Сегодня искусство советского периода модно осмеивать, оплёвывать и обливать грязью. Считается, что ВСЁ оно было лживым, т.к. не отражало реальной жизни, а приукрашивало её. Единственной целью этого приукрашивания было создание впечатления в стране и за рубежом о полном благополучии и преуспевании. Создан даже спец. термин – "лакировка действительности". А что, если цель была не только в этом? А ещё и в том, чтобы СОЗДАТЬ ОБРАЗЦЫ для подражания в человеческом поведении.
Не менее модно сегодня утверждать, что искусство лишь незначительно может влиять на поведение человека, т.к. поведение и психика человека зависит совсем от других причин: обстановки и воспитания в семье, материального уровня жизни и др.
Если это так, то чем же объясняется другой спец. термин – "совок", т.е. человек, воспитанный в духе советского времени?
По – моему, это как раз следствие воздействия искусства, СМИ (кстати сказать, несопоставимых по силе воздействия с нынешними).
В данном случае я не рассматриваю, хорош "совок" или плох, я хочу только этим сказать, что ИСКУССТВО СПОСОБНО ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА. А коль это так, то почему бы перед ним не ставить эту задачу? В советское время государство именно на это его и направляло.
Сегодня считается, что коль скоро искусство не способно изменить человека, то и не надо ставить перед ним такую цель.
И вообще, единственное предназначение искусства - это самовыражение автора. И только! И никаких целей! Автор должен быть свободен в своём творчестве – "птичка в клетке не поёт".
Да и кто будет ставить цели? Ведь раньше "заказывало музыку" государство.
У каждой профессии, есть в обществе своя функция: сапожник - делает обувь, строитель - строит дом, а работник искусства должен делать людей лучше. А не просто "самовыражаться". Если же такая задача государством не ставится, то мы и имеем в искусстве то, что имеем - авангардистские эксперименты, напоминающие экскременты: бессмыслицу, мазню и какофонию…
http://www.stihi.ru/2007/06/20-2300
Уважаемый господин Овсищер!Совершенно с Вами солидарна: нет ничего плохого в том, что художник ставит перед собой благородную цель воспитания сограждан с позиций гуманизма (т.е триединства истины, добра, красоты),главное, чтобы его произведения не были при этом дидактичны, умозрительны, риторичны и т.д., т.е. безнадежно плохи с эстетических позиций.Но всем известно, что большие художники были также и большими Учителями и Воспитателями,вовсе не преследуя какую-то цель.Мне кажется, что беда современного искусства не только в разрушении системы ценностей и размывании нравственных ориентиров, но просто в художественной беспомощности, бессилии вообще внушить человеку что-либо и вызвать у него катарсис. Посмотрите, как все телевизионные шоу беззастенчиво паразитируют на том же презираемом многими советском наследии!Куда не посмотри - "старые песни о главном"...Мне кажется, беда еще в том, что исчезает интеллигенция в ее отечественном,исконном варианте. Вместо нее появляются интеллектуалы вне нравственного контекста.
Тамара Хоменко 12.01.2010 20:37
Заявить о нарушении
Мне кажется, что современные писатели умеют писать и так, как нам с Вами хотелось бы (их этому учили), но они этого не делают, т.к. преследуют лишь материальный успех. А его легче получить используя другие темы и приёмы. И ещё есть у них излюбленное словечко-"самовыражение". Не грех бы подсказать им, что есть нечто более важное, чем их "самоворажение". Но, что поделаешь, если нынче в этой среде нет слова более бранного, чем "цензура". Сразу кричат - "А судьи кто?", "Не нравится -не смотрите, не читайте". Но ведь смотрят же и читают...
Лев Овсищер 12.01.2010 21:23
Заявить о нарушении
Очень интересно послушать о чем и как думают умные люди!
Я, например, уже начал исследование в этом направлении:
http://www.stihi.ru/2010/01/12/23.
Прикидочный результат вдохновил меня и я взялся за разработку
ассоциативных художественных фильтров.
Метод достаточно прост и напоминает масс-спектроскопию,
которая применяется в химии.
Десять Тысяч Рецензий 12.01.2010 21:24
Заявить о нарушении