тогда,
гимн революции, пламень?
Чистая правда, сошёл ты с ума,
если по нотам метал так.
Моцарт, стекает в ноябрь смола
лунной твоей вакханальи.
Вот невезенье, секунду мечты
я обнаружила только.
А на подвесках свободной луны
было свободное облако.
Ты у воды настоял на своём,
волны тебе диктовали.
Трап с неба бросил тебе голубой
Бог, оставляя на грани
Вензель креста, чтобы вышло тебе
столько мелодий из ада,
чтобы от них кто-то сразу воскрес,
так и мечта воспаряет.
Полно, с тобой обо всём толковать,
как бы чего не случилось...
Ну-ка, мой Моцарт, вернёмся. Мечта
с неба, как ангел спустилась.
**
Трактовка дня - заданье ночи.
Ревниво вечер убежал.
Был целым, стал чуть-чуть короче,
когда луны зажёг кристалл.
Луна ладони протянула,
раскинув платье по воде.
Берёзовая грусть тонула
в гнетущем душу ивняке.
Ни уток, ни гусей, ни чаек.
И звёзд по пальцам сосчитать.
Так в ноябре луну встречают,
чтобы дать знак её речам.
Скажи на милость всё всем сразу.
Вода холодная журчит,
А с неба редкие алмазы
как новогоднее сочит.
То праздник, или это редкость,
то тайна, или чей-то бред.
Сосна, рябина, Переделкино,
и Заболоцкий можжевел.
Старо и новое преданье,
слов мало новых на земле.
И мы так часто повторяем,
чтоб не забыть того, кто пел,
спешил открыть загадки миру,
и, сам немного хитроват,
слетал из лирика - в сатиры,
как с корабля ступал на бал.
Бывает больше перемена,
но людям мало перемен.
Порой приходит вдохновенье,
чтоб оторвать от важных дел.
Сегодня случай тот же самый,
слетело с неба в лунный миг.
И я мечтаю, вновь мечтаю
открыть желанный материк!
Свидетельство о публикации №109110207033
Взял хворостину и ею меня отхлестал!"
Это Юрий Кузнецов написал. О себе, как он въехал на Парнас на... хворостине, и не на Пегасе. Вы, Вера, видимо, недавно начали писать.
Если примете совет: возьмите любое ваше стихотворение и попробуйте изложить его в прозе. Потом запомните естественный порядок слов. Попытайтесь сделать так, чтобы и в стихах слова друг за другом шли естественно - так, чтобы все, что вам нужно, было бы сказано - это во-первых, второе: заметьте - иногда мы говорим так, что с самой речи естественно возникают отрывки стихотворных ритмов.
Третье: попытайтесь говорить стихами, как прозой.
"Как гриф гитары - стройная корма
Гондолы, проплывающей каналом."
Строчки - одновременно прозаические - и стихотворные (к тому же). (Эту ремарку я написал, вроде бы, в прозе, но - приглядитесь: в ней есть кусочек и стихотворного ритма.
Так и вы - постарайтесь добиться в стихах "прозаической" естественности в порядке слов.
Пушкин:
"Мой дядя - самых честных правил.
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше - выдумать не мог"...
Это - тоже пример прозаической естественности в стихе. Добейтесь этого - вот у вас есть строчка: "Спешил открыть загадки миру..." - тут у вас один из росточков к непринужденности.
Но вдруг - стих словно ломается. Причем - видно, что не по вашей воле. Когда читатель видит такие вещи - он этого поэту не прощает.
Валерий Берсенев 03.11.2009 15:55 Заявить о нарушении
Люблю ломать стихи, как иву.
ВАлерий, я ломаю всё.
И только так смогу я выжить
в поэзии своих времён!
Золотце, мы будем говорить на эту тему тут?
Или выберем другое место?
С хворостиной,
Парамонова Вера 03.11.2009 16:08 Заявить о нарушении
Я к тому говорю, что нарушая закон, надо хорошо знать Кодекс в этой области.
Отлично, если все эти "переломы" помогают ясности смысла. К коли - нет?
Хорошо, если по своей воле ломаешь. А если это от неумения?
Я ведь - тоже кое-что "ломал"...
* * *
Ах! Какие саранки цвели!
Лепестки загибались,
Как мизинцы красавиц,
За чаем,
Который пьют
Из молочных пиалок утра.
А закат расстилался вдали -
Целый день до него - перламутровых дуновений...
И сожмутся, и вырастут тени,
Полукруг проползая в пыли.
