Странствия
< Райские странники поют: >
– Мы уходим туда, где отсутствует посох,
Где Хуан де ла Крус отдыхает в ут;сах,
Где рождению света предшествует Дух,
Где ни путь, ни уста не приветствует бо;сых.
Мы великой любви разбиваем зерцало;
Мы – в дороге, а странникам петь не пристало.
Мы пришли и ушли, голося на пиру,
Мы прошли небеса – разве этого мало?
Там возносится в Рай
Троецарственный ясень... <Уходит.>
2.
< Земные бродяги поют: >
– На Юге сбивают с ног,
На Западе есть ночлег,
Идет стороной Восток,
На Севере сеют снег.
Слова заплелись узлом
Тесней, истоки рек –
Но Северу не повезло –
На Севере сеют снег.
<Уходят.>
3.
< Григорий Нисский: >
Сила Божия блесна
Сила Божия весна
Покусившийся на плоть
Смог ли Сына побороть?
< Василий Великий >
Сила Божия печать
Сила Божия начать
Не очистясь от врем;н
Как достигнешь ты им;н?
< Иоанн Златоуст >
Мир – Купание
А потом
Сны пророческие
Под крестом
Аминь.
4.
< Ангеляр >
Мир туманится и тает
Равноденствие мигает
Ярый вечер рассветает
– Где же сон творится?
– Кто здесь водворится?
Свет исчез за Иорданом
Словом нежным туго тканым
Ма;рко стелит богдыханом
– Где же путь двоится?
– Кто напишет лица?
В Рай Фоме чиста дорога
Здесь павлинов слишком много
И по;т стрела тренога
– Где дворец – на небе?
В сердце? Или в Инде?
Воскресенье Девы
Вмиг Фома увидел.
5.
< Суфий по;т: >
Я закрыл глаза
Вслед за Аль-Газа;ли,
Дабы вместо зла
Ночь не наказали.
К тайнам без причин
Движутся святые.
Т;мные ключи
Перешли, остыли –
И свою же прыть
Метят напоследок,
Заставляя плыть
Говорливый берег.
Целый Окс устремился к моим губам
Я не зря покорился Твоим судьба;м.
6.
Реет Сириус птицей райской
Над пустыней Синайской,
А гора обняла высо;ко
Стеклянную стынь,
Мир – последнее око,
Зрачок – полынь.
Без объятий страдающий свет
Не угроблен, не взят, не спет.
Если выпьешь семь чаш –
Будет источник, скача и мчась,
Поить вскипающий взор.
( Горе вам, Тир и Луксор! )
А Младенец впервые спит.
На пути пред Царями песок кипит.
San Juan de la Cruz – испанский мистик ;; в.Автор «Восхождения на гору Кармел».
Аль-Газали – арабский ученый и мистик
Марко – Марко Поло
Византийские отцы церкви Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст.
Ангеляр – ангел-гусляр; но есть и такое болгарское имя. Фома – конечно же, апостол Фома, закончивший свой путь в Индии. Фома взялся строить дворец для индийского царя – но сокровища, данные ему для постройки, отдал нищим. Царю он сказал: «Я строю тебе дворец на небе, неразрушимый.» Царь обратился к Богу. В конце жизни Фома молился на лесном лугу среди павлинов, и дикарь, стреляя в павлина, попал Фоме в сердце. Так повествуется в «Деяниях Фомы» – апокриф этот очень любим в России и на Западе.
«Страннички» несут в руках вместо посохов «двуясный ясень», их цель – склеить своими странствиями Восток и Запад; идея моя не нова, а?
«Север» – это Россия ; с севером связаны и Ассирия, и Скифия, и Иран, и все воинственные страны.
«Реет Сириус птицей райской...» – навеяно М.Кузминым. от трагедий мира я все-таки возвращаюсь к Рождеству и царям-мудрецам(так лучше передать греко-перс. ;;;;;, маги ; «волхвы»(церк.-слав.) не совсем удачно).
Окс – Сырдарья в Ср. Азии; оттуда были многие суфии. Тир – столица Финикии. Луксор – священная летняя столица Египетских фараонов.
