Я тебя не звала...

Я тебя не звала, не звала, не звала,
Я так тихо сидела за запертой дверцей.
Но опять твоя тень предо мною легла
И сильнее забиться заставила сердце.

Я-то думала, все это вдаль унеслось,
Я-то думала, больше оно не вернется...
Неужели дороги другой не нашлось?
Или просто судьба надо мною смеется...

Не стучись, не открою. Я буду молчать.
Я тебе подойти ни за что не позволю.
Что ты хочешь сказать? Что ты можешь мне дать
Кроме слез, кроме мук и неслыханной боли?

Отовсюду ты изгнан - из мыслей, из снов,
Ничего твоего у меня не осталось.
Ни измятых конвертов, ни засохших цветов, -
Ничего, что б хоть как-то с тобою вязалось...

Упоительной речью меня не тревожь,
Уходи, я молчанье свое не нарушу...
Уж и так мне придется, когда ты уйдешь,
Зубы стиснув, опять перетряхивать душу.

Вот и все... Неприступная крепость моя
Устояла опять. Сгинь, мое наважденье!
И тебе не узнать, как измучена я,
Как была я близка к своему пораженью...


Рецензии
Здравствуйте, Света. Я прочел всю Вашу "раннюю" подборку и еще раз убедился в том, что ранних стихов не бывает у настоящих поэтов.Ваш музыкальный дар дает благородное звучание строке, почти во всех стихах, которые я успел прочесть за столь короткое время.Я почти не читаю "бардов", почти не знаю, как у них со звучанием строк. Чаще всего у них какая-то болтовня на тему, как мне иногда казалось, когда пытался читать их тексты с листа.И вот, ваши ранние стихи в этой подборке поражают удивительно гармоничным сочетанием "трёх сил" (По К. Батюшкову) - изобразительной, повествовательной и мыслительной. Это удивительная особенность Вашего дара, по моему мнению.Но стихотворение "Я тебя не звала" показалось мне особым литературным явлением. Оно замечательно отображением предельного напряжения всех духовных сил человека в борьбе с известным существом, грозящим погубить его душу. Это не простое лирическое переживание по поводу явления персонажа Икс, человека, знакомого лирическому герою.Поскольку все его черты обобщены, и конкретика, связанная с ним как с материальным существом, обозначена лишь в одной строке "Ни измятых конвертов, ни засохших цветов", его образ разрастается до вселенского зла, с которым борется герой, и, что особенно важно,герой побеждает! Это пронзительное стихотворение по накалу титанической борьбы целомудренного человека с явившейся ему страстью, которую он умудряется победить, находясь на грани падения в пропасть.Так Ваше частное переживание перешло в разряд Всеобщего. Я бы включал это стихотворение во все антологии современной поэзии и в учебник литературы старших классов. Здесь точная, глубокая рифма, никаких усеченок, диссонансов и ассонансов вместе взятых.Единственный, очень оправданный сбой ритма как раз именно в той строке "ни измятых конвертов, ни засохших цветов". Но именно этот сбой и является важным акцентом на том, что это не только всеобщее зло, но и частная история двух частных людей. Прошу извинения, что я так подробно, может быть, пишу об этом стихотворении. Но мне кажется важным увидеть и выявить явление поэзии, появление особенного произведения и объяснить "детям, цветам и птицам" почему оно ценно. Я всегда повторяю: "Культура является гарантом сохранения вещи!" Так вот, именно эта вещь (это отдельно взятое стихотворение) глубоко культурна.Его могла написать Мария Египетская, Нил Сорский, Сергей Есенин ("Черный человек! Ты прескверный гость!..)Это совсем иное, чем, например "и стало угрюмо, угрюмо, и как-то спокойно душе". В русской традиции нет спокойствия от угрюмости.Но что-то, как говаривал Аввакум, я слишком развякался... С уважением к Вам, Сергей Князев

Сергей Князев 3   01.10.2015 04:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Настолько интересно вы делаете разбор! С такими аналогиями! У меня прямо крылышки вырастают!
Большую часть своих стихов, написанных до 24 лет (а то и после) я порвала и выкинула - там столько пафоса, штампов, сбоев, неточностей. Некоторые оставила, кое-где причесала...
Попав сюда, на Стихиру, я стала обращать внимание на такие вещи, о которых раньше и не подозревала. Здесь есть у кого поучиться и чему поучиться. Ну что ж, нормальный процесс.
Спасибо Вам большое за такой интересный отзыв!
Кстати, что касается песен бардов - со временем, опять же, начинаешь видеть недостатки и в тех песнях, которые раньше столько раз слышала и пела! Некоторые моменты царапали, но не всегда могла понять, чем именно. Пожалуй, безупречнее всех - Сергей Никитин - он пишет на стихи поэтов. Конечно, среди пишущих на свои стихи, многие подходят тщательно к стихам (Ланцберг, Устинов, например, про таких классиков, как Окуджава, я уж и не говорю), но далеко не все. Столько всего переоценилось за то время, как ранние стихи стали "ранними"...
Спасибо большое!!!!!!!

Светлана Мель   01.10.2015 08:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.