***
...И белый снег в сухой траве,
Ручья предсмертные движенья
Готовят тех, кто жив, к зиме,
Без жалости, без промедленья...
И нам уже не одолеть
Вневременную эту поступь;
Утихнет листьев круговерть;
Ноябрь сдаст последний подступ...
© Copyright:
Майкл Ефимов, 2009
Свидетельство о публикации №109103005296
Рецензии
Жутко и гениально. Вы очень талантливы! Надвременность и остинатность, цепенение, десница... Хочется вместо "к зиме",сказать: "к земле", что, видимо, Вы и подразумеваете... Монохронность,лаконизм средств,экспрессия (!)
Моё почтение
Аделина Грант 30.10.2009 20:08
Заявить о нарушении
Либо "очень талантлив", либо "гениален" - одно из двух, но не вместе!)))
Аделина, берите себе любой стишок без спросу: они уже не мои да и я уже не тот, когда их писал. У меня нет чувства принадлежности этих стишков мне. Было бы глупо гордиться прошлым.
С уважением,
Майкл Ефимов 30.10.2009 21:16
Заявить о нарушении
Вы не правы. Стих гениальный, а Вы -талантливы :))) Ошибку увидела: монохромность и монохронность-два разных понятия. Я -о первом.
Скажем, Вы не имеете отношения к своим стишкам, они "случились", не Ваша заслуга, но " с бородой" они не бывают, если не имеют к Вам отношения(и если имеют). Это Вы - "с бородой". У них своя жизнь и они продолжают работать независимо от Вашего качественного состава, на сегодняшний день. Поэтому: стихи от Вас отрекаются, или Вы от них?))
Вашу ссылку посмотрела, очень здорово, перенесу к себе.
Аделина Грант 30.10.2009 21:50
Заявить о нарушении
У меня нет ни бороды, ни хвоста, ни копыт, ни рогов (кстати). Я всегда - только сейчас и здесь, почти всегда.
Я думаю, стихи от нас отрекаются, ибо продолжают жить жизнью вечной, а мы - нет. Поэтому как-то неудобно называть их своими.
Майкл Ефимов 30.10.2009 22:00
Заявить о нарушении
Я рада, что этого ничего нет, особенно последнего.Как психолог Вы понимаете, что быть с бородой или нет - зависит от нас. Если Вы "здесь и сейчас"(я тоже так хочу, телом получается, умом -нет) то почему называете их :"с бородой" ? Они конечно, уже не имеют к нам отношения,но это не снимает ответственности за истинность момента их возникновения, если она присутствовала при этом. Спасибо.
Аделина Грант 30.10.2009 22:38
Заявить о нарушении
Попытаюсь объяснить насчет "бороды": я делю свои стихи по принадлежности к разным уровням рефлексии - эготической, если так можно выразиться, и метафизическиой, внеличностной. Там, где звучит нечто общее для всех, некий сантимент, чувство, ограниченное пределами своего Я, - можно отнести к "бородатым". Случаи, где описание происходит из позиции надличностной, из сферы "вечных идей" ( а я такие вещи четко чувствую, по крайней мере), эти случаи относятся к "небородатым", т.к. они соответствуют моим нынешним способностям попадать в эти сферы или состояния сознания. Конечно, подобная дефиниция имеет значение только для меня, но не имея такой метапозиции, мне не удалось бы сделать бОльшую часть из того, что есть. Не скажу, что эта метапозиция лучше или хуже чего-то, но она позволяет создавать иное (нужно бы набрать петитом). Насчет "здесь и сейчас" - умом это не получится, это есть состояние сознания, которое воспринимается внутренним чувством и им же перерабатывается.
Майкл Ефимов 30.10.2009 23:33
Заявить о нарушении
Я знаю,что душа,совмещая места "иные"(петит),видит "здесь и сейчас" по-другому. Всё бледнее в этом бренном мире. Конечно, это только Ваша дефиниция,но, Вы же не выставляете их,эти свои стихи,под особым названием,как в музыке, например:"Пожелтевшие страницы", или "Три забытых вальса". Читателю неизвестна степень актуальности их для автора на сегодняшний день. Пейзажная лирика, мне думается, не может быть"с бородой", да и любовная-тоже. Я не помню ничего внеличностного у Пушкина или Ахматовой.Всё равно читается... хоть и понимается разница между ТЕМ и этим. Сделайте особый опус для таких стихов.
Касательно метапозиции... Да,надличностное не познаётся умом, но иногда открывается нежданным опытом,и тогда -начинаешь знать. Сознание на уровне вечного знания становится твоим "здесь и сейчас", а тело... Оно "далеко", и должно завершить свою земную программу.
Аделина Грант 31.10.2009 08:00
Заявить о нарушении
Дарю Вам, Майкл, Стихотворение, которое я мучительно вспоминала сегодня, в связи с этим Вашим:
Заболоцкий Начало зимы
***
Зимы холодное и ясное начало
Сегодня в дверь мою три раза простучало.
