Lb- Диплом по истрории Белоруссии

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова












Тема:
 Романский и готический стили на Беларуси


                Курсовая работа

Выполнила: студентка – заочница
исторического факультета
4 курса гр. «А»
Федорова Татьяна Владимировна

Научный руководитель:  Климуть Л.Я.














Могилев 2004 г.


ПЛАН

                Стр.

ВВЕДЕНИЕ


1. Романский и готический стили в средневековой Европе.

1.1. Характеристика и особенности романского стиля. (X-XII в.в.)

1.2. Характеристика и особенности готического стиля. (XIII-XVI  в.в.)


2. Романский и готический стили в архитектуре Беларуси

2.1. Памятники архитектуры Романского стиля на Беларуси.

2.2. Готический стиль в архитектуре Беларуси в эпоху средневековья

2.3. Взаимопереплетение романского и готического стилей в архитектуре Белоруссии.


3. Романский и готический стили в живописи, скульптуре, литературе 
Беларуси.


4. Неороманский, неоготический стили ( рубеж XIX-нач. XX в.) на территории Белоруссии.


Заключение.

Словарь терминов.

Сноски

Список литературы.




Введение


На протяжении своей истории белорусский народ создал высокоразвитую и оригинальную культуру, неотъемлемой частью которой являются архитектура,  изобразительное искусство, литература, музыка. В данной работе мы рассмотрим влияние романского стиля и готики на Белорусскую культуру.  Эти стили господствовали в изобразительном искусстве средневековой Европы в период с X-   по  XVI  века.   Основным видом искусства в рассматриваемый период являлась архитектура. Ее лучшие памятники свидетельствуют о практической мудрости и художественном мастерстве зодчих.  Перед нами стоит  цель охарактеризовать и выявить особенности романского и готического стилей, как в средневековой Европе, так и на территории Белоруссии, показать отличие Белорусской готики от  классической готики Запада и привести  примеры памятников архитектуры и  изобразительного искусства данных направлений и стилей, возникших на Белоруссии.
 В развитии любой культуры, в том числе и белорусской, активные взаимоотношения с другими  культурами играют важную роль. Белорусская культура относиться к типу открытых. В своем историческом развитии она прошла этапы, характерные для европейской культуры. На всех исторических этапах белорусская культура развивалась во взаимодействии с соседними славянскими и другими европейскими культурами, что способствовало развитию различных стилей и направлений в белорусской архитектуре. В то же время необходимо помнить, что в истории белорусской культуры нашли место и оставили свой отпечаток специфические, свойственные только ей закономерности, обусловленные историческими обстоятельствами.
Археологические изыскания, проведенные на территории Беларуси, в известной степени воссоздают  архитектурную – планированную структуру и застройку древних  городов и деревень.   В IX-XI в.в. в экономике и социальных отношениях Древней Руси возникают и развиваются города.   В течение IX-XI в.в. , согласно летописям, возникли города Полоцк 1862), Туров 1980), Заславль ( к X в), Брест (1019) , Витебск (1021г.), Минск и Орша (1067), Друцк (1092), Пинск (1097). Уже в XI в. существовали Браслав, Волковыск, Гродно, Новогрудок, Кричев. Экономический и политический расцвет Древней Руси вызвал быстрое развитие каменного строительства. По византийским образцам сооружались большие храмы , однако  уже в первых постройках  этого типа заметна национальная творческая обработка. Часто периодизация истории культуры ориентируется на стили эпох. Но тут возникает ряд проблем. Так, например, художественные стили не  абсолютны, т.к.  появившись один раз, они будут и потом появляться в культурах современной эпохи как например, в виде неоготики, необарокко и т.д.

1.Парашкоу Г.А.. Гiсторыя культуры Беларусi  Мн.2003 Ст.85


I. Романский и готический стили в средневековой Европе.
1.1. Характеристика  и особенности романского  стиля. (X-XII в.в.)
        В  XI-XII в.в. в большинстве стран окончательно оформились феодальные отношения, а вместе с тем и новый подъем культуры. В искусствоведческой литературе эта фаза, соответствующая времени наивысшего развития феодализма, получила название романского стиля. Термин этот появился в XIXв., когда были обнаружены связи архитектуры XI   и  XII  столетий с  древнеримской архитектурой ( применение полуциркумерных арок и сводов) Термин «романский стиль», возникший по аналогии с термином «романские языки» достаточно условен, однако он вошел во  всеобщее употребление.  XI в.- рассматривается как время раннего романского искусства, XII в – зрелого романского искусства.   Хронологические рамки для отдельных областей Европы не совпадают: В Италии и Германии романский стиль занял половину XIII в., в северо-восточной Франции закончился в середине XII в., на территории Белоруссии XII – XIV  в.в. (сер. XIX в. – нач. XX века – вновь повышенный интерес архитекторов к романскому стилю появление неороманского стиля). Основным видом искусства в романский период являлась архитектура, преимущественно церковная. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип   базилики, усложненной в плане и композиции. Распространенной особенностью романских храмов являлось наличие под храмом ( восточная часть храма  для духовенства) небольших подземных помещений, служащих местом хранения реликвий, а так же для погребений. Характерно для данного стиля прежде всего общее впечатление  суровой торжественности и мощи, которое создается как  размерами и пропорциями самого пространства интерьера, так и конструктивно – художественным оформлением его каменной оболочки. Для внушительности впечатления важны в данном случае все три измерения пространства. Огромная длина его повышает значение алтаря, расположенного в дальнем конце церкви. Незначительная по сравнению с длиной и высотой ширина,  заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению со своими размерами. Большая высота придает необычный  облик всему интерьеру, подчеркивает символическое и художественное значение верха и верхнего освещения и косвенным образом напоминает о небе, играющем важную роль в религиозном миросозерцании средневековой Европы. Высота интерьеров и устремленность к небу наружных объемов здания – постоянно повторяющиеся мотивы во всей христианской церковной архитектуре. Высота интерьера церквей выявлена четырьмя главными средствами:
1.Филимонова С.В. История мировой художественной культуры Мозырь 1997  ч.1 Ст.214
2.Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре для 9 кл. Мн 1997 Ст.148



