Заключение

Заключение

Результаты описанных исследований свидетельствуют о том , что в каждом классе существует нигде официально не зафиксированная система личных взаимоотношений с учениками. Эти отношения характеризуются прежде всего избирательностью. К одним они испытывают большую симпатию, к другим меньшую , к третьим- безразличны, четвертые вызывают к себе отрицательное отношение. В эту систему взаимоотношений можно проникнуть только путем специальных социально- психологических методов.
Приступая к работе в новом классе , учитель неизбежно заставляет в нем не просто сумму мальчиков и девочек , которые ждут , пока из них сформируют коллектив , а группу в социально- психологическом смысле этого слова. Эта группа уже имеет определенную внутреннюю структуру , и с этим надо считаться.
  Как мы видели , описанные здесь методы дают возможность:
1.Получить объективную и точную характеристику положения каждого ученика в системе личных взаимоотношений;
2.Определить удовлетворенность в общении каждого школьника;
3.Изучить динамику личных взаимоотношений между одноклассниками
4.Установить структуру личных взаимоотношений в классе; наличие группировок и т.д.
5.Определить самооценку младших школьников
В результате социометрических опытов перед нами возникают как бы субъективные образы класса ( или группы ) , сложившиеся в  сознании каждого ученика. Обобщение этих образов позволяет исследователю   
( учителю ) увидеть объективную картину  личных взаимоотношений .При этом содержание субъективного образа  класса, сложившиеся в сознании ученика , позволяет понять и то, как , по его мнению , относятся к нему одноклассники и как он сам относится к ним. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Скажи мне , что ты думаешь о взаимоотношениях в коллективе ,  и я скажу как коллектив относится к тебе».
В ряде случаев именно характер отношений личности к группе и группы к личности позволяет проникнуть в психологические механизмы сложных педагогических явлений , связанных с воспитанием в коллективе и через коллектив. Почему , например, школьный класс , который по отношению к большинству своих членов является могучим средством воспитания , на некоторых учеников не оказывает существенного влияния. Психологическую почву такого «обесценивания» группы для личности следует искать именно в сфере их взаимных отношений.
Основной педагогический вывод, вытекающий из  нашего исследования заключается в следующем.Личные взаимоотношения между детьми, хотя и переживаются ими как непосредственные , на самом деле  опосредованы их совместной жизнью и деятельностью. Эти  взаимоотношения не являются ни непознаваемыми , ни неизменными. Их можно изучить объективными методами и изменять путем соответствующей организации совместной жизни и деятельности детей. Поэтому для педагога открывается перспектива активного и целенаправленного формирования личных взаимоотношений между детьми. Например,  прежде  чем рекомендовать определенных учеников на ответственные посты , учитель –психолог  должен выяснить, каково реальное место этих ребят в системе личных взаимоотношений
.Школьник, который пользуется симпатиями многих одноклассников , может и не обладать качествами , необходимыми организатору. И, наоборот , ученика могут не любить многие одноклассники , особенно в слабо организованном классе , например , за принципиальность , требовательность
 и т.д. И это совсем не значит , что такого школьника нельзя выдвинуть на ответственный пост. Существенную помощь при организации коллектива может оказать знание структуры личных взаимоотношений между детьми . Зная , к кому из одноклассников тяготеет каждый ученик , учитель сможет лучше разбить класс на звездочки , звенья.
В данной работе :
1)Изучена литература по теме исследования;
2) Выявлены   особенности индивидуальности младшего школьника;
3)Определить типологические особенности педагогического взаимодействия;
4)Изучены  межличностные отношения в ученическом коллективе ;
5) Даны  психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся.


Рецензии