;Видение. Двенадцать ликов Богоматери;
1. Белозерская
2. Виленская-Остробрамская
3. Одигитрия Дионисия ( Имяславческое )
4. Троеручица
5. Иверская ( Древняя )
6. Знамение ( Оранта )
7. Казанская
8. Соловецкая
9. Умиление ( Псково-Печерская )
10. Коневская
11. Благовещение ( Устюжское )
12. Владимирская
В этих стихах я пытался отойти от традиционного для духовной поэзии Х;-ХХ веков «умиления» и прийти к «созерцанию». Это не значит, что я отвергаю чувства. Я пытался идти от удивления к созерцанию и затем к умн;му чувству. В последние века пытались от чувства прийти к созерцанию и восторгу. Посмотрим, что будет, если пойти от созерцания к чувству ( путь Средних веков ). Во всяком случае, первый путь себя исчерпал, чему свидетельство «Тетрадь Вероники» Айги.
1. ;Белозерская;
Motoi Kawao
Мати Божия –
Свет Твой красен,
Лик суров –
Льнет к нему
В морской рубахе
Отрок–муж;
Ты глядишь,
Последним взором
Меришь край земли,
Ангелы в златых ободьях
Поле талое внесли,
А святые –
В синевах заметен древний рой –
Будто звезды равноцветные
Перед Твоей простотой.
Мерять – по-русски «измерять». Но в корне «мер–» весть о творении: санскр. *mati значит и «измерять», и «наделять», и «творить». Я передаю это активное значение словом «мерить»: «Меришь край земли»; Богородица своим взором создаёт край земли, меряет его и наделяет жизнью.
2. ; Виленская-Остробрамская ;
Мария,
вьюжная Весна,
тайна дней нетерпеливых –
снежные цветы в руках Твоих
зв;здами станут
и тогда взаправду
зв;зды посыплются с неба
и Ангелы воскрикнут
и радостный встанет
Твой Сын от чертога.
Ты
несущая одеянием
поднебесный мир –
совлеч;шь его тихо-тихо
облач;нная во святая святых
И подаришь каждому
целование
в бездне Рая.
31.5.1998
Виленская-Остробрамская – находится в Вильнюсе на башне, над «Вратами Зари»; Богородица-Дева, «Заря-Купина»(Блок). На голове у Нее корона из солнечных лучей 12 звезд, а под грудью – месяц. Богородица изображена со сложенными руками в тот самый миг, когда Она слыхала голос архангела Гавриила : «Радуйся, благодатная!.. Дух Святой найдет на Тебя... и родишь Сына...» Это – ее безмолвный ответ Богу. Одновременно Она – Жена из «Апокалипсиса»(12 гл.). память этой иконы в апреле. Ее принесли в Х; веке из Польши «босоногие» монахи-кармелиты.
3. ; Одигитрия Дионисия ;
( Имяславческое )
Одигитрия
Дионисия –
Синий свиток запечатлен, закручен
В левой ручке Еммануила –
Правой рукой благославляет
Средокрестье груди,
Дыхания и сердца
Пречистой Матери Божьей,
Где жив;т-пребывает Он вечно
У тех, кто умом нагим и светлым
Купаясь в Иордане сердца
Поминает
Пречистое
Имя
9.1.03
«Одигитрия» по-гречески означает «Путеводительница». В Константинополе этой иконе был посвящен храм Одигис. На Руси чтили Казанскую Одигитрию и Смоленскую. Но мое внимание привлекла «Одигитрия Дионисия» – этот мастер работал в Вологде и Москве (Х;– нач. Х;вв.). В ней символически изображена тайна имясвавия – сокровенного почитания Имени Божьего, совершающегося через молитву Богоматери. Имяславию по сути посвящена и «Соловецкая».
Емман;ил (церк.-слав.), евр.Emmanu;l, «С нами Бог»(Исайя). В Православии так называют Младенца-Христа : «Спас Еммануил». Через «Э» писать это имя не принято. Я сохраняю церк.-славянское начертание и ударение.
4. ; Троеручица ;
Троицу
светлоокая Богоматери
таит
в удивл;нном взоре –
Иисус виннокудрый
глядит в Твой Лик –
а Ты
смотришь за третье море.
Первая рука рождает Сына –
Сирия, Палестина.