1) ее «многоэтажностью» ;
2) наличием мощных колонн и сквозных вертикальных столбов;
3) масштабностью различных деталей, например камней кладки. (Ряды кладки, поднимаясь друг над другом, являются как бы усложненной много раз меркой).
4) Наличие частей (колонн и арок), однородных по форме, но значительно различающихся по размерам. Контраст в размерах уменьшает меньшие, но зато делает еще более грандиозными крупные арки и колонны.
       Мастера придавали своим сооружениям ради большой прочности избыточную массивность. В очертаниях форм преобладали простые горизонтальные и вертикальные линии, так же полуциркулярные арки и своды. В результате массивность стен и опор давит на  пространство; в толстых, грубоватых колоннах, в тяжелых арках, в больших  глухих полях стен и сводов много неподвижности, инертной массы, художественной примитивности и как бы недоработанности: оконные и дверные проемы очень узки и сравнительно малы. Внешний вид величественно строгий и суровый , гладкие стены храмов мастера украшали декоративными рельефами: геометрический орнамент, завитки, звери, человеческие изображения. Романская пластика запечатляла в камне евангельские сюжеты поэтому изображение человека главенствовало. Большим достижением романских архитекторов было строительство крестового свода – перекрещивание под прямым углом отрезков полуциркулярных сводов равного радиуса, Такой свод оказывал давление на 4 опорных точки, что позволяло облегчить стены здания.
В романском стиле строились и замки. В это время они похожи на крепости. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно замок располагался на вершине горы или скалистого храма над рекой или у моря. Он служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом (входом) был окружен рвом, монолитными каменными стенами увенчанными зубцами, богинями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная башня (джон). Джон представлял собой трехэтажное сооружение: 1-ый этаж- кладовая и помещение для прислуги,2-й – зал и спальни, 3- й – самый большой зал. Аналогичный характер имели и укрепления городов. Их обносили многочисленными башнями, соединенными с высокими каменными стенами.
         Формы романской архитектуры – обилие плоскостей способствовали распространению монументальной живописи, которая переживала расцвет уже в XI веке. Обычным видом монументальной  живописи была фреска, новым видом искусства был витраж.


3.Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре для 9 кл. Мн.1997 Ст.148
4. там же  Ст 149

 Витраж  - вид живописи из цветных  кусочков стекла, соединенных  свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или  деревянные рамы.  Витражом заполняли оконные проемы.
В своих произведениях романские  художники и скульпторы не стремились создавать иллюзию реального мира : композиции были плоскостными и не создавали ощущение пространства и глубины. Фигуры были равными по масштабу в зависимости от религиозной иерархии
( Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных), на столбах и колоннах фигуры удлиненные, а на фризах короткие: пейзаж изображался условно.  Человеческая фигура  была лишена материальности: пропорции произвольны, объемность относительна, одежда (складки) изображались произвольно. В скульптуре основным материалом служил камень, в центральной Европе – преимущественно местный песчаник. В Италии – мрамор. Распространено было и литье из бронзы ( в Германии), изготовление скульптуры из дерева, раскрашенной красками.


























5. Филимонова С.В. История мировой художественной  культуры .Мозырь 1997 .ч. 1 Ст.214



1.2. Характеристика и особенности готического стиля (XIII-XVI в.в.)

Термин      «Готика»     был  введен    итальянскими            гуманистами
эпохи  Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». В нач. XIX в., когда для искусства X-XII в.в. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Готики- середина XII-XV/XVI в.в. в которой были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя. В идеологии и культуре времени Готики сохранились феодально – церковные основы. Готика как и романский стиль развивалась в областях, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой. Готическое искусство осталось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. От романского стиля Готика унаследовала и безграничное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционный тип культовых зданий.
Романская архитектура оперировала в основном массивными каменными  конструкциями, готическая почти исключительно каркасными. В поздней готике каркасность доведена была до  предельного совершенства. Позднюю готику называют пламенеющая готика, каркасы были очень сложны и носили лишь декоративную роль. Готическая архитектура доводит до последней степени выразительности и художественной завершенности все три основных элемента композиции церковного интерьера – его пространство, каменную  конструкцию и окна , причем все эти три элемента даются в изумительной гармонии друг с другом, создаваемый общностью их форм, пропорций, размеров и художественного выражения. Единство и последовательность готической архитектурной композиции, стали возможными лишь в результате изобретения нервюрного свода и применения стрельчатой арки в качестве исходных  пунктов всей  конструктивной  схемы архитектурного сооружения. Первоначальный нервюрный свод есть тот же крестовый свод, но только иной облегченной конструкции. Вместо того чтобы сооружать крестовый свод из четырех толстых распалубок, оказалось возможным перекрыть помещения двумя взаимно  перекрещивающимися прочными диагональными арками –нервюрами, а самим распалубкам придать значительно меньшую толщину. Нервюры в этой системе являются несущим каркасом, а распалубки простым легким заполнением. Согласовать высоту различных   арок между собой можно было путем придания им эллиптической или стрельчатой формы. Готические строители отдали предпочтение арке из двух пересекающихся дуг, более простой для вычерчивания  и конструирования и прекрасно гармонировавший с высотностью перекрываемых помещений.
_____________________________________________________________
1. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры.ч.1 Мозырь 1997  Ст. 216
2. там. же     Ст.  217
3. Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре для 9 кл. Мн 1997 Ст.149   


Стрельчатая форма арки имеет вдобавок то преимущество, что она уменьшает производимый аркой распор. Нервюрные своды, вследствие их  меньшего веса позволили готическому строителю уменьшить и толщину поддерживающих их опор, а встреча нескольких спускающихся нервюр в одной точке привели к превращению готической опоры в сложный пучок тянущихся кверху    тонких стеблевидных колонн. Легкость нервюр перенеслась, таким образом, и на опоры, которые потеряли свою романскую массивность и приобрели мощный динамический взлет кверху, характерный для общего художественного облика церковной готики. К основным чертам готического стиля относятся трехчастное деление по вертикали и по горизонтали, перспективные порталы ( входы) , «роза» в центре фасада, две  призматические башни и др.
Центр готических соборов тоже устремлен вверх. Особую роль играл витраж. Огромные оконные проемы (общая площадь витражей соборов достигала многих сотен квадратных метров) простиралась от опоры до опоры , покрывались яркими многоцветными композициями. Они создавали внутри собора особую цветовую среду, окрашивая своды, полы, сам воздух в яркие красочные цвета. Содержание изображений на витражах подчинялось  религиозным схемам. Витраж умирает вместе с готикой. Но колористические достижения средневековой витражной живописи оставили глубокий след в искусстве и вызывали восхищение художников.
Готическая скульптура значительно отличается  от скульптуры романского периода. Во  - первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. Во - вторых , застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, они обращены друг к другу и к зрителю. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. В – третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет.
Увеличение размеров зданий и усложнение их функций в готическое время оказалось на  их интерьерах. В замках, например, помимо донжонов появляются  значительные пристройки жилые корпуса, капеллы и др. Окна становятся больше в общественных и жилых зданиях, часто они были витражными, каменные плитные полы чаще всего настилались в шахматную доску (иногда сложный сплетенный рисунок.) Важным интерьером был камин. Больше стало мебели, но главная роль по  -прежнему принадлежала сундукам  - расставленным вдоль стен ( играли роль скамей и диванов, если были деревянные спинки). Готическая мебель украшалась многообразной резьбой, резьба покрывала всю поверхность сундука, шкафа, спинки кресла. Особое значение в  интерьере имели ткани декорированные самым   

