Почтовый монолог - из анализа книги педагога

 
                Мудрость не от ума, а от скорби, побежденной умом.
                Е. Н. Ильин




   Одесса  -  городу Болшево Московской области,    01.11.90 г.



                Дорогая Лена Алексеевна!   Руководствуясь самыми благородными намерениями, я позволю себе  (в связи с нашей неудавшейся беседой в Вашем доме)  изложить дополнительно свои мысли по поводу нашей встречи и Вашей книги.  Несмотря на прохладный прием,  обусловленный известной усталостью от посетителей и моей безцеремонной любознательностью, я вынес от посещения Вашей семьи самые теплые впечатления.  Как и ожидал, я не встретил у вас чванства, зазнайства, лживой гордости и показухи.  Все были заняты делом,  всем было не до меня,  и это радовало возможностью спокойно осмотреться.

                Было подозрение  (правда, вскоре исчезнувшее), что Ваше недовольство посетителями идет  не столько от усталости,  сколько от желания скрыть несоответствие того, о чем Вы пишете в своих книгах  (где Вы и Борис Павлович постоянно восхищаетесь успехами своих детей), тому, что есть на самом деле.  Однако  (даже, если и так),  уличение Вас в этом несоответствии вовсе не умаляет значения Ваших книг и Ваших советов молодым родителям.  Потому что, во-первых,  Вы вели свой родительский эксперимент не в идеальных условиях и не по идеальной технологии, учились всему на ходу и, естественно, теряли время, упуская многие возможности.  А во-вторых,  интеллектуально-моральные и физические данные Ваших детей, действительно,  очень высоки;  Вам реально есть, чем гордиться,  хотя особые духовные качества Вашей молодежи в глаза не бросаются так,  как у воспитанников М. П. Щетинина,  например.

                Впрочем,  трудно судить о Вашей семье сразу,  без основательного общения и наблюдения.  Поэтому перейду к анализу Вашей книги,  которую мы решили с моими учениками сделать учебником искренности в предстоящем семейном строительстве.   Но... Сначала о Ваших возражениях против слова учебник".


                В отличие от высказанного Вами мнения о том, что Ваша книга не тянет на учебник,  мы в своем свободном общении  (на уроках "подготовки к взрослой жизни")  пришли к выводу о том, что УЧЕБНИК - ЭТО ТОЖЕ, ЧТО УЧИТЕЛЬ.  А ученик и учитель должны быть друзьями в процессе совместного познавательного труда, творчества, открытий, убеждений и самоубеждений.  Авторитет учебника и учителя,  в этой связи,  состоит не в непререкаемости их опыта и догм, а в умении доказать, понять и усомниться.

                Недостатком современных учебников и учителей мы считаем то, что И учебники (на основе святости), И учителя  (на основе своего величия) хотят поставить себя вне критики.  Однако,  в таком случае, и первые, и вторые справедливо вызывают подозрение и теряют право на искреннее уважение,  оказываемое разумом только тому,  кто может устоять перед его свободным  и  открытым испытанием.

                Поскольку мы на своих занятиях проходим период критического осмысления не только истории, но и вообще всех прошлых знаний, нам требуются учебники нетрадиционные  -  те,  которые сами учат всё подвергать сомнению.  Лучшего учебника, чем Ваша книга  "Мама или детский сад"  (по искренности изложения жизненного опыта и вызываемому к себе доверию),  нам пока не найти.

                Хочу заметить,  уважаемая Лена Алексеевна,  что выбор Вашей книги в качестве нестандартного учебника по САМОвоспитанию и семейному строительству вовсе не означает наше полное согласие со всеми Вашими рассуждениями и выводами.  Отнюдь!  Мы намерены подвергнуть Ваш  "учебник"  тщательному анализу для того,  чтобы с Вашей помощью,  быть может,  еще более приблизиться к истине и написать учебник о человеке и его семье более достойный современности,  наконец.

                Итак!  С самого начала нас крайне заинтересовал приведенный Вами на стр. 7  спор с детьми о совести.  Однако,  прежде,  чем в него включиться,  мы,  в отличие от Вас,  заглянули в словари,  вооружились собственными заготовками этого понятия,  и потому разговор о совести получился весьма основательный.  Судите сами.  Вот как я его магнитно записал и изложил в своем дневнике.






                ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ ШКОЛА  Н. П. ГУЗИКА.

Одно из факультативных занятий гуманитарного направления,  проходящее  (по желанию учеников)  на лоне Природы  (как в древней Греции)  в   п. г. т. "Южном" одесской области.    Суббота, 13 октября 1990 года.   Тема занятия:  Разговор о  совести по книге Л. А. Никитиной  "Мама или детский сад".




