Добыча доброй соли-3

КОГДА ТЕМА - СЛОЖНАЯ

Я говорил что, если тема проста - стих строится по закону одного лишь слова: предударная часть, ударная, заударная... То есть, применительно к сюжету: завязка и развитие действия, кульминация и - развязка. И, если еще какие-то в сюжете есть элементы - они просто не нужны в простом стихотворении.

Но бывает, что тема не исчерпывается одномоментным озарением. Несколько сложных чувств, несколько собранных из разных областей - впечатлений, сложный путь ассоциаций... Все требует не просто удобной ассоциативной дороги для читателя к твоему единственному осознанию - тут целый фрактал мыслей и чувств. Вычлени, попробуй, из него те дорожки, по которым ты проведешь своего рецепиента к сложному осознанию какого-то мирового явления.

Тут не обойдешься простым.

Но это не причина, чтобы отступать перед сложной темой. Тысячи и миллионы людей думают именно так: сразу о многом. В этом и их недисциплинированность мысли, и многообразное осознание мира. Не исключительное же явление - поэт, не одному ему открыта сложность нашего мира. И даже простая тема - это не правило, а, скорее - исключение из правила.

Значит, надо как-то и к сложной теме подбираться, во время работы дорастать до нее.

Однажды, проходя мимо навеса городского рынка, где продавали и редьку, и картошку последнего урожая, и мед - над ним уже не летали пчелы - осень, я услышал сквозь рыночные голоса песню, раздающуюся из окна третьего этажа - в одном из окружающих рынок зданий:

"Виновата ли я,
Виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю?
Виновата ли я,
Что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему?"

И - листья на асфальте, и бомжихи, продающие известку чуть поодаль от прилавков, и дождик - сеющийся, моросящий... И такая тоска во всем этом!

-Известка белая, гашеная!
-А вот - мед. Силы придает.
Травяной, гречишный -
От простуды не лишний...
...Карандашиком химическим - проверяйте.
Если сахар есть - линия расплывется...

-Редька, редька! Злая, крепкая!

Все эти голоса, промозглый ветер, дождь, медленно забирающийся под одежду, голос песенный из окна... Все это создавало неповторимое настроение.

Но - как его передать?

Я стоял, захваченный этими впечатлениями, и переживал свое гнусное бессилие. Вот он - мой мир. Живешь в нем, а словом ухватить не можешь!

Выделилось из всего - одно: женщина. Несмотря на грязь и слякоть мира - свежая и светлая.

Вышло из этого стихотворение:

"...И вдруг над этой серой  мутью,
Сквозь сон недоброй чепухи
Явились откровеньем, сутью -
Иные, свежие шаги.
И чьи-то солнечные косы,
И взгляд, что словно бы пропет -
Разрез, лукавый и раскосый -
Очей, случившихся в толпе!"

Вот она - женщина. Вот он искомый диссонанс между миром и его поэзией. Но! Стих я оставил, однако - он был совсем о другом. Не смог я переломить чего-то своего, противящегося тоске этой рыночной картины.

Женщина должна быть другая. Вот какая:

"Вы пУстите в прихожую
Калику перехожую?
С такой испитой рожею,
С изодранной одежею...

Такую непригожую -
С ее болезней кожною...
Паскудную, недужную -
Никому ненужную..."

Вот, какая должна быть женщина, а не красавица. Красавица - грязи не замечает. Грязь к ней не липнет. В том-то и суть, что в самой грязи может быть поэзия. Только вот - отношение мое к ней - к бомжихе в стихе - не то. Свысока, что ли...

Делаю еще попытку (следует понять: на все эти попытки ушло несколько лет, я сперва дорастал до понимания впечатления, только потом мог его выражать):

"Болтали про свои дела:
Кто выпил, с кем, и - кем побрезговал...
-А Валька с Витькой не жила,
И он за то его зарезал".

В этом стихе уже "компания уборщиц" в автобусе собирается устроить поминки по погибшей подруге. Тут и - быт, и человечность некая появилась... Но - откуда же влезла в стих этакая газетная интонация?

"Они тоской не заразят
Наш быт, налаженный и крепкий.
Ничьей души не заразят
Летящие по жизни щепки"...

Еще и спрашиваю в стихе: "ну, так куда мне их девать - смурных, растрепанных, похмельных"?

Да нельзя же в стихе поучать. (Нет, все три предыдущие стихотворения - получились. Не получилось то чего я хотел от стиха. Я даже сформулировать это не мог).

Еще один заход: стихотворение "Оранжевые жилеты" - о женщинах, которые рихтуют рельсы на железной дороге. Я его сделал, имитируя песню "Дубинушка":

"Дома ждет мужик деньгу -
Он недавно брил тайгу.
У такого мужика -
Больно ласка коротка.
Эй - ухнем,
Эй - ухнем!
Ждет статья, да - опять тайга!"