Вторая рука –
Дух потряс;н:
Тонет в море Афон.
Третья рука –
Русская песнь-солоница,
Иоанна Дамаскина
Оживл;нная даром десница,
Снова
Принес;нная в дар.
И столетний старец не стар,
И Младенцу – то три,
То тридцать три.
Царство Божие днесь внутри.
7-9.1.03
«Троеручица» – очень любима на Руси до сих пор, но особенно в Х;-Х; вв. Она написана святым Иоанном Дамаскиным (†777). Иоанн был арабом, фамилия его по отцу Аль-Мансур. Он – автор многих гимнов и богословских книг. Долгое время был советником халифа в Дамаске. По навету халиф отрубил Иоанну правую кисть руки. Иоанн завернул ее в платок и со слезами положил ее к иконе Богоматери в знак своей неповинности : этой самой рукой он недавно написал икону. Ночью Иоанн заснул, молясь у иконы, желая умереть. Наутро его правая кисть оказалось на месте : виден был только шрам вокруг запястья, словно кровавая ниточка. В благодарность Богородице Иоанн пририсовал на иконе третью руку, точнее, кисть – не от плеча, а как бы возле груди, полузавернутую в платок или в складки самой одежды. Многие видят здесь Индию, но в Индии богам изображали руки прямо от плеч. Три руки – символ Святой Тройцы. Платок, в которой была завернута исцеленная кисть руки, Иоанн носил на своей голове до конца жизни. Он покинул Дамаск и с иконой ушел в Палестину. После его кончины (он жил более ста лет ) икона была во Святой Земле, затем была перенесена в Византию и в Х; в. подарена Сербскому архиепископу Савве. С тех пор через Сербию «Троеручица» проникла на Русь. Когда в Х; веке пришли турки, сербы положили икону на осла и отправили его бежать на волю Божью. А осел добрался до Афона и встал прямо напротив сербского моностыря Хиландарь. Там теперь «Троеручица». В моем стихотворении созерцается икона из Свято-Даниилова монастыря в Москве (1704). Она – новая, греческого письма с итальянским влиянием, но очень духоносна ; в Москве ее любят.
Есть предание, что Афон в конце времен погрузится в море. И последний дом «Троеручицы» – Москва.
В одном русском духовном стихе поется : «Восстанут старые и младые вместе, И старец будет не стар, А младенцам тем будет-то по тридцать три года...»(Смысл таков.) В стихотворении я пытался изобразить Иисуса одновременно младенцем и мужем... Мистика чисел – одно из сильнейших изобразительных средств в Ср. Века.
5. ; Иверская ;
( Древняя )
У Тебя
одни очи видны –
на всю землю
А лице Твое
темно и первозданно
а рана Твоя на щеке
до сих пор свежа
Нечаянной капелькой крови Твоей
преобразился Рай,
когда Ты в него взошла.
Не исцелит е; Сын –
сущую радость.
До скончания веков
море любви Твоей разыгралось.
Руки Твои в Крыму
дочиста моют тьму
севера.
10.1.03
«Иверская» ( древняя ) – на Афоне (к Х в.). Изображение восходит к первым христианским иконам(;-;вв.). Во время великого уничтожения икон при византийских императорах-иконоборцах икона из Грузии перешла по морю в грузинский монастырь Ивер, где были и греки. Там ее принял из моря на руки один старец ; с тех пор икона – на Афоне, есть два великих ее списка : «Иверская» в Москве(1654 г.) в Сокольниках и «Иверская – Монреальская»(1981, исчезла в Афинах в октябре 1997 года). У древней «Иверской» в Сокольниках – видны одни глаза. На щеке у «Иверской» – рана, нанесенная воином иконоборцем ; из нее льется живая кровь. Этой кровью преобразился Рай – теперь есть Рай земной и небесный. «Иверская» очень любима была на русском Севере. Есть духовный стих о том, как Богородица выходит из «соборной церкви Софии» – здесь Киев и Крым как бы сливаются в одно – и моет Свои одежды в Окияне-море.
6. ; Знамение ;
( Оранта )
Ты – сама Красота,
Не Тебя ли
видел Иезекииль?