        САША:     Л. А.  пишет,  что они  (она и ее дети то есть)  согласились на формуле:  "Совесть  -  это УМЕНИЕ почувствовать:  хорошо ты делаешь, или плохо".  Выходит:  совесть  -  это УМЕНИЕ.   А кто не умеет почувствовать, а просто поступает хорошо по привычке,  тот что  -  безсовестный?  Это,  правда???

        ВИТЯ:     Получается:  все животные безсовестные.

        НАТАША (натуралистка):     Наоборот.  Все животные на редкость совестливые,  так как живут в согласии с законами природы и честно исполняют свой долг.  Я думаю поэтому,  что совестливый человек  -  это тот,  кто  УМЕЕТ  выполнить свой долг и реализовать свой талант,  свое природное предназначение,  несмотря на множество соблазнов жить без труда ради низких удовольствий.

        УЧИТЕЛЬ:  Я с этим согласен.  Но все ли этим сказано о совести?  Кто еще хочет что-то сказать?

        ИРА:      В толковом словаре Ожегова сказано:  "Совесть  -  ЧУВСТВО нравственной ответственности за свое поведение".

        УЧИТЕЛЬ:  Если согласиться с данным Ирой определением,  то получается,  что совесть  -  это не УМЕНИЕ,  а  ЧУВСТВО  -  чувство исполненного долга,  как добавила бы Наташа.   Ожегов не указывает,  кому принадлежит это чувство,  поэтому можно согласиться с тем,  что Наташа права,  утверждая,  что не бывает животных безсовестных,  так как они исполняют свой долг гарантированно  -  по инстинкту.   И все же,  совесть  -  это что:  УМЕНИЕ или ЧУВСТВО?

        ОКСАНА:   Кажется,  это И то,  И другое.

        НАТАША:   Разрешите!   Вот,  что я вычитала у папы в философском словаре:   "Совесть  -  это  КОМПЛЕКС  эмоциональных переживаний,  основанных на понимании моральной ответственности за свое поведение в обществе,  это  ОЦЕНКА  действий и поступков самой личностью.  Совесть не врожденное качество,  она определяется   (создается)  положением человека в обществе,  условиями его жизни,  воспитанием  и т. п.".   Если этому поверить,  то получается  -  Никитины правы:   "Совесть  -  это УМЕНИЕ почувствовать...";  и  УМЕНИЕ  это природой не дано,  оно воспитывается.  Как же тогда животные?  Они совестливые,  или нет?

     СЕРЕЖА К.:   А далее?...   Далее  Л. А.  пишет,  что Алеша Никитин сказал:  "Совесть  -   это  СООТНЕСЕНИЕ  (сравнение,  иначе говоря)  своих поступков со своим нравственным эталоном".   А это,  как понимать?  Он прав, или не очень?

     СЕРЕЖА Т.:   Понимай, как СООТНЕСЕНИЕ не только своих, но и любых чужих поступков с внутренним эталоном.  Я думаю.


       УЧИТЕЛЬ:   Получается,  что совесть   -   это,  во-первых,  УМЕНИЕ  чувствовать;   во-вторых,  само  ЧУВСТВО  и даже  КОМПЛЕКС ЧУВСТВ;  в-третьих,  -  это  СООТНЕСЕНИЕ,  то есть действие по сравнению и оценке своих  (и чужих. Ты, Сережа, прав!)  ЧУВСТВ и поступков с эталоном,  внутренним эталоном,  воспитанным в человеке обществом.  И все это нужно понимать не по формуле "Или-Или"  (или я прав, или ты - другого не дано),  а по формуле  "И-И"...   Правильно?  Все согласны?

     СЕРЕЖА К.:    Да...

       УЧИТЕЛЬ:    И  это всё?

          ВИТЯ:    А  что  еще?


       УЧИТЕЛЬ:    Ну,  ребята!  Для того,  чтобы понять предмет или явление ближе всего к истине,  мало одного учебника или разговора.  Помните,  мы говорили,  что, по выражению В. И. Ленина,  электрон также неисчерпаемо многообразен, как сама Вселенная.  Вы с этим не спорили,  математически убедившись,  что любая конечная величина безконечна во внутрь.  Поэтому,  можно сказать,  что у разговора о совести  нет конца.  Вернее,  концом его будет граница  наших знаний и представлений об этом предмете.  Для продолжения разговора попробуем подключиться  к  мнению более сведущих людей.  Слушайте,  что сказал о совести знаменитый во все века философ Платон:

"Совесть  -  СИЛА,  заставляющая нас добровольно отказываться от дерзости и беспорядка;  это внутреннее  ЧУВСТВО  справедливости, направленное на руководство действиями в сторону наилучшего для общества результата и заставляющее стремиться избегать справедливое порицание от нее самой".   Видите,  тут совесть уже СИЛА,  хотя и ЧУВСТВО тоже.