Стоп! Тут и намек на "семью" уже есть... Но ведь это только деталь! Деталь! Где же, где полное вИдение?

Годика через три этих мучений, кажущихся успехов и разочарований, новых стихов, выросших из стружек сложной темы - и вдруг, совершенно нечаянно:

На базаре я музу свою подобрал,
Там, где прибыль считали торговки...

вот она ,моя муза и говорит мне в этом стихе:

"Да, мы с ними - враги,
Мы пока не друзья,
Но заботу не брошу свою:
Виновата ли я,
Виновата ли я,
Что я их - больше жизни люблю?"

Схвачено наконец и общее впечатление, и отношение к миру и людям и мое, и музы... Но друг ты мой, думаю, что же ты так по-лобовому все это делаешь?!

Я чувствовал, что решение темы близко, но после каждой новой попытки отступался, понимая: пока еще это мне не по зубам!

Хоть убейте, не помню даже времени года, когда пришло окончательное решение. Зато помню, как сидел и тупо повторял свою "Бэг-леди":

"Вы пустите в прихожую
Калику перехожую..."

И тут вдруг все, наработанное за три года, стало само собой укладываться в размер этого стихотворения - чуть-чуть только подправил его, чтобы не было излишней монотонности:

ЛЮБАНЬКА

Где семечки да крупонька,
Да где жененый мед,
Горбатенькая любонька
Известку продает.

Ах - кривонька, беззубонька -
Стирает пот со лба -
Горбатенькая Любонька -
Российская судьба!

-Ах! Я известку делаю,
Я жгу ее в печи.
Моя известка - белая,
Белей, чем калачи.

Моя известка белая,
Как пух у тополей.
Ах! Я известку делаю,
Что совести белей.

За водкою с милицией -
Толпища у сельпа.
Алкают, краснолицые.
Я вижу - не слепа -

Паденье повсеместное
И нравов, и людей.
А я - живу, я - честная,
Я в этом всех лютей.

Мужик в тайге находится.
Пущай ему - режим,
Но по рукам, как водится,
Шалишь, не побежим.

Не занимаюсь танцами,
Не ерзаю во сне.
На сплю и с иностранцами -
Нечистые оне.

Известка! Негашеная!
Пошто вы - стороной?
Известка, заряженная
Отменной белизной.

Все выжгешь, как отмоесси,
Чо у кого болить,
А можешь стены совести -
Известкой побелить!

...А голос рвется, клонится,
Жалит, будто кнут.
Плюются да сторонятся,
Бывает - и толкнут.

Ах - телом легковесная!
Да синяки - не в счет.
Подымется, болезная.
Грязный поднесет

Платок к разбитым губонькам,
Где запеклася кровь.
...Горбатенькая Любонька,
Любонька,
Любовь...

Стих оказался написан буквально за несколько минут. Однако до этих самых "минут" пришлось работать почти совершенно безуспешно три года.


Рецензии
Валерий, не сочти за пустое моё впечатление: ты настоящий упорный и талантливый труженик поэзии, не легковесный нетерпеливец как многие (не будем указывать пальцами...)! В твоих стихах так много и смысла и образов. Похоже, становлюсь твоей фанаткой, от чего до сих пор (по жизни) Бог миловал...

Вспомнила( по-моему К.Шульц "Камень и боль") - о Микеланджело Буонаротти, как долго и трудно он вынашивал свои идеи до воплощения. Пример достойный.

Чуть-чуть об обещанных замеченных опечатках:
- ...такую непригожую
с её болезнЬЮ кожною;

- ЛюбАнька или ЛюбОнька(?)

В поэме "Крыжовник":
- перед КОРНИ предпоследний катрен-...шкант В Упор (отдельно)
ТИСУЛЬСКАЯ СВАДЬБА :

14 строфа - нЕ придет до Покрова...

Продолжение следует?


Мила Суворина   28.10.2009 19:07     Заявить о нарушении
Ещё: О Любоньке - 1-й катрен- Имя с маленькой буквы.

Мила Суворина   28.10.2009 19:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Мила. ЛюбОнька - именно с "О". Именно с болеЗНЕЙ - в именительном падеже именно не болеЗНЬ, а болеЗНЯ. Насчет шканта в упор или вупор. В упор - существительное. Мне тут существительного с предлогом не надо. Вупор - как?- то есть уже не существительное, а наречие. Согласен: малоупотребительное. Но зато - ясно, что нет никакого "упора" а есть шкант, вколоченный ВПЛОТНУЮ. (не В плОтную!!!).

И, конечно же "нЕ придет до Покрова".

Валерий Берсенев   29.10.2009 03:19   Заявить о нарушении
Значит, НЕ ДО ПОНЯЛА и перестаралась.

Мила Суворина   29.10.2009 10:53   Заявить о нарушении
У вас, в Сибири, много речевых особенностей.

Мила Суворина   29.10.2009 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.