4. Филимонова  С.В.  История мировой художественной культуры Мозырь 1997 ч.1 Ст. 218
5. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау Мн.1996 Ст. 315


различным образом. Стены жилых помещений в отдельных случаях целиком обтягивались  цветной тканью ( бархатом или сукном) С середины XIV в. начинают вырабатывать тканые ковры – шпалеры.
Готическая архитектура – это высший этап западноевропейской архитектуры средневековья. Уровень ее совершенства впрямую зависел от уровня ремесленной техники. Совершенство ремесленного мастерства и позволило создать такие грандиозные сооружения, как городские соборы, ратуши и другие здания.  Придавая всему тайный, символический смысл и насыщая соответствующим художественным выражением самые архитектурные формы, готика превратила в ребра каких-то невиданных огромных химер и аркбутаны, передающие распор сводов центрального нефа на пристроенные к наружной стене массивные каменные столбы – контрфорсы. Скелет  здания разросся в виде аркбутанов в окружающее собор  пространство  и окрасил его своей странной и выразительной динамикой.
Таким образом , в X-XII веках в архитектуре средневековой Европы преобладал  романский стиль , которому присущи суровый, строгий , массивный характер зданий и сооружений в виде базилики . В XIII – XVI  веках  основным художественным стилем при строительстве  церквей ,соборов , замков становится готический стиль для которого характерны стрельчатые  арки и  легкие нервюрные своды , устремленные ввысь .Сооружения отличались обширными и небывалыми по высоте  интерьерами , прорезанными огромными окнами с многоцветными витражами. В скульптуре , витражах , миниатюрах , декоративных изделиях  символико – аллегорический строй сочетался с новыми духовными устремлениями , лирическими эмоциями. 














6. Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре  для 9 кл.Мн. 1997 Ст.153



II. Романский и готический стили в архитектуре  Беларуси.

2.1. Памятники архитектуры Романского стиля на Беларуси.

Рассматривая историю Белоруссии  средневековья, ученые показывают, что в IX- перв. пол. XIII в. на белорусских землях была богатая культура, которая заложила основы для ее последующего развития. Правда, историки по – разному оценивают этнический характер этой культуры. Одни считают ее частью древнерусской культуры, другие рассматривают ее как белорусскую. Используются и различные понятия: «культура западных земель Руси», «белорусская культура», «старобелорусская культура».  Культура, как известно, развивается не сама собой, а отражает общие движения, которые осуществляются в обществе, в материальной и духовной жизни людей. Успехи в развитии производительных сил, зарождение и становление государственности, формирование новых, феодальных отношений -  все это явилось объективной основой для ускорения культурного прогресса на землях Беларуси. Развитие городов как центров феодальных княжеств и торгово – ремесленных центров и принятие христианства явились первопричиной формирования новых направлений в монументальной, культовой архитектуре Беларуси эпохи раннего и среднего средневековья. Следует отметить, что в XI-XII.в. традиционное массовое строительство в городах и деревнях Беларуси велось исключительно из дерева. Почти одновременно с принятием христианства появляется новый тип сооружений- каменный крестово- купальный храм, сделанный  из тонкой квадратной кирпичной плинфы В X-XI в.в. храмы строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Они принесли на старорусские земли традиции константинопольского или провинциального строительства Византийской империи. Эти традиции потом, в нач. XIX в., специалистами были обозначены как романский стиль. В XI –XIV в.в. на территории Беларуси по романскому образцу строились замки, башни, монастырские храмы, церкви, городские дома. Постройки отличались монументальностью, массивностью конструкций суровостью: украшались абстрактно – геометрическим орнаментом и скульптурой. К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало памятников романского стиля. Все они в дальнейшем ( были уничтожены или разрушены из –за  частых войн )   многие перестраивались , дополнялись, реконструировались и не сохранили своего первоначального облика .
Одним из первых храмов Киевской Руси, построенных при помощи византийских мастеров, был Полоцкий Софийский собор.

1. П.Ф. Дзмiтрачкоу Беларусь у IX – першай палове   XIII в.в. Маг.1994 Ст. 47
2. Парашкоу С.А. Гiсторыя культуры Беларусi  Мн. 2003 Ст.112
      3. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии  Мн. 69 14



Время постройки между 1044-1066 г. Он был задуман как «краткий вариант» Софии Киевской  и Софии Новгородской, где такие храмы были уже построены, и должен был символизировать политическое равноправие с Киевом и Новгородом. Собор  дожил до наших дней в очень перестроенном виде и как он смотрелся изначально трудно сказать. В одних источниках говорится, что он был семи купольный, в других – пяти купольный. Его перестраивали 6 раз, поэтому первоначальная архитектура собора к настоящему времени целиком изменилась. В плане первоначальный собор представлял собой четырехугольник с 5-ю нефами и 3- мя апсидами и относился к типу – базилики . С севера на юг протяженность Полоцкой  Софии -26,2 м. С запада на восток – 25,5 м. Стены  храма были выложены из камня в технике византийской кладки «со спрятанными рядами». Основу ее составляло чередование рядов камня (плинфы) – один совпадал с плоскостью стены, другой топился на небольшую глубину относительно верхнего и нижнего. Ниша, которая образовывалась , заполнялась раствором тягучей крошки. Такой способ кладки делал собор очень живописным. В некоторых местах системная кладка « со спрятанными рядами»  чередовалась вставками с  обработанными камнями, что говорило о становлении принципов местной архитектурной школы. Нарядность интерьера усиливалась многократными фресками. Введение граненых апсид, столь же типичных для деревянных храмов, является одной из особенностей  полоцкого софийского собора, ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является так же отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря  этому наружный объем храма был более компактным и динамичным
Широта диапазона, богатство типов и разнообразие строительных приемов составляет отличительные  особенности архитектуры, созданный на белорусской земле в то время. Наиболее яркими и характерными образцами зодчества XII в. является собор Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, церкви Благовещения в Витебске  и Борисоглебская, или  Коложская в Гродно.
Собор Спасо- Ефросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 г.г. зодчим Иоанном, представляет  собой шестистолпную одноглавую постройку.  В ней отразились как особенности общего направления древнерусского зодчества XII в.- небольшие размеры, простота плана,  монументальность внешнего вида; так и сочетание некоторой базиликальности со средним квадратом, присущие романскому стилю.