А вот,  что сказал о ней не менее знаменитый гигант интеллекта  -  Эммануил  Кант:
"Совесть  -  СОЗНАНИЕ  внутреннего судилища в человеке над всеми его свободными поступками,  перед которым его мысли безкомпромиссно обвиняют и прощают друг-друга,  то есть это  -  СОЗНАНИЕ  ЧУВСТВА  моральной ответственности перед отличающимся от нас,  но глубоко в нас находящимся святым существом,  способным подчинять нашу волю правилам высшей справедливости".

       ОЛЬГА (молчаливая):  Вот,  это да!!!  Дайте переписать...


       УЧИТЕЛЬ:    Конечно, дам.  Но хочу заметить попутно еще одну важную истину.  В выборе книг,  как и в выборе друзей,  надо быть весьма тщательным и основательным.   Здесь особо справедливы слова:  "С кем поведешься, того и наберешься!".   Хорошо дружить с классиками  -  с людьми,  справедливость слов которых проверена веками.  Эти люди потому и классики,  что способны подниматься выше других в своих исследованиях.  Поэтому, опираясь на их плечи,  и вы шагнете дальше многих.  Вот вам на прощание еще одно определение совести, взятое у знаменитого Гегеля:

"Совесть  -  ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ  поступков,  пользуйщийся законами субъективной религии в виде ЧУВСТВА моральности более далекой цели по сравнению с мгновенными желаниями и чистой чувственностью".

      НАТАША:   Это уже сложно,  сразу не разберешь.


      УЧИТЕЛЬ:  Да, ребята!  Вы эти определения перепишите и,  я уверен,  всякий раз  (даже будучи взрослыми)  будете удивляться глубине проникновения классиков в суть вещей и явлений.  Чтобы понять эти определения с максимальной полнотой,  надо будет еще многое прочитать,  прочувствовать  и  пережить.  Скажу теперь кратко мое личное определение понятия совести,  которое я записал, готовясь к уроку.  По-моим представлениям:

Совесть  -  это ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРАНИЦА НРАВСТВЕННОСТИ  (нравственно-идеальных представлений о мире, о наших отношениях и чувстве долга),  отделяющая наше поведение от поведения безнравственного.  ЧУВСТВО этой границы дано нам от Природы  (тут Наташа права, все животные - нравственные), но оно  (в отличие от автоматизма животных)  у нас укрепляется,  или разрушается свободой воли и воспитанием.  Вот почему наша личная совесть  -  это именно наша ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРАНИЦА НРАВСТВЕННОСТИ,  зависящая как от общей границы нравственности самого общества  (от внешних условий и внешнего воспитания, иначе говоря),  так и от внутренних качеств самого человека:  его генетики, интеллекта  и  чувствительности к красоте, порядку и справедливости  (от наших внутренних качеств и их САМОвоспитания,  иначе говоря).

                Почему я выбрал такое определение?   Да потому,  что все наши слова, мысли и поступки, действительно,  зависят, как указал Гегель,  от двух факторов:  они есть результат воздействия на нас как внешних, так и внутренних сил развития, то есть наше поведение определяется как а). Внутренними силами нашей индивидуальности в виде внутренней субъективной религии, по-Гегелю,  со всеми ее врожденными и САМОприобретенными свойствами,  так и  б). Внешними силами среды в виде объективной религии общества со всеми его влияниями и свойствами.

                Объективная религия  (святость общественного эгрегора, иначе говоря) косвенно влияет и часто подавляет личную субъектиную религию (святость конкретного человека),  то есть давит на нашего внутреннего судью  - совесть,  но стопроцентно ее не определяет (и не оправдывает).  У человека всегда есть свобода выбора  (свобода воли)  поступать или стадным образом, как все, или в соответствии со своей индивидуальной границей нравственности.  Если б это было не так,  то не было бы у нас педагогов-новаторов, типа Макаренко, Сухомлинского, Щетинина, Шаталова и Ильина, не было бы прочих героев и святых подвижников, служащих нам моральным примером. Не было бы всех тех, кто ведет безкомпромисную борьбу с безнравственностью и загниванием человечества. 

                Кем быть?  Думайте сами наедине со своей совестью.  Ваша свобода воли зависит  (как вы,  должно быть, и сами чувствуете)  лишь от ваших врожденных и приобретенных талантов, от их закапывания или реализации на горе или благо всех.

