Почтовый монолог - из анализа книги педагога
Мудрость не от ума, а от скорби, побежденной умом.
Е. Н. Ильин
Одесса - городу Болшево Московской области, 01.11.90 г.
Дорогая Лена Алексеевна! Руководствуясь самыми благородными намерениями, я позволю себе (в связи с нашей неудавшейся беседой в Вашем доме) изложить дополнительно свои мысли по поводу нашей встречи и Вашей книги. Несмотря на прохладный прием, обусловленный известной усталостью от посетителей и моей безцеремонной любознательностью, я вынес от посещения Вашей семьи самые теплые впечатления. Как и ожидал, я не встретил у вас чванства, зазнайства, лживой гордости и показухи. Все были заняты делом, всем было не до меня, и это радовало возможностью спокойно осмотреться.
Было подозрение (правда, вскоре исчезнувшее), что Ваше недовольство посетителями идет не столько от усталости, сколько от желания скрыть несоответствие того, о чем Вы пишете в своих книгах (где Вы и Борис Павлович постоянно восхищаетесь успехами своих детей), тому, что есть на самом деле. Однако (даже, если и так), уличение Вас в этом несоответствии вовсе не умаляет значения Ваших книг и Ваших советов молодым родителям. Потому что, во-первых, Вы вели свой родительский эксперимент не в идеальных условиях и не по идеальной технологии, учились всему на ходу и, естественно, теряли время, упуская многие возможности. А во-вторых, интеллектуально-моральные и физические данные Ваших детей, действительно, очень высоки; Вам реально есть, чем гордиться, хотя особые духовные качества Вашей молодежи в глаза не бросаются так, как у воспитанников М. П. Щетинина, например.
Впрочем, трудно судить о Вашей семье сразу, без основательного общения и наблюдения. Поэтому перейду к анализу Вашей книги, которую мы решили с моими учениками сделать учебником искренности в предстоящем семейном строительстве. Но... Сначала о Ваших возражениях против слова учебник".
В отличие от высказанного Вами мнения о том, что Ваша книга не тянет на учебник, мы в своем свободном общении (на уроках "подготовки к взрослой жизни") пришли к выводу о том, что УЧЕБНИК - ЭТО ТОЖЕ, ЧТО УЧИТЕЛЬ. А ученик и учитель должны быть друзьями в процессе совместного познавательного труда, творчества, открытий, убеждений и самоубеждений. Авторитет учебника и учителя, в этой связи, состоит не в непререкаемости их опыта и догм, а в умении доказать, понять и усомниться.
Недостатком современных учебников и учителей мы считаем то, что И учебники (на основе святости), И учителя (на основе своего величия) хотят поставить себя вне критики. Однако, в таком случае, и первые, и вторые справедливо вызывают подозрение и теряют право на искреннее уважение, оказываемое разумом только тому, кто может устоять перед его свободным и открытым испытанием.
Поскольку мы на своих занятиях проходим период критического осмысления не только истории, но и вообще всех прошлых знаний, нам требуются учебники нетрадиционные - те, которые сами учат всё подвергать сомнению. Лучшего учебника, чем Ваша книга "Мама или детский сад" (по искренности изложения жизненного опыта и вызываемому к себе доверию), нам пока не найти.
Хочу заметить, уважаемая Лена Алексеевна, что выбор Вашей книги в качестве нестандартного учебника по САМОвоспитанию и семейному строительству вовсе не означает наше полное согласие со всеми Вашими рассуждениями и выводами. Отнюдь! Мы намерены подвергнуть Ваш "учебник" тщательному анализу для того, чтобы с Вашей помощью, быть может, еще более приблизиться к истине и написать учебник о человеке и его семье более достойный современности, наконец.
Итак! С самого начала нас крайне заинтересовал приведенный Вами на стр. 7 спор с детьми о совести. Однако, прежде, чем в него включиться, мы, в отличие от Вас, заглянули в словари, вооружились собственными заготовками этого понятия, и потому разговор о совести получился весьма основательный. Судите сами. Вот как я его магнитно записал и изложил в своем дневнике.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ ШКОЛА Н. П. ГУЗИКА.
Одно из факультативных занятий гуманитарного направления, проходящее (по желанию учеников) на лоне Природы (как в древней Греции) в п. г. т. "Южном" одесской области. Суббота, 13 октября 1990 года. Тема занятия: Разговор о совести по книге Л. А. Никитиной "Мама или детский сад".