4. Дзмитрачкоу П.Ф. Беларусь у IX- першай палове   XIII ст. Маг.1994  Ст.47
5. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау Мн 1996  Ст. 253




Витебская Благовещенская церковь XII в.  примыкает к Полоцкой группе храмов. Ее вытянутый план, расчлененный шестью столбами на 3 нефа, напоминает план Спасо-Ефрсиньевского собора. Здесь также средний неф значительно больше боковых, в западной части храма разместились хоры с лестницей  в толще стены. В Благовещенской церкви, как  ни в каких других постройках этого периода , определилась базиликальность. Таким образом, можно прийти к выводу, что уже в XII веке в западнорусском зодчестве начал  складываться новый для этих мест тип храма  - прямоугольная базилика, получившая в дальнейшем, особенно в XVII- XVIII в.в.  широкое распространение в белорусской архитектуре.



































2.2. Готический стиль в архитектуре  Беларуси в эпоху средневековья.

      В XII веке в Гродно и Полоцке складываются местные самобытные школы зодчих, которые ищут новые, несложные формы, неизвестные византийским мастерам. В отличие от предыдущего времени уменьшается византийское влияние. В конце XII века монументальное каменное строительство  в Беларуси  практически прекращается, это было  связано с тем, что началось дробление княжеств на небольшие уделы и нависла постоянная  угроза со стороны полчищ монголо- татарских завоевателей и немецких крестоносцев. Перед угрозой татаро – монгольского вторжения и агрессии крестоносцев белорусские земли присоединились к государству Литовскому. Объединение этих земель положило начало образованию Великого княжества  Литовского, Русского и Жемойтского – в составе которого закончилось формирование белорусской народности. Перед архитекторами и строителями этого времени на первый  план стали оборонительные задачи. Поэтому на землях Беларуси стали строить каменные башни. Эти постройки отражали в себе уже новый этап в развитии архитектуры и были связаны с традициями  ранней готики, характеристика    которая  дана в 1 части работы.
Первые каменные  башни   в  Беларуси  возведены во 2 половине XIII века. Уникальным памятником оборонительного зодчества этого  периода является каменная  башня, которая сохранилась до нашего времени  в г.п. Каменец Брестской области, известная как Белая вежа. Точная дата возведения неизвестна. Исходя из сведений, приведенных в Ипатьевской летописи , ее  « помуровали» между 1276 и 1288 г. В плане башня имеет  циркульное очертание с наружным диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м. Общая высота ее 29,4 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены из темно-красного и желтоватого кирпича размером 24х14х8 см. на известковом растворе с крупнозернистым песком.  Пять ярусов башни (5 этажей) соединены между собой деревянной лестницей. Общая площадь этажей достигала 300 кв.м. и могла вместить много воинов. Внешний вид башни необычайно прост: пояс и зубцы завершения – единственный пластический элемент башни. В архитектуре  вежи имеются черты, свойственные готике. В частности, верхние амбразуры и дверной проем четвертого яруса имеют стрельчатую форму, а верхний свод представлен ребрами типа нервюр с характерными кронштейнами внизу. Вместе с этим в башне есть полуциркулярные арки, очерчивающие плоские ниши и внутренние части бойниц – детали, не встречающиеся в готической архитектуре.


1.Парашкоу С.А. Гiсторыя культуры Беларусi  Мн 2003 Ст. 58
2. Ткачев М.А Замки Беларуси . Мн. 2002  Ст. 8
3. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии Мн 1977 Ст. 22


Истоки своеобразия Каменецкой вежи следует искать в местных условиях строительства, а также  во влиянии западных земель.  Уместно сказать, что в Польше XIII век явился переходным от романской архитектуры к готике. Из разных источников известно, что оборонительные башни, аналогичные Каменецкой, были построены в Бресте, Турове, Полоцке, Гродно, Новогрудке и других городах.
Древнейшим из сохранившихся типов монументальных сооружений XIV- певр половины XVII в. являются замки, крепости, оборонные церкви. И это не случайно. Белорусская земля, как отмечалось выше, была ареной частых войн  и междуусобных распрей феодалов. Резиденции феодалов укреплялись в связи с угрозой народных восстаний. Крепости и замки на белорусской  земле в зависимости от их расположения делятся на две группы. Первую группу составляют укрепления, построенные на возвышенностях вторую на низинах . К первой  группе относятся  укрепления старого типа (до XV в. ) Мощность и неприступность крепостей этой группы определялась не только конструкциями, но и высотой и  крутизной холма, на котором они сооружались. Для этого часто выбирался холм на мысу, у слияния рек. На сложном рельефе укрепления в общих чертах повторяли конфигурацию участка. Поэтому в очертаниях крепостей наблюдается многообразие.
Ко второй группе относятся  крепости  и замки более позднего типа (Мир- нач. XIV в.,  Гераноны- I пол. XVI в., Несвиж – конец XVI в.) Низинные расположение цитаделей получает широкое распространение после строительства князем Витовтом в первом десятилетии XV в. Гракайского замка (восток Литвы). Этот замок представляет собой новый тип укрепления. Он вобрал в себя достижения западного фортификационного искусства, и вместе с тем в нем были использованы традиционные местные архитектурные приемы и формы. В каменной кладке в этот период наблюдается применение большемерного, или литовского, кирпича. Такой кирпич встречается в белорусских  постройках начиная с XIV в. Ее наиболее ходовой размер в среднем около 10х15х30 см. Широкое распространение получил способ трехслойной кладки, состоящей из  двух внешних стен и  забунтовки между ними. В замковом строительстве на белорусской земле отчетливо просматриваются связи с русским западноевропейским фортификационным искусством. Например, мощные укрепления замка в Несвиже имеют много общего с  системой валов и водного окружения замка Бурян (XVI в.) Большую роль в развитии архитектуры в Великом княжестве Литовском, а следовательно, и на белорусской  земле  сыграл  приезд в XVI веке иностранных мастеров, военных и гражданских архитекторов : Ван Лаера, Нонхарта, Голланда, Валлона, Дондела и др.

