Идеальная книга - одним файлом
=====================================
ИДЕАЛЬНАЯ КНИГА
Когда-то я вместе с Малларме мечтал об Идеальной Книге. Я думал, что Идеальная Книга предполагает Идеального Автора. Такая книга не может быть ничем иным как только выражением идеальности автора. Но каким должен быть Идеальный Автор, что определяет его идеальность? Идеальный Автор владеет несколькими новыми языками и по крайней мере одним из древних, имеет тонкий вкус и безграничную художественную восприимчивость, способен по мере надобности переходить от возвышенного настроения к ироническому, ему доступны любые оттенки чувств, он – идеальный лирик, он превосходно знает историю литературы и всех искусств, он способен к серьезному философствованию, хорошо знаком с трудами всех крупных философов от Пифагора до Хайдеггера и Деррида, знает и притом не поверхностно главные течения в психологии личности (прежде всего теорию неврозов Карен Хорни и диспозиционную теорию Гордона Оллпорта), знаком с естественными науками и математикой, прекрасно ориентируется в философских проблемах естествознания, имеет богатый жизненный опыт и, наконец, обладает незаурядным литературным талантом, прозаическим и поэтическим. Такой Идеальный Автор, думал, я мог бы написать Идеальное Произведение, изображающее становление Идеальной Личности в сложных условиях современной жизни.
_________________________
«...единственная Книга... и всякий пишущий, сам того не зная, покушается ее создать...» – С. Малларме. Письмо П. Верлену. 16 ноября 1885.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА
Тоска по чему-то возвышенному и великому когда-то, вероятно, помогала стать хорошим поэтом. Но теперь другие времена. Тоска теперь не в моде. Да и мода тут не при чем. Все гораздо серьезнее. Мир физиков приобрел четвертое, а может быть и пятое, шестое, десятое измерение, но лишился измерения «трансцендентного», и в этом все дело. Тоска по возвышенному предполагала нечто, что возвышается над этим миром, нечто, что отличается от него. Но теперь с этим покончено. А заодно покончено и с великим, потому что великое – это лишь другое название для возвышенного. Ну а если покончено с этими двумя, то покончено и с романтизмом и романтической поэзией. Не все успели на похороны, а некоторые даже не успели прочесть о них в газетах, но погребение состоялось, и колокола отзвонили и замолчали навсегда. Теперь повсюду звонят мобильники. Времена изменились, и нет больше повода для тоски.
________________________________
«Мое сердце билось, и я чувствовал страстную тоску по чему-то возвышенному и великому». – В.-Г. Вакенродер. «Сердечные излияния отшельника - любителя искусств».
ВЫСКАЗЫВАНИЕ КОНСТАНА
Бенжамен Констан сказал, что искусство
подлежит лишь суду красоты,
и о нем нельзя говорить, облачившись
в сутану морали.
В этом он был согласен с Шатобрианом.
То был век кровавых смут и переворотов.
Но аристократы литературы думали,
что всего важнее – точные фразы
и удачные обороты.
_________________________________
«Мораль должна быть не целью, но следствием художественного произведения». – Б. Констан. «О госпоже де Сталь и ее произведениях».
БОГ ВО ВСЕМ
показывать Бога за каждой вещью
вот что такое искусство
за каждой
за каждой
за каждой
вещью
___________________________
«Показывать Бога за каждой вещью – вот что такое искусство». – Г. Гессе. «Клейн и Вагнер».
ЭТО НЕ ПАСТИШ
Поэты говорят, что жизнь – это странствие, путь к родному дому, о котором известно только, что он где-то есть. Тень этого дома осеняет каждую минуту, каждый час. Родной дом, словно большая липа, высится над каждым прожитым днем. Путь к родному дому отчасти уже и есть этот дом, и ты чувствуешь себя перелетной птицей: воздух для нее – родная стихия. Но если ты перестаешь верить, что родной дом существует, его тень исчезает, и странствие превращается в скучную или занимательную игру. Поднимаешь тяжести, передвигаешь фигуры, участвуешь в состязаниях... Вся жизнь превращается в спортивное состязание, а ты становишься пловцом, бегуном, боксером. И когда ты выигрываешь, тебя целуют красивые девушки, президент спортивной федерации вручает тебе медаль, публика аплодирует, газеты пишут о твоей победе. Но оркестр молчит. Оркестра попросту нет – исполнение гимна не значится в расписании церемонии.
________________________________
1. «В каком-то смысле это [сочинение стихов] – возвращение на родину, домой». – П. Целан. «Меридиан».
2. «Куда мы держим путь?» – «Всегда – к родному дому». – Новалис. «Генрих фон Офтердинген».
Свидетельство о публикации №109103102621