Я не про то, как просторно в юности время,
Я про то, как саранки цвели.
Тут я тебе и рифму в середину строки пихаю, и сам размер узлом завязываю...
Тут тебе и рифма "утра-перламутра", которую я против правил продолжаю длинной строкой, и поддержка ее в следующей строке - почему-то вначале этой строки. И вспоминаю окончание самой первой строки и где-то через пять строк, потом делаю поддержку еще через три строки.
Вывязываю, завязываю строчки узлами...
Я тут, в стихе - хозяин. Как бы ни вязал строчки - смысл не теряю. Смысл - кристально ясен.
(Другое дело: стих этот слаб в ином - он не дает простора, выхода в метафизику, в философию... Тут, я сознаюсь - он куцеват... Да что там - совершенно куцый. Взгляд в тему - слишком близорук... Потому я и не считаю себя талантливым поэтом, только любителем-стихотворцем.)
Валерий Берсенев 03.11.2009 19:40 Заявить о нарушении
Неужели Вы не поняли что я Вам хотела сказать?
Надеюсь, я не причинила вреда Вашему "Я"...
Парамонова Вера 03.11.2009 20:31 Заявить о нарушении
Я только к тому вел, что разбирая строение надо знать, где краеугольные камни его кладки.
У вас, Вера есть отличные строки.
Есть строки "хулиганские", отрицающие принятое до сей поры стихосложение - следует это приветствовать.
Но иногда рвется смысл. То есть - хорошая дерзость становится излишне безоглядной, потому - само изложение мыслей, чувств и событий - расплывчатым. Рука еще не тверда.
Это говорилось мной с предположением вашего понимания. Вашей непредвзятости. Возможности для Вас - оглянуться на сделанное. Всего лишь.
Как читатель, я не понял кое-чего в вашем стихе. И только частично в этом виновата моя неразвитость. Другая часть моего недоумения - на Вашей совести.
Посмотрите сами.
Валерий Берсенев 03.11.2009 20:47 Заявить о нарушении
"Тут жить" - слышится, как "тужить", то есть - грустить, тосковать, отчаиваться...
Совершенно косноязычно четвертое четверостишие. И вообще - причем тут революция? Моцарт просто "купался в звуках", мыслил и чувствовал музыкой, таков был для него самый привычный способ думать и чувствовать.
"Бессонница моя меня томила...
...Пришли мне две-три мысли,
Послушай-ка (играет, сидя за инструментом).
Конечно, пораздумав, можно уяснить себе, о чем же это написано. Но... настолько ли терпелив наш читатель?
Ради бога, не обижайтесь...
Я все думаю: как бы сохранить этот ваш "хулиганский" настрой, но не дать ему сожрать смысл и чувство в ваших стихах?
Валерий Берсенев 03.11.2009 20:55 Заявить о нарушении
Я даже хотела, чтобы Вы более порассуждали.
А почему бы и нет, ведь тут два в одном.
Вы ещё даже не прикасались к самой теме.
Парамонова Вера 04.11.2009 11:12 Заявить о нарушении
Анализируя своё, я не затрону ничьих пристрастий, ничьего самолюбия - это первый выигрыш. Второй в том, что история написания любого стиха (моего!) для меня - как на ладони. Третий - я не из талантливых поэтов, больше графоман, чем поэт. Потому - мои стихи попроще, чем у Кузнецова, Бродского или Заболоцкого. Это именно в силу моего меньшего дарования.
Еще один важный момент: несмотря на малость моих достижений, я из-за долгих занятий стихами (40 лет) - все же чего-то достиг. Хорошее произведение может сотворить любой. Только одному на это понадобится год, другому - сто лет. Даже поместив столько "произведений" на стихи.ру, я помню: действительно качественных вещей - хорошо если с десяток будет.
Валерий Берсенев 04.11.2009 13:50 Заявить о нарушении
Можете сами справиться, или помочь?:)
Парамонова Вера 04.11.2009 16:35 Заявить о нарушении
Валерий Берсенев 04.11.2009 18:40 Заявить о нарушении
Парамонова Вера 04.11.2009 19:28 Заявить о нарушении
В 1982 году довелось поучаствовать в зональном Всесибирском семинаре молодых (тогда я был молодым!) поэтов. Причем занимался я в семинаре Юрия Поликарповича Кузнецова.
Нынешним поэтам это имя вряд ли о чем-то говорит.
Имею ли я право сказать собрату, что он (хотя бы по сравнению со мной) недавно начал писать? Это собрата никак не унижает.