САША: Л. А. пишет, что они (она и ее дети то есть) согласились на формуле: "Совесть - это УМЕНИЕ почувствовать: хорошо ты делаешь, или плохо". Выходит: совесть - это УМЕНИЕ. А кто не умеет почувствовать, а просто поступает хорошо по привычке, тот что - безсовестный? Это, правда???
ВИТЯ: Получается: все животные безсовестные.
НАТАША (натуралистка): Наоборот. Все животные на редкость совестливые, так как живут в согласии с законами природы и честно исполняют свой долг. Я думаю поэтому, что совестливый человек - это тот, кто УМЕЕТ выполнить свой долг и реализовать свой талант, свое природное предназначение, несмотря на множество соблазнов жить без труда ради низких удовольствий.
УЧИТЕЛЬ: Я с этим согласен. Но все ли этим сказано о совести? Кто еще хочет что-то сказать?
ИРА: В толковом словаре Ожегова сказано: "Совесть - ЧУВСТВО нравственной ответственности за свое поведение".
УЧИТЕЛЬ: Если согласиться с данным Ирой определением, то получается, что совесть - это не УМЕНИЕ, а ЧУВСТВО - чувство исполненного долга, как добавила бы Наташа. Ожегов не указывает, кому принадлежит это чувство, поэтому можно согласиться с тем, что Наташа права, утверждая, что не бывает животных безсовестных, так как они исполняют свой долг гарантированно - по инстинкту. И все же, совесть - это что: УМЕНИЕ или ЧУВСТВО?
ОКСАНА: Кажется, это И то, И другое.
НАТАША: Разрешите! Вот, что я вычитала у папы в философском словаре: "Совесть - это КОМПЛЕКС эмоциональных переживаний, основанных на понимании моральной ответственности за свое поведение в обществе, это ОЦЕНКА действий и поступков самой личностью. Совесть не врожденное качество, она определяется (создается) положением человека в обществе, условиями его жизни, воспитанием и т. п.". Если этому поверить, то получается - Никитины правы: "Совесть - это УМЕНИЕ почувствовать..."; и УМЕНИЕ это природой не дано, оно воспитывается. Как же тогда животные? Они совестливые, или нет?
СЕРЕЖА К.: А далее?... Далее Л. А. пишет, что Алеша Никитин сказал: "Совесть - это СООТНЕСЕНИЕ (сравнение, иначе говоря) своих поступков со своим нравственным эталоном". А это, как понимать? Он прав, или не очень?
СЕРЕЖА Т.: Понимай, как СООТНЕСЕНИЕ не только своих, но и любых чужих поступков с внутренним эталоном. Я думаю.
УЧИТЕЛЬ: Получается, что совесть - это, во-первых, УМЕНИЕ чувствовать; во-вторых, само ЧУВСТВО и даже КОМПЛЕКС ЧУВСТВ; в-третьих, - это СООТНЕСЕНИЕ, то есть действие по сравнению и оценке своих (и чужих. Ты, Сережа, прав!) ЧУВСТВ и поступков с эталоном, внутренним эталоном, воспитанным в человеке обществом. И все это нужно понимать не по формуле "Или-Или" (или я прав, или ты - другого не дано), а по формуле "И-И"... Правильно? Все согласны?
СЕРЕЖА К.: Да...
УЧИТЕЛЬ: И это всё?
ВИТЯ: А что еще?
УЧИТЕЛЬ: Ну, ребята! Для того, чтобы понять предмет или явление ближе всего к истине, мало одного учебника или разговора. Помните, мы говорили, что, по выражению В. И. Ленина, электрон также неисчерпаемо многообразен, как сама Вселенная. Вы с этим не спорили, математически убедившись, что любая конечная величина безконечна во внутрь. Поэтому, можно сказать, что у разговора о совести нет конца. Вернее, концом его будет граница наших знаний и представлений об этом предмете. Для продолжения разговора попробуем подключиться к мнению более сведущих людей. Слушайте, что сказал о совести знаменитый во все века философ Платон:
"Совесть - СИЛА, заставляющая нас добровольно отказываться от дерзости и беспорядка; это внутреннее ЧУВСТВО справедливости, направленное на руководство действиями в сторону наилучшего для общества результата и заставляющее стремиться избегать справедливое порицание от нее самой". Видите, тут совесть уже СИЛА, хотя и ЧУВСТВО тоже.
