57 Подкова Пегаса введение

Подкова Пегаса

Часть 1. Введение

Дорогие ребята, вас поздравляет с началом учебного года учитель-поэт! Мне кажется, что все учителя – поэты, а иначе разве удалось бы им пробудить в вас жажду познания новизны?
В стихотворении «Перелёт» обратите внимание на приём, позволивший автору добиться яркой выразительности, образности. Этот приём, представленный сравнением школьников с природой (точнее, «птицеведением» – орнитологией), называется параллелизмом, т. е. подчёркиваются похожие, параллельные качества.
С этого номера в нашей газете открываются курсы поэтов, в которых вы все сможете принять участие. Пишите, задавайте вопросы по стихосложению, ответы на которые вы хотели бы узнать. Присылайте свои стихи, а я попытаюсь подсказать (это у нас можно) вам, в чём их сила или слабость (ведь мы учимся!). Или вы сами проанализируете стихи своих товарищей по курсам. Договорились? Тогда вперёд, в «Подкову Пегаса»!
Уроки вы можете вырезать из номеров «Орлёнка», склеить – и получится книжечка, самоучитель игры на семиструнной душе.

Поэт Виктор Корнилов


Николай Балахонов

Перелёт

Сентябрь! И солнце опустилось ниже…
Уж птицы в стаи стали собираться.
С вопросом подхожу к ним ближе-ближе:
– Скажите, в чём решили разобраться?

– В повестке дня у нас одно: дорога!
Птенцам наказ, чтоб каждый подкрепился, –
Их первый перелёт серьёзный, долгий,
И чтоб от стаи слабый не отбился.

Кто слушался родителей, учился,
Как правильно успеха добиваться,
Тот в тёплые края стрелой домчится,
И трудности не будут ощущаться.

Сентябрь! И солнце опустилось ниже…
Звонок детишек собирает много.
В портфелях ручки, стержни, краски, книжки.
Галдёж и шум у школьного порога.

Пусть первоклассник навсегда запомнит
Звонок и парту и родные стены.
А выпускник прощальный вальс исполнит,
Смахнув печаль последней перемены.

Летите, птицы школьные, летите!
В счастливый час желаю вам удачи!
А те слова, что говорил учитель,
Помогут ярче жизнь прожить, богаче.

Подкова Пегаса

Виктор Корнилов

Урок № 2. Введение в поэтику

Дорогие «орлята»!
Овладение знаниями – ваше основное призвание в настоящее время. Но в любознательного человека Природа вложила уйму способностей, которые хочется развить. Когда вы учитесь, то берёте от своих преподавателей знания, опыт. Это всё вам в дальнейшем предстоит вернуть обществу. Таков закон жизни, который вы, возможно, пока не осознаёте.
Некоторые уже начинают это понимать, пытаются творить, создавать. Кто-то пробует себя в технике, в рисовании, в музыке… А некоторые – в литературе, поэзии. И вот, чтобы помочь начинающим поэтам, предлагаю учиться основам этого искусства. Об этих основах будет рассказано в рубрике «Подкова Пегаса».
Но у меня есть правило: «До всего ученик должен дойти сам!» Тогда знания сохраняются на всю жизнь. Мне известно, что у вас есть уроки литературы. Но это – общий, очень обширный курс, который вы с интересом изучаете много лет. А я предлагаю вам освоить узкую специальность – поэзию, которую нужно изучать всю жизнь.
Наблюдали ли вы когда-нибудь, как каменщик строит дом? Он берёт камень, изучает его форму, качества, затем убирает лишнее и кладёт стену ряд за рядом: долго, старательно, упорно, скрепляя глиной или цементом. И получается дом!
Вот так и поэт! Берёт слова, изучает их свойства, кладёт в ряд (стих) долго, старательно, упорно. И так ряд за рядом – получается стихотворение – дом для ваших мыслей, чувств, образов. Но этим искусством надо овладеть!!!
Например, нас восхищает виртуозная игра музыканта: легко, свободно, он создаёт звуками образ, вызывающий чувство. Но для этого он изучал нотную грамоту, свойства музыкального инструмента, технику извлечения звука.
Так и поэт! Изучает грамматику, правила стихосложения, проверяет, какие слова создают образ, чувства радости, печали, гнева и так далее. Но вы сами этого добьётесь, а я лишь буду давать направление, путь для вашего совершенствования.
Возможно, что кто-то из вас уже начал возводить стены – писать стихи. Но чтобы стены стояли прочно и долго, нужен фундамент – основание. Согласны? Вот эту основу и будем закладывать в «Подкове Пегаса». Кто такой Пегас – вы прекрасно знаете. Это крылатый конь, греческий мифологический символ поэтического вдохновения тех, кто ощутил в себе этот волшебный дар. Этот дар надо развивать – тогда говорят, что у поэта есть талант. Но и талант надо развивать, совершенствовать упорным трудом. И тогда скажут, что поэт – гений. Например, Расул Гамзатов. Вот для этой гениальности мы и закладываем фундамент: вначале, изучая слова, создадим картотеку (словарь) поэтических терминов (тезаурус), пополним запас слов (лексику), изучим технику стихосложения, приёмы выразительности (эмфазности) стиха.
Поэтому необходимо уметь читать свои стихи, чтобы проверить, как они звучат, воздействуют на слушателя. А то некоторые авторы так читают свои стихи, что хочется убежать подальше…
Поэтическую картотеку создают и пополняют всю жизнь. Для этого берут коробочку и помещают туда к


Рецензии
Очень интересно!

Галина Кировская   04.10.2016 19:37     Заявить о нарушении
Галина, чем глубже (в том числе и в лес), тем интереснее.
Под фото есть мой тлф.- звоните
С нежностью ВК

Виктор Корнилов   04.10.2016 19:51   Заявить о нарушении
А, если " интересно", почему не читаете глубже? ВК

Виктор Корнилов   05.10.2016 06:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.