Сон во сне,
колесо в колесе,
видимый мир
невидимым миром объят –
Из малахитовых, рдяных и медных,
лазурнозел;ных ободьев
яро и зорко разит
взор Еммануила –
Ты – молитва сама
Всплеску рук
нити невидимого огня
внимают два серафима
Невозмутимый крик
до смуглого слуха достиг:
"Свят ! – И свята Родившая
по естеству Незримого."
11.1.03
«Знамение», по-гречески Панагия Оранта, «Всесвятая Молящаяся», Богородица-Церковь, Богородица-Молитва. В многоцветном медальоне на Ее груди изображен благословляющий Спас-Еммануил ; руки Ее воздеты, рядом два серафима. Эта икона – хранительница Киева и Новгорода; икона софийская.
7. ; Казанская ;
Странный Эдем,
Где нет херувима
с сияющим мечом
У Древа Жизни,
увитого снежным виноградом,
Где голос Бога –
несут изгибы Уральских гор,
Где еле виден
хребет земли,
А плод познанья тает
От Твоего дыханья.
3.3.2001
«Казанская» – тоже относится к типу Одигитрии.
8. ; Соловецкая ;
Отроче Иисусе –
Ты вихорь золотой
Царь – над царями
Огнь над огнями
И шепчешь тайну:
"Бог над богами."
А Мати Пречистая
Будто Тебя слышит
И не слышит –
Е; сердце и дыханье
Полны Тобой,
Взор блестит земным исходом.
Ты страданьем заклинаешь
И судьбой Ты шепчешь тайну:
"Бог над богами."
15.1.03
9. ; Умиление ;
( Псково-Печерская )
Ты Царица земли
И неба небес
руки сложила над Сыном
Летящим облаком л;гким
Осеняя ночь Неся свет
На пречистое лоно
Скал –
Пронзающей
Троесветлым венцом Своим
Шумеса, шутеса, шунеса –
Имя Сына –
Дал –
вам –
мир
Превыше ума и слова.
16-17.1.03
«Умиление» древнее Псково-Печерское – очень редкий и неожиданный образ: Богоматерь в короне с тремя зубцами молится над Младенцем Спасом; Спас как будто лежит на воздухе на высоте Ее лона. Я видел эту икону в Успенском соборе(1473) Псково-Печерского монастыря.
10. ; Коневская ;
Голубинная жертва
Дух в игручих долонях
милого Сына
Темный мафорий Твой – море
Светлый плат –
помянник отсиявших созвездий
Кровью коней
Ободр;н храмянин –
Ладожский камень м;дом теч;т из уст
Буди Тебе престол
Буди Тебе здесь пир
Радость, покой и чаша.
17-18.1.03
«Коневская», или «Голубиная» – принесена на Ладогу монахом Арсением, ходившим за Ней на Афон. Арсений переселился на остров Коневец, где вепсы приносили в жертву коней. С конца Х;века (1393 г.) там монастырь. Икона удивительна тем, что у Младенца в правой ручке голубь, а Богоматерь покрыта темным мафорием и на плечах белое со звездами покрывало; Она смотрит, как Иисус играет.
11. ; Благовещение ;
( Устюжское )
Прийдите, созерцатели Сверхсвета –
Путь л;гок, засветло
домой
Вернитесь –
В Раю вечернем
Явился Гавриил –
От трепета и смысла
Чуть на воздухе зябком
Привозлетев
Бого-
веще;нье.
И с улыбкой горной
Приемлет пурпур Дева –
Будто за мир
до архангельского зова
Ее окликнул
Емману;ил,
Поя, играя в лоне.
И храмом Бога Светов
Мария стала,
И мир в тот миг через Не;
Стал храмом –
Ожив из камня Даниила.
Вернитесь, созерцатели
Огне;вий –
Любо земное
Вбожествл;нно,
Уявен свет –
Богоявление
19.1.03
12.; Владимирская ;
Ч;рный закров
С полуст;ртой звездой,
Очи – ещ; темней:
В них домерцает небо.
Сын
Приник к Тебе львом
Ибо Твое есть –
Царство Божие близ
Но Ты в сей бессмертно-
безбольный миг
боли полна
Неотмирно
Ты здесь до сотворения миру
Видение – для видящих,
не для сновидцев:
Ибо Твое есть –
12.1.03
Х Х Х Х
Нововиние
Светлой Среды
Очищение
Пустотной воды
Брак в Кане
Правят вечникане.
