мелкие неприятности
«Капричос» в Музее зарубежного искусства
купленные восемьдесят лет назад и никогда
не выставлявшиеся до этого офорты
минут пятнадцать я провел в египетском
и греческом залах чтобы настроиться
на встречу с Гойей
это промедление все испортило
едва я вошел в комнату
где были вывешены офорты
как появилась группа школьников
вели они себя тихо но их было так много
что я сел на скамью в коридоре и стал ждать
когда они уйдут
минут через сорок они вместе с учительницей
направились к выходу но я не успел даже встать
потому что им навстречу уже шла группа
студентов то ли из Академии то ли из какого-то
другого художественного заведения
студенты и студентки собрались в кружок
и слушали пожилого преподавателя
я сидел на скамье между двумя белыми
копиями Кановы дожидаясь когда смогу
остаться с Гойей наедине
в это время внизу заиграла музыка
я спустился посмотреть и увидел что
в зале скульптуры на стульях возле киноэкрана
сидят юноши и девушки многие с нотами
и слушают пьесу для виолончели и фортепьяно
которую исполняют парень и девушка
я вернулся в коридор посидел еще минут десять
дождался когда студенты-художники перейдут
в другой зал и начал осматривать экспозицию
внизу кто-то запел баритоном арию
из «Пиковой дамы»
офорты были развешены в пяти залах
«Сон разума» висел отдельно на стене
затянутой синей драпировкой
вскоре подошла новая группа школьников
последние два зала я осмотрел наспех
когда я вышел из музея лил дождь
по дороге домой я заехал в магазин
бедно одетая женщина в очереди
долго набирала из кошелька мелочь
за черный хлеб творог и кофе
мою пластиковую карту аппарат не прочитал
пришлось заплатить наличными
я чувствовал себя Чарльзом Буковски
крупно проигравшем на скачках потому
что ему мешали сосредоточиться пижоны
старухи и старики
заводя машину я крепко выругался
и сказал себе то что по-моему сказал бы
в этой ситуации Буковски и что
действительно сказал Гойя
«жизнь это одна долгая клизма от рождения
и до смерти»
____________________
«Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы. И там он всё равно убедится, что жизнь – сплошной клистир». – Ф. Гойя. Подпись под офортом №58 “Tragata perro”».
Свидетельство о публикации №109102906980