Я вышел в поле. Острый, как металл,
Мне зимний воздух сердце спеленал,
Но я вздохнул и, разгибая спину,
Легко сбежал с пригорка на равнину,
Сбежал и вздрогнул: речки страшный лик
Вдруг глянул на меня и в сердце мне проник.
Заковывая холодом природу,
Зима идет и руки тянет в воду.
Река дрожит и, чуя смертный час,
Уже открыть не может томных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулось и оцепенело
И, еле двигая свинцовою волной,
Теперь лежит и бьется головой.
Я наблюдал, как речка умирала,
Не день, не два, но только в этот миг,
Когда она от боли застонала,
В ее сознанье, кажется, проник.
В печальный час, когда исчезла сила,
Когда вокруг не стало никого,
Природа в речке нам изобразила
Скользящий мир сознанья своего.
И уходящий трепет размышленья
Я, кажется, прочел в глухом ее томленье,
И в выраженье волн предсмертные черты
Вдруг уловил. И если знаешь ты,
Как смотрят люди в день своей кончины,
Ты взгляд реки поймешь. Уже до середины
Смертельно почерневшая вода
Чешуйками подергивалась льда.
И я стоял у каменной глазницы,
Ловил на ней последний отблеск дня.
Огромные внимательные птицы
Смотрели с елки прямо на меня.
И я ушел. И ночь уже спустилась.
Крутился ветер, падая в трубу.
И речка, вероятно, еле билась,
Затвердевая в каменном гробу.
1935
Аделина Грант 01.11.2009 02:38
Заявить о нарушении
Благодарю, Аделина. Этот поэт мне интересен тем, что сочетает жутко неуклюжее пышнословие и обстоятельность в стиле 19-го века со скачками по уровню: описывая чуть ли не с метафизической позиции природу, то вдруг начинает разгибать спину, то оказывается в каких-то кустах. Таких ляпов у него полно. Не выдерживается единый семантический регистр. Возникает ощущение фальши: человек пытается изобразить нечто величественное и не удерживается, сваливается на другой уровень мышления. Интересный опус Вы прислали, благодарю еще раз, было над чем подумать. Меня пару месяцев назад впервые познакомили с этим поэтом – я оказался далеко не в восторге. Я, правда, вообще мало кого воспринимаю из классиков.
С уважением,
Майкл Ефимов 01.11.2009 09:07
Заявить о нарушении
интересное обобщение по автору Вы написали. У меня оно, как бы, было на уровне ощущений, без обобщения... Лень было обобщать и задумываться. То, что Вы говорите-правда.Рваность присутствует и некоторая декларированная претензия на эффект, либо претенциозная декларированность...Идея -настойчиво "кем-то быть",возможно внедрялась в те времена. При напыщенности, есть перлы, которые живут и стали афоризмами:о красоте,если помните: "сосуд она, в которой пустота, или огонь ,мерцающий в сосуде", " душа обязана трудиться" и т.п.Есть довольно лихие завороты сравнительные у него... Про выдержанность Вы правы. Но она есть проекция внутреннего мироустройства. Такое оно у него, чё поделать...
Аделина Грант 01.11.2009 09:36
Заявить о нарушении
Любопытно, что наши мнения совпали. Мне кажется, что стихи к нему не "приходили", - он садился и начинал сочинять по выбранной теме, т.е. работал. И он часто пытался одолеть недоступную ему планку (метафизику), потому и сваливался то в "кусты", то на "спину".
Майкл Ефимов 01.11.2009 09:54
Заявить о нарушении
Эту планку ему было не взять, думаю, в те времена. Начальновековое шевеление на эту темы было прервано революцией и совдепией,но он и то, надо сказать, сильно преуспел в этом, в сравнении с другими. А то, что люди садятся "сочинять" стихи меня тоже забавляет.Но... он же был членом союза писателей тех времён..., профессиональным поэтом. Нет, не без таланту... эти его перепады даже интересно наблюдать.Он не был поэтом вечных истин. Но кесарю кесарево.А мир прекрасен своим разнообразием. Мечты о Жар Птице не мешают нам умиляться по утрам на воробьёв :))
Аделина Грант 01.11.2009 10:19
Заявить о нарушении
A propos, в то время и Платонов, и Замятин, и Анастасия Цветаева жили и творили. Да и времена Бродского не слишком отличались от тех, убивали разве что меньше и тише. "Времена не выбирают/ в них живут и умирают".
Майкл Ефимов 01.11.2009 11:20
Заявить о нарушении
Так я ведь о воробьях и Жар Птицах, Майкл. Истинное вообще вне времени и пространства. Мы выбираем... Планку сами определяем, да. Только на это(на самих себя) нам и дано такое право. Но у всякой души свой уровень наработок: с чем пришла... Так что... может " добрал" уже...Кто знает, пути господни...
Аделина Грант 01.11.2009 19:18
Заявить о нарушении
Майкл, на странице одного автора, я прочла название раздела стихов: "Стихи до 1998года. Можно не читать." :0! Сильно,да?
Аделина Грант 06.11.2009 20:27
Заявить о нарушении