А вот, что сказал о ней не менее знаменитый гигант интеллекта - Эммануил Кант:
"Совесть - СОЗНАНИЕ внутреннего судилища в человеке над всеми его свободными поступками, перед которым его мысли безкомпромиссно обвиняют и прощают друг-друга, то есть это - СОЗНАНИЕ ЧУВСТВА моральной ответственности перед отличающимся от нас, но глубоко в нас находящимся святым существом, способным подчинять нашу волю правилам высшей справедливости".
ОЛЬГА (молчаливая): Вот, это да!!! Дайте переписать...
УЧИТЕЛЬ: Конечно, дам. Но хочу заметить попутно еще одну важную истину. В выборе книг, как и в выборе друзей, надо быть весьма тщательным и основательным. Здесь особо справедливы слова: "С кем поведешься, того и наберешься!". Хорошо дружить с классиками - с людьми, справедливость слов которых проверена веками. Эти люди потому и классики, что способны подниматься выше других в своих исследованиях. Поэтому, опираясь на их плечи, и вы шагнете дальше многих. Вот вам на прощание еще одно определение совести, взятое у знаменитого Гегеля:
"Совесть - ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ поступков, пользуйщийся законами субъективной религии в виде ЧУВСТВА моральности более далекой цели по сравнению с мгновенными желаниями и чистой чувственностью".
НАТАША: Это уже сложно, сразу не разберешь.
УЧИТЕЛЬ: Да, ребята! Вы эти определения перепишите и, я уверен, всякий раз (даже будучи взрослыми) будете удивляться глубине проникновения классиков в суть вещей и явлений. Чтобы понять эти определения с максимальной полнотой, надо будет еще многое прочитать, прочувствовать и пережить. Скажу теперь кратко мое личное определение понятия совести, которое я записал, готовясь к уроку. По-моим представлениям:
Совесть - это ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРАНИЦА НРАВСТВЕННОСТИ (нравственно-идеальных представлений о мире, о наших отношениях и чувстве долга), отделяющая наше поведение от поведения безнравственного. ЧУВСТВО этой границы дано нам от Природы (тут Наташа права, все животные - нравственные), но оно (в отличие от автоматизма животных) у нас укрепляется, или разрушается свободой воли и воспитанием. Вот почему наша личная совесть - это именно наша ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРАНИЦА НРАВСТВЕННОСТИ, зависящая как от общей границы нравственности самого общества (от внешних условий и внешнего воспитания, иначе говоря), так и от внутренних качеств самого человека: его генетики, интеллекта и чувствительности к красоте, порядку и справедливости (от наших внутренних качеств и их САМОвоспитания, иначе говоря).
Почему я выбрал такое определение? Да потому, что все наши слова, мысли и поступки, действительно, зависят, как указал Гегель, от двух факторов: они есть результат воздействия на нас как внешних, так и внутренних сил развития, то есть наше поведение определяется как а). Внутренними силами нашей индивидуальности в виде внутренней субъективной религии, по-Гегелю, со всеми ее врожденными и САМОприобретенными свойствами, так и б). Внешними силами среды в виде объективной религии общества со всеми его влияниями и свойствами.
Объективная религия (святость общественного эгрегора, иначе говоря) косвенно влияет и часто подавляет личную субъектиную религию (святость конкретного человека), то есть давит на нашего внутреннего судью - совесть, но стопроцентно ее не определяет (и не оправдывает). У человека всегда есть свобода выбора (свобода воли) поступать или стадным образом, как все, или в соответствии со своей индивидуальной границей нравственности. Если б это было не так, то не было бы у нас педагогов-новаторов, типа Макаренко, Сухомлинского, Щетинина, Шаталова и Ильина, не было бы прочих героев и святых подвижников, служащих нам моральным примером. Не было бы всех тех, кто ведет безкомпромисную борьбу с безнравственностью и загниванием человечества.
Кем быть? Думайте сами наедине со своей совестью. Ваша свобода воли зависит (как вы, должно быть, и сами чувствуете) лишь от ваших врожденных и приобретенных талантов, от их закапывания или реализации на горе или благо всех.