4. Чантурия Историяч архитектуры Белоруссии . Мн .1977 Ст .27
5. там же Ст. 29



2.3.  Взаимопереплетение романского и готического стилей в архитектуре Беларуси.

     Многие замки XV-XVI в. в. имели черты, характерные для  готической архитектуры:  своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами , высокие окна и двери стрельчатого очертания. В отдельных замках или крепостях (Лида) наряду с готическими деталями встречаются элементы романской архитектуры. Крепость в Лиде ( Гродненская обл. ) – была построена при Гедимине в 1323 г. Крепость заложена на насыпном холме. Ее план в виде прямоугольника, близок к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 4 м. При высоте 12 м. Верхняя треть стен, угловые части и обрамления  проемов выполнены из кирпича, а остальной  массив крепости сложен из крупных камней- валунов. Крепость имела две башни. Монументальность стен, полуциркулярные арки и сдержанность в  применении деталей свидетельствуют  о том, что  наряду с готикой присутствуют элементы романской культуры. Характерные особенности позволяют отнести этот ансамбль к ранним произведениям крепостного зодчества  на белорусской земле.
Характерные готические черты имела и Гродненская крепость , или старый замок, как его часто именуют в литературе. В ее планировке и архитектуре заметны наслоения многих веков. Замок расположился на высоком и крутом холме на правом боку Немана. Длина стен была 120,90  и 70 м. При толщине около 3 м. Стены имели не одинаковую высоту и завершались редкими зубцами. С  наружной стороны  они, как и башни, подпирались контфорсами    . От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.
          Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена  храмами в Сынковичах (XVв. ) , Маломожейкове ( н. XVI в. ) , Новогрудке     ( церковь Бориса и Глеба, нач.XVI в.) Для этих памятников характерны компактный массивный  объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами. Особенностью построения подобных укрепленных храмов является четкое разделение внутри  фортификационной и культовой частей. При этом целостность архитектурной композиции не нарушается.  Стены белорусских храмов делались толстыми , на них передавалась основная нагрузка сводов. Встречается интересная декоративная обработка фасадной стены тонкими вертикальными лопатками, которые заканчивались под карнизом своеобразным трех рядным поясом из стрельчатых арочек  ( церковь Бориса и Глеба в Новогрудке). Трехнефные планы, хорошо развитые апсидные  части с нервюрами и элементами  декорации определяют позднеготический  характер их архитектуры.

1. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии. Мн 1977 Ст.31
2. Ткачев  М.А. Замки Беларуси. Мн. 2002  Ст. 123

 Высокие щипцы торцовых стен заметно облегчены за счет уменьшения толщины и введения многочисленных ниш по фасаду. Эти декоративные ниши встречаются и в замковом зодчестве (Мир) , что свидетельствует о  взаимовлиянии и художественной близости архитектуры различных типов построек.
        В противоположность классическим образцам, в которых контрфорсы играли определенную  конструктивную роль, в готической архитектуре белорусских  культовых  зданий вся  нагрузка от сводов равномерно распределялась на массивные стены и внутренние опорные столбы. Небольшие по своим размерам контрфорсы встречаются лишь в некоторых храмах (Сынковичи) при этом они уничтожают только силу  распора стен. Технические свойства кирпичной кладки не отвечали конструктивным функциям готических ребер- нервюр. Поэтому не случайно кирпичные своды обычно были крестовыми с самой небольшой стрельчатостью вверху. Ребра, часто  звездчатого рисунка, служили  декоративным элементом сводов.  Сынковичская церковь   ( Гродненская обл) – древнейший оборонный храм в Белоруссии. Наиболее вероятное время строительства к XV- нач. XVI веков . Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают ее с небольшим замком. План представляет собой слегка вытянутый перекошенный прямоугольник с трехнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы на которые опираются крестовые  своды с нервюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Объем церкви предоставляет собой параллелепипед,  покрытый высокой двухскатной крышей. В архитектуре церкви заметны детали романского и готического  происхождения. К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий  аспиды и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, большая высота крыши  с острым щипцом, применение звезчатого свода в правой аспиде – элементы готики.
 Комайский костел  ( дер. Комай, Поставский р-н-  Витебской  области ) является одним из наиболее поздних укрепленных храмов  на территории Беларуси.  Здание было построено в 1603-1606 г.г.  Он отличается лаконичным декором с элементами готики.
    В XVI веке  в архитектуре наблюдается проникновение на белорусскую землю элементов ренессанса , а затем барокко.



3. Ткачев  М.А. Замки Беларуси  Мн. 2002  Ст. 138
4. там же Ст. 142





III.  Романский и готический стили в живописи, скульптуре, литературе средневековой Беларуси.

     Значительной частью культуры является живопись. Примерами этого вида искуства являются монументальная живопись, книжная миниатюра, которые сохранились на территории Белоруссии до наших дней. Самыми древними фресками на Беларуси  являются росписи Софийского собора в Полоцке, фрески Спасо- Преображенского собора Евфрасиньевского моныстыря. Они были сделаны в 40-50 г.г. XIIв. Это  единственный памятник, который дошел до нас в первоначальном варианте. Система росписей Спасо- Преображенского собора похожа на Византийско киевскую. В куполе размещается образ Спаса, на витражах – образы евангелистов. В конце апсиды образ Матери Боской Аранты. Росписи построены с ориентацией на византийскую схему. Кроме монументальных росписей в Полоцке к выдающимся достижениям живописи XIIв. можно  отнести фрески в Добровещенской церкви  в Витебске,  Борисоглебской церкви в Новогрудке, росписи Нижней церкви ( I  пол.  XII в. ) в Гродно. Монументальная живопись  древне белорусских земель обладала высоким  уровнем развития. Отличаясь некоторыми деталями, она  свидетельствует о едином характере технических приемов, об  единой системе  размещения художественных образов в интерьере, об ориентации на византийские  традиции.
В живописи древнебелорусских княжеств пробивается влияние романской живописи. Распространенный в то время в культуре Западной Европы стиль не мог  не затронуть и миниатюры. Рукописей, которые появлялись на белорусских землях. Ярким примером такого влияния  может служить « Кодекс Гертруды» или  «Трирский псалтырь» ( конец Xв.)  Привезенный на Беларусь  псалтырь, как думаю ученые, был дополнен местными мастерами особенными портретными и сюжетными образами, которые подчеркивались точной моделировкой фигур и монументальностью. Влияние романской культуры распространилось и на скульптурные памятники X-XIII веков.  Они делятся на две группы: культовые и светские. Это были небольшие по объему фигуры (размеры от 4 до 6 см). Высоким  художественным примером может служить образок с изображением Константина и Елены (сер. XIIв.) , найденным в  Полоцке.  Прямоугольник пластины полностью заполняют 2- фигуры. Произведению  присущи условность и массивность форм. В XIV-XVI веках  происходит дальнейшее развитие живописи, графики и скульптуры под влиянием взаимосвязанных направлений или самостоятельных стилей как готика, ренессанс и др. В живописи наблюдается стремление к динамике, экспрессии, показу драматических событий.
1. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау Мн.1996 Ст. 262
2. там же Ст. 268
3. там же Ст. 270



