Итоги финала от Вячеслава Ильина Psyna
Приветствую всех. Интересные стихи. Необычные ощущения, словно на баяне жаришь, а меха тянутся и виснут, когда натягиваешь на тексты диапазон из 12 баллов…
Начну с краёв, чтобы стали понятны мои критерии и предпочтения.
1 балл поставил тексту Дмитрия Шунина «Наступит день». В тексте нет технических огрехов, это ладно сколоченный «скворечник», в котором даже скворец аккуратно прибит и что-то там поёт, насколько возможно петь в таком состоянии. И звучит пророчество малого апокалипсиса. Не всем сразу хана настанет, а каждому в свою очередь, и не полная хана случится, но будет неприятно.
Это, конечно, право автора, видеть мир так, а не иначе. И самый низкий балл я поставил не столько за мрачные угрозы и констатацию подлости окружающих, сколько за черезвычайную плоскость идеи.
Как читатель, я готов вытерпеть многое – и пессимизм автора, и антиутопический сюжет – был бы язык красив, идеи многогранны, мораль затейлива. А тут всё просто – дерьмо случится и люди покажут свою дерьмовую сущность. (Кто тогда такие «мы», правда, не понятно, но ладно.).
Я долго пытался вникнуть в главную метафору и найти в ней скрытый смысл. Может быть «нас предадут и вещи поделят» - это про нашу смерть и оставшееся наследство? На это вроде намекают строчки: «А мы шагнём навстречу пустоте,
Такой пугающей и долгожданной.» И тогда «предательство» - это остаться в живых? Но нет. Автор продолжает удерживаться в заданной плоскости.
Не найдя экзистенциального поворота, я начинаю искать психологический скрытый смысл «Такой пугающей и долгожданной» - то есть лирические герои сами стремятся к тому, чтобы их предали? В этом есть радость освобождения от чего-то? Но и эту линию автор не поддерживает, а продолжает свою навязчивую паранойю: «продадут, предадут, испоганят…», и я не вижу в тексте ни эстетического удовольствия, ни глубинной идеи, и не нахожу чему посочувствовать. Остаюсь в недоумении – о чём это и зачем?
12 баллов поставил стихотворению Софьи Сладенько «Моя смерть».
Я не в полном восторге, но текст богатый и на образный ряд, и на чувства, и на смысл. Есть и неожиданные переходы – от театрализованного начала через почти голливудские «спецэффекты» ( для поэтического текста такой приём необычен) к личной трагедии (опять же изящно – через образы), далее – к размышлениям, а в конце – метафизический переход, суть которого я не совсем понял, но эмоционально он меня тронул и вдохновил.
Использование разных модальностей восприятия тоже хорошо обогащает – переходы от образов к звукам, к чувствам, затем к мыслям и завершение сюжета в другом, более широком смысловом плане.
В тот момент, где лирический герой рассуждает про абстрактные вещи типа «итоги» я начинаю терять мысль, но слава Богу эти абстракции быстро заканчиваются. Вообще, текст насыщенный, много всего и не затянуто.
Стихотворению Сержанта Грея «Переправа» поставил 10 баллов. Текст в каком-то смысле идеальный. Всё очень ладно, цельно, здорово написано, и благозвучно и осмысленно и чувства лирического героя заметны. Но вместе с тем текст мне кажется настолько завершённым и самодостаточным, что мне в нём нет места. Он словно сам для себя, а не для читателя. Я любуюсь им со стороны, не погружаясь внутрь, и когда он проходит мимо – я остаюсь не задетым.
Сафронов Андрей явил миру текст «"Маргарита" на двоих». Тексту я поставил 11 баллов. Впечатления очень разнообразные. Во-первых есть ощущение, что это не поэзия. Ощущение такое не из-за прозаических вставок, а из-за специфического воздействия на меня-читателя. Я бы отнёс это произведение к текстам, созданным для чтения со сцены. Как Евгений Гришковец читает свои рассказы – это ведь тоже не совсем проза, это особый жанр.
Воздействие произведения на меня - читателя сильное, но честно говоря, я бы такое по доброй воле читать не стал. Поэтические кусочки вполне гармоничные и интересные, а вот прозаические – это весьма качественное наведение транса. Причём транса тоски, бредовости, душевной пустоты, что малоприятно. И тут, если оценивать то, КАК написано – то высший балл. А если оценивать то, ЧТО написано – то чур без меня. Поток эрудированного, запутавшегося в себе сознания можно воспринимать только с отключенной критической частью – как в трансе сидишь и внимаешь внушаемым сценам, из открытого рта стекают слюнки… Тут наслаждаться поэзией невозможно – можно только воспринимать. Потому я и написал – что это не поэзия.
Наводимый транс замечательно передаёт переживания лирического героя. Заставляет переживать. Правда, читать я бы, повторяю, по доброй воле бы не стал, а если бы читали со сцены – слушал бы в полуха.
Концовка – шикарная. Действительно возникает переживание мимолётной надежды, мелькает призрачный свет в конце туннеля тоски и безысходности. Но до конца произведения надо дожить, а на это способен не каждый читатель.
Стихотворению «После сказки» Татьяны Тау поставил 9 баллов, но это после внимательного изучения. А вначале баллов было гораздо меньше. Почему-то первая строфа кажется ритмически искажённой и это мешает восприятию. Вероятно дело в плотности звуков первой строчки: «Расскажи мне без надрывной боли» - 10 слогов, 5 слов и много звонких согласных рядом «безндрвн». В третьей строчке «Рано поседевшие Ассоли» - тоже 10 слогов, но слов всего три, они читаются легко и третья строчка ощущается как ритмический провал.