2003.5.21
Х Х Х Х
;из цикла “Чонтвари”;
1.
Херувимом
с ворот Антиохии
я смотрю вдаль –
вырванный из блаженной тьмы
Святого Святых,
вижу, любуясь –
впрямь надо мной
страшная икона Спаса,
а вспять –
потоки селей,
блестки нашествий,
отплытья
крик –
Кипр сосёт Средиземно-
морский сапфир –
а в Риме священно-
лепно
расплавлен в откуп и отдар
единственный мой близнец –
иль унесен югрой
на Обь с Золотою Бабой –
И мир теперь ему храм.
30.3.03. Москва
2.
“Танец жизни”
Солнце –
Божие Верченье
ласковый закров небес
хороводы – сердцу мира
а догадливость – флейтисту
лихо зрящему в огонь
зарождения вселенной
( Обнаженная земля
вознеслась на миг единый.)
Столпники
в глубинах неба
упоенны очесами
свет неистовый впивают
на глубо;ко-преглубо;ко
спит в корнях
святого кедра
пра-
исток
землетрясений
Москва
20.10.2000
Х Х Х Х Х
Сретенье
“Превращая концы в начала,
Видно, людям я спать мешала.”
А.А.
1.
Симеон качал Еммануила,
А Марию весть его пронзила –
И неслышно разлетелся храм.
Мир исчез. И сладкое мерцанье,
Воркованье, пенье, восклицанье –
Озарились болью. Знать, не нам
Постигать сей камень пререканий.
А Иосиф обратился к Анне,
Пряча горлиц на своей груди.
Где таится зна;менья разгадка?
Уст е; молчание без остатка
Выплеснуло свет : “Иди, иди –
Скоро быть нам пределах рая;
Смерть от боли – это смерть вторая –
За собою третью позов;т;
Третья – жизнь обнимет в средоточье.
Успокойся. Я ведь не пророчу –
Сын твой названный во мне по;т.”
2.
Как из каменной Индии
Сердце выпало,
Негасимым огн;м подпоясалось,
А венец из ковылей Херсонесских
За зв;зды закинуло,
На гранитной луде;
Да в Балтийских песках
В кровь изрезалось –
Так узнало свой лик в комаровских
Отпетых соснах.
И воспомнило,
И восполнило:
“– Я Земл;й была –
безвидна и пуста! –
и Дух Божий реял над водами.”
3.
Связать из облаков
Геннисаретских лодок
Последний мост –
В закраину неба
Забросить разом
Сетчатку рыбачьих очей –
Отрезать разум от сути,
Вкусить пылающий угль
И рыбу – а хлеб подарить
Испившим вина.
Черпать в океане Тихом
С Богом моим
Зел;ную соль островов.
А слово – вернуть Исайе.
4.
Сквозь пьяный сон выздровленья
Мне померещились вдали
Косые льдистые поленья,
Ворота и монастыри –
И по широким луговинкам
Беспечно скачущий огонь,
Несущий радость неповинным
И дым тому, кто облуч;н.
5.
Ещ; светло, хотя и серо.
Тебе шепчу я :“Калиспера"...
Простые грецкие слова
Так далеки до Рождества.
В камнях таится Древний Днями.
Сжимают каменные длани
Холмищи, полные пещер,
И лики выстраданных вер.
«Калиспэра», новогреч. – Добрый вечер!
6.
На Юге сбивают с ног,
На Западе есть ночлег,
Ид;т стороной Восток,
На Севере сеют снег.
Пути заплелись узлом
Тесней, извивы рек –
Но Северу не повезло:
На Севере сеют снег.
7.
Пройд;т незнаемая боль,
На Юг опустятся туманы,
И мы сожж;м свои романы,
Огонь приветвуя за соль;
И страсть иного бытия
Охватит пустыньки и пущи,
И возгорится Всемогущий,
Все искорки перетерпя;
И, ничего себе не взяв
Из дней домашних и чудесных,
Он заиграет только в песнях,
Рожд;нных в мир не для забав.
8.