                И еще.  Разговор о совести  -  самый важный для нас и всей страны разговор,  так как в совести заложено все:  Цель, Долг и Смысл вселенского бытия.  От качества нашей и общественной совести зависит реальная ценность человека и человечества для всей Природы  (для Бога, то есть).  Помните, что в Природе все исчезает для Нее не ценное, даже целые страны и цивилизации.  Платон, Гегель и Пушкин - живы в вас, во мне. А Герострат - умер, ибо потеря памяти - это идеальное убийство тех, кого мы забываем.  Теряющий совесть поэтому, теряет самого себя, становится ниже животного, я думаю.  В этом я согласен с Наташей, когда она утверждает, что все животные - совестливые.  А вы согласны?

       РЕБЯТА:   Да, Владимир Иванович, согласны!  Спасибо Вам за интересный разговор, Мы еще подумаем о нем на досуге...  Спасибо!..





               После занятий иду с Наташей домой.  Нам по пути.

       НАТАША:   А моя мама сказала, что совесть - это устаревшее и никому не нужное теперь понятие.  И я с ней поругалась...  Я вообще часто ругаюсь с мамой  из-за ее несправедливого отношения  ко  мне  и папе.  А ведь она  -  учительница  (Наташа вздохнула)...  Родители хотят развестись,  а я хочу уехать и стать самостоятельной.  Как, по-Вашему,  это честно?


       УЧИТЕЛЬ:  Ты не обижайся на свою мать и не ругайся с ней больше.  Пойми,  она и многие другие  (да и мы в чем-то)  искалечены прошлой жизнью,  политикой педагогической диверсии против нашего народа в существующей холодной войне.  Эта диверсия раньше не осознавалась,  ибо вскрыта только теперь научными усилиями педагогов-новаторов и, в частности, Н. П. Гузиком - директором нашей экспериментальной школы.  Твоя мать в чем-то  нравственная калека,  хотя и не понимает этого.  Говоря так о совести,  она хочет предостеречь тебя от заблуждений по поводу того,  чем руководствуется и не руководствуется современное общество;  от ненужных с ее точки зрения твоих жертв, потому что любит тебя и боится, что ты сломаешь себе шею в борьбе за истину.

                Но жизнь уходит вперед,  и теперь ты становишься впереди и сильнее мамы.  Никто не призывает тебя поступать прямолинейно и глупо, но ты понимаешь, что идет война Бога с дьяволом внутри нас и знаешь на чьей стороне вечная жизнь.  Я уверен, пройдет какое-то время смутного периода,  и совесть опять станет главным мерилом качества человеческих дум и поведения.  Ибо иначе  - смерть, и смерть не индивидуальная, а всеобщая.  Ты это понимаешь,  ты сильна этим знанием  и  потому обязана жалеть (помогая это понять)  не только маму,  но и всех,  кто  нравственно отстал от тебя.  Не советую тебе грубо  (ругаясь то есть)  спорить с мамой.  Спорить со взрослыми вообще безсмысленно,  если они сами не ищут истину.

                Моя дочка Оля,  которой шесть лет,  сказала мне так:  "Безсовестный тот,  кто делает то, что другим совсем не нужно, а ему не очень нужно!".  Получается:  совесть   -   это то,  что заставляет думать об общей жизни в большей степени,  чем о частной;  заставляет не причинять людям вред своим поведением.  Ошибкой будет думать,  что можно заставить  (убеждением,  или силой)  застывшее мировоззрение взрослого быстро выпрямиться.  Ты не понимаешь состояния матери,  ее болей и тревоги за тебя,  -  сломаешь.  Помнишь мы говорили как-то о том,  что человек после пяти лет начинает и обязан творить себя сам,  должен тренироваться в этом,  если понимает значение своей силы воли.    Должен!!???  Но многие ли тренеруются в таком самовоспитании  (как Чехов), коль скоро их с детства муштруют так, чтобы отучить мыслить самостоятельно?  Так что, не налетай на мать.  Себя лучше готовь к природоцелесообразной материнской жизни.  Согласна?


                Я уловил в глазах Наташи глубокую признательность за проявленное участие к ее проблеме.  Мы расстались вполне удовлетворенные разговором и с сознанием того, что учебник не лгал, да и мы оказались не потребителями.  Так проходят наши уроки по Вашей книге, уважаемая Лена Алексеевна*.



*  После этого письма мы с Леной Алексеевной (и вообще с семьей Никитиных) стали большими друзьями.




























 


Рецензии