Валерий Берсенев 04.11.2009 22:15 Заявить о нарушении
Спасибо, что напомнили мне о Юрии Кузнецове! Я давно его не читала, к своему стыду. Исправлюсь! Знаю, что он исключительный и замечательный!
А вы так задаётесь, что я подумаю, буду ли я Вас читать дальше. Зачем мне это? Вы будете всё время зудеть, а я буду Вам сопротивляться. А я буду!
Парамонова Вера 04.11.2009 22:34 Заявить о нарушении
Валерий Берсенев 05.11.2009 05:58 Заявить о нарушении
Но - не выход - просто ломать существующие формы. Надо ломать их так, чтобы у читателя не возникло вопроса: "А действительно ли этот поэт - новатор? Может, он просто не умеет? Вот и выкаблучивается...".
Я осторожненько к "реформаторству" подходил. Вот есть стих "Осенняя смерть". Там я рифмовку разрушаю. Но, на место рифм я ставлю параллелизм. У читателя тогда не появляется вопроса, умеет ли автор. Построить параллелизм - тоже большое умение нужно.
* * *
Три окна в соседнем доме.
Из-за штор - полусвет...
(Одолели мелочи,
Надоели мелочи -
Хватит!).
Кто-то, видно Богу душу
Отдает в соведнем доме.
(Хорошо, когда имеешь
Душу,
Чтоб ее отдать.)
Женский голос: "Умер, умер!" -
Зазвенел в соседнем доме.
(Словно старая одежка -
Тело. Душа - свежа.
Так оно приходится,
Что душа износится
После.)
-Эй, друзья, послушайте:
Кто хотел бы душу-то
Приютить?
(Одолели мелочи,
Надоели мелочи -
Душат.
А в телах без радости
Ютятся среди разностей
Души.)
А душа великая
Полетит, курлыкая,
К Богу.
Только Бога - нету.
Скитайся по свету,
Пока не прибьешься
К чьему-нибудь порогу.
Одолели мелочи,
Надоели мелочи,
А душа великая -
Ждет.
Работаю на параллелизме, отказавшись от рифм (только факультативно, как бы случайно использую, чтобы подчеркнуть смысл, а в других случаях - не рифмую). А чтобы не было сомнений: пусть читатель видит, не случайно нет рифмы, а, используется, как прием, я даже ритмический рисунок веду так, чтобы и намека на рифму не было.
Только в ударном месте, ограниченно, - рифмую.
И получается текст не расхристанный, не беспорядочный, но - текст нового ритмо- смыслового рисунка.
Не знаю, как бы отнеслись другие - это мой способ. И он, такой способ освежения обычных форм - лучше (смею надеяться) того, что даете вы.
Помнится, в воспоминаниях Мартынова, какой-то профессор в споре с Багрицким все о сонетах вспоминал. А Багрицкий взял и прямо на аудиторской доске, мелом написал сонет - не останавливаясь и без помарок.
Ломать рифмовку вы ломаете, но вот такого "Багрицкого" доказательства, что все это так и задумано, у вас нет. Охотно верю, что все у вас сделано со смыслом. Но - где... нечто такое, чтобы читатель не посмел в вас усомниться?
Валерий Берсенев 06.11.2009 09:23 Заявить о нарушении
Напишите ему, что я такая-сякая, не достойна ихнего внимания, и читать меня опасно для их чувствительного уха, ума, чести, чего там ещё по списку? Я в этом Вам не помощник!
Парамонова Вера 06.11.2009 23:20 Заявить о нарушении
А это другое дело. Стал бы я писать столько, если бы не чувствовал "искру"!
Я у себя в городе десять лет веду лит. студию, не организатор (сразу отказывался от этого)а худрук. Такие люди, как вы, если поймут, что их не третируют, потом великолепные вещи пишут.
"По небу солнце масти красно-рыжей
Спускалось к горизонту на покой
И, погруженное в огонь бесстыжий
Вело с землей свой спор глухонемой".
Или:
"Сосульки - гвозди ледяные -
К земле пришпилили снега.
Как в крышку гроба, водяные
Стучат водой о толщу льда..."
Это у нас, в Междуреченске, Ника Пашнина так пишет. А у вас - задатки не хуже.
Валерий Берсенев 07.11.2009 09:11 Заявить о нарушении
чтобы крестом она воскресла!!!
Удовлетворит ли Вас хотя бы моё коротенькое...
Право, не знаю.........
Парамонова Вера 07.11.2009 12:25 Заявить о нарушении