О монументальной  живописи этого периода более известно из литературных и архивных источников. Их данные говорят, что фресковые росписи были в княжеских палатах в Вильно, Гродно, Витебске, Полоцке, церквях и костелах. Этот  вид живописи не сохранился до наших дней  на территории Беларуси. Поэтому большую художественную ценность представляют росписи, выполненные белорусскими мастерами  в постройках на территории Польши. В них отражены сюжеты старого и Нового заветов Библии, показаны образы святых, пророков , грешников.
Влияние романского и готического стилей в скульптуре  были наиболее распространены в XIV- XV веках. Скульптур, которые относятся к романскому стилю, сохранилось очень мало. Наиболее и художественно значимый памятник – «Распятие» (XIV в.) которое нашли в д. Голубичи Витебской области. Произведение сильно повреждено и в таком виде оно поражает монументальностью решений, лаконизмом обработки форм, подчиненностью всех частей композиции. Вместе с тем в нем читаются и черты готики.
О характере и особенностях готического стиля говорят скульптуры, которые когда- то входили в состав алтарей. Так, образы Марии Магдалины и Иаана  Богослова, которые найдены в д. Мстибава Гродненской области, были, видимо, частью алтарной композиции «Распятие с предстоящими». В этих произведениях отмечается выразительная передача  экспрессией движений, некоторая напряженность, а вытянутые пропорции фигур, жесткая трактовка складок одежды  говорят о мощных отголосках готического стиля. Представление о характере развития алтарной пластики, особенностях смешивания готических и ренессансных стилей дают скульптуры  из костела д. Новая Мыш   Брестской области: «Мария с ребенком», «Святой Бенедикт», «Святая схоластика». Историки установили, что они когда – то украшали интерьер Несвижского бернардского женского монастыря построенного в 1596 г. Отсюда – время образования скульптур – конец XVI века.
Высоким уровнем исполнения, знанием традиций готического стиля и  оперирование приемами ренесанса демонстрируют еще две скульптуры:  Анны и Иакима с. д.  Здитово ( Брестской области) середина XV в.  Живописно сгруппированы  складки одежды.  Они спадают свободно, подчеркивая фигуры святых. Их элегантная вытянутость берет начало в эпосе готики.




4. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау Мн 1997 Ст. 296
5. Парашкоу С.А. Гiсторыя культуры Беларусi Мн. 2003 Ст. 68



Готический стиль, который господствовал в архитектуре и изобразительном  искусстве   дал знать о себе  и в изделиях стеклянной посуды (XIV в.)    Начиная с XIV века стеклянная посуда  увеличивается в размерах. Основной формой стал цилиндр. Появились новые виды посуды – высокие узкие кубки на поддонах  с цилиндрическими чашами.
Рассмотренные произведения искусства свидетельствуют о существовании в белорусской скульптуре и живописи XIV-XVI веков очерченной  волны, для которой характерно взаимодействие романских, готических и ренессансных настроений. Наряду  с этим направлением в Белорусском искусстве и архитектуре действовали местные самобытные  школы, например Гродненская и Полоцкая, которые выработали отличительные черты, свойственные только белорусской готике.































IV. Неороманский ,  неоготический стили (рубеж XIX – нач. XXв.) на территории Белоруссии.


  В начале  XX века в своих  архитектурных фантазиях зодчие обращают свои взоры на малоизвестный и поэтому интригующий западноевропейский романский стиль средневековья, эпохи раннего феодализма. Такой стиль в эпоху  XX века получил  название – неороманский. Через тяжелые, закрытые, массивные формы, статичную приземленность мастера  пытаются  передать в архитектуре сооружений суровый оборонительный характер романских прототипов X-XII в.в. Для этого они оперируют системой простых  стереометричных объемов ( кубов, параллелепипедов, призм, целиндров), большими арками. Гражданским строениям придается крепостной  характер или облик оборонительного замка, костелам – облик большой трехнефовой базилики с массивными стенами и куполами. Одним из значимых творений архитектуры неороманского стиля является костел святых «Сымона и Алены» в Минске (Чырвоны кастел)  строительство  началось в 1905 году, завершилось – в 1908 г.   В 1909 г. на башню костела подняты колокола весом 2373 фунта. Этот памятник признан как памятник «надрейнского романтизма» – имелись прямые аналоги с  германскими романскими соборами  (собор в Бамбери, церковь в Кельне) При строительстве этого костела мастер осуществлял сложный интеллектуально- творческий поиск новой, еще не раскрытой красоты архитектуры средневекового романского стиля, ищет новые выразительные средства и смелые  контрастные сопоставления.  Неординарная, просторная ,сложная и одновременно гармоничная, динамично развитая осиметричная композиция со смешанной  с оси фасада вертикальной  доминантой – 50 метровая башня – звонница и две меньшие симметричные башни по бокам большой полукруглый апсиды. Архитектура поражает монументальностью и гармоничностью, он кажется целостной массой, без всяких лишних подробностей. В центре главного фасада над входом находятся большие окна – розы.
Как памятник монументальной архитектуры неороманского стиля костел в г.п. Зельва -  прекрасный  памятник авангардный стилизации и интерпритации форм средневековой архитектуры в разрезе модерна.
Памятников неороманского  стиля достаточно много – Михайловский костел в дер. Белогруда ( Лидский р-н), построенный в 1900-1907 г.г.   на берегу реки Дитва. Построен по канону трехнефовой двухбашенной базилики. Иановский костел в д. Мстибава ( Волковыский р-р)  построен в 1910-1919 г.г. из красного кирпича;
1.Кулагин А.М. Эклектыка  Мн. 2000 г. Ст. 103
2. там же Ст. 104
3. там же  Ст. 105