Купина Неопалимая –
Сторона неутомимая.
Тишина, тишина, тишина...
И – возлюбленная война!
9.
...А вот Небо свой бег изначала
на прозрачной бумаге смещало.
Ночью белой в сосновом гобое
Вдруг запело Японское море.
И на миг мне привиделась Анна –
Словно тысячеликая Каннон.
10.
В храме Иерусалимском,
Когда уш;л Симеон,
Седая пророчица Анна
Видела вещий сон:
Небесная плащаница
В полдень упала с плеч,
И изумл;нный Петр
Слышит глас человечь:
“– Встань, заколи и съешь их –
Гадов, зверей и птиц!
Между землей и твердью
Даром упал ты ниц.”
“– Господи, ничтоже скверно...”
“Забыл ты языков огни?!
Знаешь – что Бог очистил,
Ты, праведный, не скверни.”
Трижды так повторялось.
И зрак уш;л в небеса.
Слуг из дома Корнилия
Послышались голоса.
“Иоппия – значит башня...”
И Анна очнулась, бодра –
Под шум довременной речи
В полночном граде Петра.
11.
;Молитва Анны;
Агнче, заколенье
От сложенья миру –
Мир не развязало.
Высечет из неба
Язычки значений
Духово кресало –
И, опять разъятый
Словотворным мигом,
Мир тебя не сложит,
Только стихновенье
Зорким узор;ком
Без конца тревожит.
Агнче семиглазый,
Напои же светом,
Накорми лозою, –
Рассеки мне сердце
И очисти смирной
Мир перед грозою.
узорок – др.рус. узорочье, узор. Узы рока, т.е. судьбы!
12.
С м;ртвыми живого помышляя,
Мы спешили ночью к вертограду –
Необычно рано рассветало –
Ждать и плакать, продлевая тленье,
Ароматами Его помазать –
Магдалина, Мария, Иоанна.
И когда сверкнул нежданный Ангел –
Камень на мгновенье просветился
И как будто вскрикнул.
« – Ищете Распятого? Не здесь Он!
Нет Его, восстал! Там, в Галилее
Лучше поищите ; там встречайте,
Вспомните слова, что вам сказал Он! »
Я от страха разлила бальзам.
И с тех пор земля благоухает,
Помня запах Пречистого Тела.
13.
Я пела печаль, разлуку, любовь, красоту и смерть –
А чем же ещ;, скажите, могла я мир отогреть?
И сердце, что жизни просит, с любовью обронит Бог, –
Обронит и снова бросит в небесную сеть тревог.
И если жилы разрыты, и кровь в сердцевине Креста,
То где же тогда, скажите, Рождественнская звезда?!
;;;;;;
Киев 1990 – Москва, февраль 2002
Х Х Х Х Х
Я так думаю, что люди –
Это зернышки разбудий.
Каша сварится из них,
Чтобы мир совсем затих,
И возникнет Тишина
Из пшеничного зерна.
Киев 8.4.91 Ночью
Х Х Х
Молился, видел все вокруг,
А в самом деле оказалось,
Что еле сдерживаю жалость
В изгибе выстраданных рук.
Прибой щетинился и пал
Воспоминаньем о потопе,
И фиолетовые хлопья
По мелководью рассовал.
Там по колено длинный путь,
По горло – варево дневное,
Пространство душит новизною,
А ночью тоже не вздохнуть.
Подлунный мир навеселе,
И степь исходит разнотравьем
За то, что каждый будет равен
Ее податливой земле.
Москва 1-2 августа 1991. Ночь
Х Х Х
От рожденья неспособный
Тягот жизни выносить,
Лишь премудрости у Бога
Я решился попросить.
В назиданье мне явился
Ангел светел и велик.
Он крылами не хвалился
И одеждами из книг.
И пока искал я мысли,
Протирал водой глаза,
Мир мне Ангел перечислил
За каких-то полчаса.
И не смел я усомниться,
Сея пепел, сея прах,
Что познание таится
В обнаженных именах.
Море, виданное раньше,
Было светом сожжено,
А постигнуть Свет тончайший
Рваным серцем не дано.
Москва. Август 1991 – нoябрь 1995
.
Свидетельство о публикации №109102706662