А так, стихотворение вполне живое, грустное.
Макс Неволошин порадовал своей «Памятью» - 8 баллов. Кибернетическая метафора не только описывает устройство мыслительного компьютера, автору удаётся в ней передать даже механизм эмоционального опустошения, психологическую глубину, чему я сильно порадовался. Юмор меня тоже порадовал – у поэтов с юмором часто беда. Хотя юмористическое окончание не позволило погрузиться ещё глубже – тут уж кто что выбрал.
Екатерина Ладных «По течению» - 7 баллов
По воздействию этот текст немного напоминает «Маргариту на двоих» Андрея Сафронова. Длинное предложение без подлежащего и сказуемого наводит лёгкий транс и воспринимать его нелегко. Но всё-таки это ещё поэзия :) И красиво получилось, особенно в конце – где наконец-то появляются образы и выныриваешь из всяких абстрактных причастий, наречий и прочих частей речи.
Максим Корсаков «Пожелай мне доброй ночи». – 6 баллов Замечательное стихотворение, но в попытке передать разговорную ритмику, мне кажется, автор переусердствовал. Первая строка второй строфы слишком длинная и мешает восприятию, сбивает ритмику.
Стас Чайкин «Прощание навсегда». – 5 Замечательно написано, не банально, только тема всё-таки настолько избитая, что не особо возбуждает интерес.
Геннадий Брянский – 5 баллов за стихотворение «Лилит».
Может быть я старый циник, но в этой архетипической истории я вижу лишь банальную бытовуху с изменой, и не особо понимаю, в чём её глубинный смысл. Лирический герой показан совершенно безвольным мужиком, которым крутят женщины любого склада характера. Это скорее карикатура на жизнь, чем жизнь. Хотя автор, похоже, рисовал драму, но сочувствия лирическому герою не испытываю.
Примечательно, что в тексте использована одна из самых распространённых женских манипуляций: «Будь мужчиной» означает, по сути: «Сделай то, что хочет женщина».
Смена ритма в «триптихе» мне не понравилась. Понять замысел приёма могу, но читать неудобно.
Гражданин России – 2 балла за текст «Вальс».
Неплохой текст, но вот портит впечатление запятая, поставленная не к месту: «С матами мелочь, бросая старухе в ведро» - запятая тут словно точка.
Как я понял, этот вальс написан специально для пения в переходах метро. Завидую, сам давно хотел такую песню написать, чтоб граждане подавали обильно, а били не больно :)
И песня призвана рождать веру в добро. Но вот тут прячется несколько айсбергов в засаде. Можно так сочинить и спеть песню, чтобы люди останавливались на ходу и начинали слушать, и в душе у них теплело и ликовало и рождалась вера в добро. А можно спеть «Остановитесь, куда вы бежите, я вам не завидую, давайте сейчас добро вам в души поселю» - и эффект будет прямо противоположный. Я бы только прибавил шагу.
В попытке образумить спешащую толпу автор (вероятно без злого умысла) замечает, что «вокруг вороньё» и «преисподняя». «Это ты кого вороной обозвал?» – Подумал бы я на месте прохожего.
Метод решения психологических проблем, рекомендуемый автором песни – самый бесполезный – «Пусть на перроне бездушие, холод и боль где-то останутся». Это в метро-то, где постоянный поток людей, если каждый оставит на перроне бездушие, холод и боль – метро утонет в этом «богатстве», и каждый спускающийся в эту «преисподнюю» - уже обречён. В общем, как всегда в наивных бардовских песнях – благими намерениями…
Пётр Петрушенко 2 – 3 балла за «Черный снег»
Идея про чёрного кота мне нравится. Но она могла бы сильнее играть. Мне кажется, что эмоциональное содержание «чёрного снега» стоит развернуть, но он так и остаётся «лежать в куче». Чем он так неприятен, что его обходят стороною? Про «часть забот» не совсем понятно. Слегка коряво звучание текста, например «отблеСК ЗВезд» содержит слишком много согласных рядом. Фраза «знает свОё дело» построена с ритмическим ударением не на ударный звук.
1. Геннадий Брянский - http://www.stihi.ru/2008/09/23/3311 - 4
2. Гражданин России - http://www.stihi.ru/2009/08/24/2214 - 2
3. Дмитрий Шунин - http://www.stihi.ru/2009/03/01/3933 - 1
4. Екатерина Ладных - http://stihi.ru/2008/02/17/185 - 7
5. Макс Неволошин - http://www.stihi.ru/2009/02/16/989 - 8
6. Максим Корсаков - http://stihi.ru/2009/10/05/3778 - 6
7. Пётр Петрушенко 2 - http://stihi.ru/2009/10/30/2762 - 3
8. Сафронов Андрей - http://www.stihi.ru/2009/10/29/3776 - 11
9. Сержант Грэй - http://www.stihi.ru/2009/10/21/755o - 10
10. Софья Сладенько - http://www.stihi.ru/2009/02/14/5242 - 12
11. Стас Чайкин - http://www.stihi.ru/2009/08/28/4161 - 5
12. Татьяна Тау - http://stihi.ru/2009/07/21/1168 - 9
Свидетельство о публикации №109110105965
С уважением,
Максим Корсаков 02.11.2009 13:13 Заявить о нарушении
Psyna 02.11.2009 23:28 Заявить о нарушении