-     костел Божего тела в дер. Иказнь (Брославс. Район);
- Ушестевский костел в дер. Празороки  (Глубокский р-н) – трех нефовый базиликальный  храм с пятигранной апсидой; и мн. другие
- Троицкий костел в д. Косово  ( Ивацевичский р-н ) , костел в д. Горбачева (Расонский р-н)
           В архитектуре Беларуси во вт. половине XIX века- нач. XX века появляется интерес и к средневековой готике. Появляется новый ретроспективно – готический стиль и неоготический стили. Общепринятой готическая ретроспектива становиться во вт. пол. XIX века в результате своей «сценической» деятельности готика выступает как фантастическое, праздничное архитектурное искусство. Примерами готического  ретроспективизма могут служить:
- Преображенский костел в д. Новая Мышь. Построенный в 1824 г. князьями Сапегами. В архитектуре произошла диффузия позднего классицизма с  входящей в моду готикой.
- Ушестьевский костел ( дер. Большие Эйсманты, Берестовицкий р-н-). Построен в 1850 г.
- Ганницкая каплица ( дер. Раков, Воложинский р-н ) Построен в 1830 г.
- Петро - Павловский костел  ( дер.  Гожа, Гродненский р-н). Построен в 1862 г. Ассоциации с  древней готикой вызывают стрельчатые ниши и их обрамление. Шесть квадратных столбов делят зал храма на 3 нефа. В готическом стиле строятся во II половине XIXв. И замки. Например : замок в гор. Косово (Ивацевичский р-н) , замок в дер. Прилуки
( Минский р-н)
Утверждение неоготики происходило не столько через преемственность, сколько через авангардное интерпретирование средневековых архитектурных форм, через поиск интуитивной, образной ассоциативности. В неоготической архитектуре наиболее ярко выразительно проявились динамичность архитектурной композиции в вертикалях, в нарастании ритмов стрельчатых ниш и оконных проемов, ступенчатых  контрфорсов и шпилей ( Петро Павловский собор в Бобруйске) Временами в вертикальное движение  архитектуры включалась круглая скульптура. Использовалась редкая, наиболее сложная готическая конструкция – аркбутаны. (костел в дер. Гервяты Островецкий р-н, проект костела на  Золотой горки в Минске, 1912 г. ) В нач.  XX в.  мастера неоготики отходят от канонов симметрично- ровной объемной композиции и широко применяют динамичную асимметрию, путем асимметричного  размещения вертикальной доминанты – башни – звонницы., костел в дер.  Волковичи, Минский р-н , 1904 г.


4.Кулагин  А.М. Эклектыка  Мн. 2000 Ст.114-118
5.Там же Ст. 165



       Таким образом на рубеже XIX-  нач.XX в.в. архитекторы  при строительстве сооружений обращаются к романскому и готическому  стилям  средневековья, которые  в данное время путем авангардного интерпретирования   и через поиск интуитивной образной ассоциативности принимают  новые формы и получают следующие  названия – неоромантика, неоготика , ретроспективно-готический стиль.





































Заключение.


Таким образом белорусский народ создал самобытную архитектуру. Наглядным подтверждением этого являются многочисленные памятники деревянного и каменного зодчества. Древнейшие постройки Полоцка, Витебска, Гродно , монументальные крепости и замки Новогрудка, Лиды, Крево, Мира; величественные и неприступные храмы – крепости в  Сынковичах и Маломожейкове, живописные церкви других городов говорят о том, что архитектура Белоруссии представляется цивилизации произведениями высокого художественного и строительного мастерства. Длительное время культура Белоруссии развивалась в сложных условиях борьбы за сохранение языка, обычаев, религии. Все это, содействуя укреплению национального самосознания, создало своеобразие культуры народа и ее составной части – архитектуры. В истории культуры прослеживаются пути взаимообогащения культур ближайших соседей
( северо-западные районы Руси, Прибалтика, Польша) и западно – европейских стран ( Чехия, Германия, Франция,Италия, Голландия). Прогрессивные приемы западноевропейского зодчества перерабатывались и осваивались применительно к местным условиям. В данном случае мы рассмотрели два наиболее применимых  художественных стиля для средневековой Европы  и Белоруссии романский и  готический, на основе которых строились укрепленные храмы, замки, башни, соборы , крепости в XI-XVI в.в.
Например, памятником мирового значения в истории белорусского оборонного зодчества является  Сынковичский храм( Слонимский район )
 (к. XV-нач. XVI в.)  Здание на удивление гармонично вобрало в себя черты поздней готики, а так же традиционные формы и решения внутренней  планировки древних храмов эпохи Киевской Руси. Такое соединение архитектурных стилей и форм объясняется тем, что Беларусь ( в частности ее западные земли) была  своеобразным рубежом, который разделял  две культуры, два стиля (готический ) – западный и русско – византийский (восточный). Культуры и стили взаимообогащали друг друга.
              Благодаря прочной связи с народным зодчеством, богатыми  строительными традициями , наличию высококвалифицированных кадров   белорусская архитектура того времени не только сохранила свое национальное лицо, но и заметно обогатилась за  счет русской и западноевропейской культур. Такой синтез способствовал возникновению и становлению самобытных черт белорусской готики, которая нашла свое воплощение ,как  в гражданском, так и в культовом строительстве.
     Основой всякой архитектуры всегда было народное зодчество и народное искусство, сила и своеобразие которого придают яркий характер произведениям монументального зодчества.
         Выдающиеся памятники из арсенала архитектурного  наследия романского и готического стилей Белоруссии поучительны своей логикой, правдивостью и красотой. Они были, есть и будут одним из источников вдохновения для современных мастеров этого прекрасного и вечно живого искусства, как архитектура. Примеры таких вдохновений - неороманский и неоготический стили , возникшие на рубеже  XIX -   нач. XX  веков.





































Список литературы.

1. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры.  Мозырь 1997.
2. Парашкоу С.А. Гiсторыя культуры Беларусi  Мн. 2003.


