Чревоугодие
Так Баламут - старый, опытный бес - начинает одно из писем своему ученику. Чревоугодие – самая неприметная страсть, но только не по своим последствиям: недаром святой Иоанн Синайский одну из глав своей знаменитой «Лествицы» так и назвал: «О любезном для всех, и лукавом владыке чреве»…
Этот недуг души бывает различным. Иногда он проявляется как безвременность в приеме пищи, когда человек «весь превращается в челюсть»[2], непрестанно что-то жует, ест или пьет, тем самым демонстрируя полную зависимость своей жизни от деятельности желудочно-кишечного тракта. Следующий вид чревоугодия – многоядение, или обжорство: человек ест и пьет не для того, чтобы насытится, но делает чрево своим богом, которому и служит до полного изнеможения.
Вот почему эта страсть в древности называлась «чревонеистовством»: даже «будучи насыщено, чрево вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и даже расползаясь от излишества, взывает: «Алчу!»»…[3] И, наконец, самая утонченная разновидность – это лакомство, иначе именуемое гортанобесием, когда еда воспринимается как источник бесконечных в своем разнообразии и сладострастных вкусовых ощущений. «Что ходит по суше, что плавает в глубинах моря, что летает в неизмеримо широком воздушном пространстве, их жадность доискивается всего этого.
Поистине весь мир готовы были бы опустошить эти алчные и беспокойные люди в удовлетворение своего сластолюбия; на целые окрестности слышится шипение их сковород; к ступке и пестику сведена вся их жизнь; огню, пожирающему лес, подобны они, эти всепожиратели»…[4]
Обычно чревоугодие называется первым среди прочих страстей или даже их главой – ведь именно от него зарождаются такие страсти, как блудное разжжение, гнев и сребролюбие. Но где же пролегает граница между страстью служения чреву и естественной потребностью питания? Вот как размышляет над этим в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Ты, Боже, научил меня принимать пищу, как лекарство. Но пока я перехожу от тягостного голода к благодушной сытости, тут мне как раз и поставлен силок чревоугодия. Поддержание здоровья - вот причина, почему мы едим и пьем, но к ней присоединяется удовольствие - спутник опасный, который часто пытается зайти вперед, чтобы ради него делалось то, что я делаю здоровья ради. У обоих, однако, мера не одна: того, что для здоровья достаточно, наслаждению мало. Часто трудно определить, что здесь: необходимая ли пока забота о теле и помощь ему или прислуживанье обманам прихотливой чувственности. Этой неопределенностью веселится несчастная душа, рассчитывая на нее как на извинение и защиту; она радуется, что не видит меры потребного здоровью и ссылкой на здоровье прикрывает службу чревоугодию».[5]
Но столь любимое всеми чрево оказывается поистине лукавым: ведь от пресыщения – «тяжесть в голове, отягощение в теле и расслабление в мышцах, омрачение и холодность мысли; великая праздность от необходимых дел, нечистые мечтания, исполненные похотения…». Поэтому невоздержанный в пище никогда не сможет обуздать похоть плоти: «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть», - говорит Авва Леонтий. Поэтому у кого бог - чрево, то и слава его - в сраме (Фил.3:19), а неминуемый конец – погибель:
Темно...
Фонарь куда-то к черту убежал!
Вино
Качает толстый мой фрегат, как в шквал.
Впотьмах
За телеграфный столб держусь рукой.
Но, ах!
Нет вовсе сладу с правою ногой:
Она
Вокруг меня танцует - вот и вот. ..
Стена
Все время лезет прямо на живот.
Свинья!!
Меня назвать свиньею? Ах, злодей!
Меня,
Который благородней всех людей? !
Убью!
А, впрочем, милый малый, бог с тобой -
Я пью,
Но так уж предназначено судьбой.
Ослаб...
Дрожат мои колени - не могу!
Как раб,
Лежу на мостовой и ни гу-гу...
Реву...
Мне нынче сорок лет - я нищ и глуп.
В траву
Заройте наспиртованный мой труп.
В ладье
Уже к чертям повез меня Харон...
Adieu!
Я сплю, я сплю, я сплю со всех сторон…
[6]
__________________________
[1] К.Льюис. "Письма Баламута"
[2]Климент Александрийский, педагог
[3] Лествица
[4] Климент Александрийский, педагог
[5] Бл. Августин. Исповедь
[6] Саша Чёрный
_________________________
Иллюстрация: Иероним Босх
Свидетельство о публикации №109102200413
Владислав Мацуленкин 20.04.2010 21:32 Заявить о нарушении