И еще. Разговор о совести - самый важный для нас и всей страны разговор, так как в совести заложено все: Цель, Долг и Смысл вселенского бытия. От качества нашей и общественной совести зависит реальная ценность человека и человечества для всей Природы (для Бога, то есть). Помните, что в Природе все исчезает для Нее не ценное, даже целые страны и цивилизации. Платон, Гегель и Пушкин - живы в вас, во мне. А Герострат - умер, ибо потеря памяти - это идеальное убийство тех, кого мы забываем. Теряющий совесть поэтому, теряет самого себя, становится ниже животного, я думаю. В этом я согласен с Наташей, когда она утверждает, что все животные - совестливые. А вы согласны?
РЕБЯТА: Да, Владимир Иванович, согласны! Спасибо Вам за интересный разговор, Мы еще подумаем о нем на досуге... Спасибо!..
После занятий иду с Наташей домой. Нам по пути.
НАТАША: А моя мама сказала, что совесть - это устаревшее и никому не нужное теперь понятие. И я с ней поругалась... Я вообще часто ругаюсь с мамой из-за ее несправедливого отношения ко мне и папе. А ведь она - учительница (Наташа вздохнула)... Родители хотят развестись, а я хочу уехать и стать самостоятельной. Как, по-Вашему, это честно?
УЧИТЕЛЬ: Ты не обижайся на свою мать и не ругайся с ней больше. Пойми, она и многие другие (да и мы в чем-то) искалечены прошлой жизнью, политикой педагогической диверсии против нашего народа в существующей холодной войне. Эта диверсия раньше не осознавалась, ибо вскрыта только теперь научными усилиями педагогов-новаторов и, в частности, Н. П. Гузиком - директором нашей экспериментальной школы. Твоя мать в чем-то нравственная калека, хотя и не понимает этого. Говоря так о совести, она хочет предостеречь тебя от заблуждений по поводу того, чем руководствуется и не руководствуется современное общество; от ненужных с ее точки зрения твоих жертв, потому что любит тебя и боится, что ты сломаешь себе шею в борьбе за истину.
Но жизнь уходит вперед, и теперь ты становишься впереди и сильнее мамы. Никто не призывает тебя поступать прямолинейно и глупо, но ты понимаешь, что идет война Бога с дьяволом внутри нас и знаешь на чьей стороне вечная жизнь. Я уверен, пройдет какое-то время смутного периода, и совесть опять станет главным мерилом качества человеческих дум и поведения. Ибо иначе - смерть, и смерть не индивидуальная, а всеобщая. Ты это понимаешь, ты сильна этим знанием и потому обязана жалеть (помогая это понять) не только маму, но и всех, кто нравственно отстал от тебя. Не советую тебе грубо (ругаясь то есть) спорить с мамой. Спорить со взрослыми вообще безсмысленно, если они сами не ищут истину.
Моя дочка Оля, которой шесть лет, сказала мне так: "Безсовестный тот, кто делает то, что другим совсем не нужно, а ему не очень нужно!". Получается: совесть - это то, что заставляет думать об общей жизни в большей степени, чем о частной; заставляет не причинять людям вред своим поведением. Ошибкой будет думать, что можно заставить (убеждением, или силой) застывшее мировоззрение взрослого быстро выпрямиться. Ты не понимаешь состояния матери, ее болей и тревоги за тебя, - сломаешь. Помнишь мы говорили как-то о том, что человек после пяти лет начинает и обязан творить себя сам, должен тренироваться в этом, если понимает значение своей силы воли. Должен!!??? Но многие ли тренеруются в таком самовоспитании (как Чехов), коль скоро их с детства муштруют так, чтобы отучить мыслить самостоятельно? Так что, не налетай на мать. Себя лучше готовь к природоцелесообразной материнской жизни. Согласна?
Я уловил в глазах Наташи глубокую признательность за проявленное участие к ее проблеме. Мы расстались вполне удовлетворенные разговором и с сознанием того, что учебник не лгал, да и мы оказались не потребителями. Так проходят наши уроки по Вашей книге, уважаемая Лена Алексеевна*.
* После этого письма мы с Леной Алексеевной (и вообще с семьей Никитиных) стали большими друзьями.
Свидетельство о публикации №109103106270