3 Ковкель И.Г. Ярмушк    История Беларуси и древнейших времен до  нашего времени Мн. 1998.
4 Дзмiтрачкоу  П.Ф. Баларусь у IX – першайпалове XIIIст. Магiлеу 1994.
5 Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау Мн. 1996.
6 Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии
 Мн. 1977
7. Чантурия В.А. Архитектурные памятники Белоруссии Мн. 1982.
8 История белорусского искусства т.1 Мн. 1987.
9 Архiтэктура Беларусi: Энцыклапедычны даведнiк Мн.1993.
10 Воинов а.а. История архитектуры Белорусии, в 2 т Мн. 1987.
11. Гiсторыя беларускага мастацтва. У 6 т. Мн. 1987-1994.
12 Кулагiн А.М. «Эклектыка» Мн. 2000.
13 Ткачев М.А.  Замки Беларуси. Мн. 2002.
14 Кушняровiч А.М. Культовая дойлiцтва Беларусi  XII-XVI ст. М1н. 1993 .
15 Искусство Учебное пособие по мировой  художественной культуре для 9 кл. Мн. 1997.





Словарь терминов.



Акварель 1) водяная краска; 2) картина написанная водяными красками.
Арка Дугообразное перекрытие проемов в стене, например окон, дверей.
Аркада Ряд  одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.
Аркбутан Арка между внешней стороной главного нефа и контрфорсом в готической церкви предназначенная для укрепления здания.
База В архитектуре расширенная нижняя часть колонны, столба или пилястра.
Базилика Прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов  на продольные части (нефы) ; средний неф, более высокий.
Барокко Одно из главных стилевых направлений в мировом искусстве кон. XVI сер. XVII в. Ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, совмещение реальности и иллюзии, слиянию искусств.
Витраж Сделанная из кусочков цветного стекла (или другого прозрачного материала) декоративная композиция, закрывающая окна, части дверей и т.п. особенно часто использовался в романской и готической архитектуре.
Гармония Соразмерность частей, слияние различных компонентов в единое органическое целое.
Готический стиль Художественный стиль, явившийся завершающим  этапом в развитии средневекового искусства. Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стрельчатыми сводами, устремленный ввысь, с обширными и небывалыми по высоте интерьерами, прорезанный огромными окнами с многоэтажными витражами. В скульптуре, витражах, миниатюрах, декоративных изделиях символико – аллегорический строй сочетания с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями.
Донжон Отдельно стоящая главная башня феодального замка, служившая убежищем при нападении неприятеля.
Замок Жилище феодала, похожее на крепость
Интерьер Архитектура и убранство внутренних помещения здания.
Капитель Украшенная верхняя часть колонны столба или пилястра, на которую опирается балка, арка или свод.
Классицизм Стиль и направление в искусстве XVII нач. XIX в. обратившееся к античному наследию как норме и идеальному образцу. Классицизм, зародившийся во Франции, стремился к выражению


гражданственности, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных, гармоничных образов.
Колонна Архитектурно обработанный круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола и дополняющих его сверху капители и базы.
Купол Сводчатые перекрытие, имеющие форму полушария или близко к ней.
Мозаика Картина или орнамент, составленная из маленьких кусочков мрамора, стекла, плитки и др. материалов, служащие для украшения стены, пола. Возникла в античную эпоху.
Неф Вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Неоготика Стиль в архитектуре в 19-20 в.в. основанный на стилизации форм средневековой готики.
Неороманский стиль Стиль в архитектуре кон. 19- нач. 20 в. , основан на авангардной стилизации форм средневековой романской архитектуры.
Портал Архитектурно обработанный главный вход в здание.
Портик Галерея на колоннах, чаще всего перед входом в здание; распространен в архитектуре античности и классицизма.
Пролет Расстояние между опорами
Рельеф Вид скульптуры, в котором изображения и узоры частично выступают из плоскости
Роза Большое, с красивой рамой круглое окно на фасадах средневековых, особенно готических соборов.
Романский стиль Стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII в.в., главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре, церкви украшались росписями, рельефами, выражавшими пугающее могущество божества.
Свод крестовый Выложенный из камней закругленный поток, образующийся путем пересечения под прямым углом двух равных цилиндрических сводов.
Свод стрельчатый Состоящий из 2 –ух  дуг, пересекающимися под углом, характерен для готики.
Фреска Живопись по только что нанесенной штукатурке водяными красками на стене или перекрытии
Эклектика Механическое соединение разнородных стилей и элементов





СНОСКИ
1 часть
1.1.
1.Филимонова С.В. История мировой художественной  культуры      
 Мозырь 1997  ст. 214
2. Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре для 9 кл. Мн. 1997  ст.148
3. там же         ст. 148
4. там же         ст.149
5.Филимонова С.В. История мировой художественной культуры
Мозырь 1997    ст.215
1.2.
1.Филимонова С.В. История мировой художественной культуры
Мозырь 1997   СТ.216
2. там же         Ст.217
3.  Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре для 9 кл. Мн. 1997  ст.149
4. .Филимонова С.В. История мировой художественной культуры
Мозырь 1997   СТ.218
5. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау Мн 1996   ст.315
6.Искусство. Учебное пособие по мировой художественной культуре для 9 кл. Мн. 1997  Ст. 153

2 часть
2.1.
1.Дзмiтрачкоу П.Ф. Беларусь у IX- першай палове XIII стагоддзяу. 
Магiлеу 1994  Ст.47
2.Парашков С.А. Гiсторыя  культуры Беларусi .Мн 2003 Ст. 47
3. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии. Мн 1977 Ст.14
4. Дзмiтрачкоу П.Ф. Беларусь у IX- першай палове XIII стагоддзяу. 
Магiлеу 1994  Ст. 59
5. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау .  Мн 1996 Ст.253
2.2
1. Парашков С.А. Гiсторыя  культуры Беларусi .Мн 2003 Ст. 58
2.Ткачев М.А. Замки Белоруссии. Мн 2002 Ст.8
3.Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии. Мн.1977 Ст.22
4. там же Ст.27
5. там же Ст.29
2.3.
1. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии Мн. 1977 Ст.31
2. Ткачев М.А. Замки Белоруссии. Мн 2002 Ст.123
3.  там же Ст.138
4.   там же Ст.142


3 часть
1. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтвау . Мн.1996  Ст.262
2. там же Ст.268
3. там же  Ст.270
4. там же Ст.296
5. Парашкоу С.А. Гiсторыя культуры Беларусi . Ст.68
 4 часть
1. Кулагин А.М. Эклектыка  Мн.2000 г. Ст. 103
2. там же Ст. 104
3. там же Ст. 105
4. там же  Ст. 114-180
5. там же Ст. 167


Рецензии