На Уходящие дни вероники Ткачёвой

http://www.stihi.ru/2009/10/03/7707
                Кто-то запер на ключик мечты
                Вместе с хламом и рухлядью прочей.
                Вероника Ткачёва

Вместе с хламом и рухлядью прочей
Отзвеневший, ненужный трамвай
Прогрохочет...
Встревай-не встревай,
Не изменишь судьбы многоточий.

Невесёлая долго моя
Неподвижно фигурка глядится -
То ль в реальность, то ль в памяти лица,
То ли в блики и пляску огня.

Я замкну теремок на замок,
Я уйду по проезжей дороге
В даль, в которой ходили лишь боги,
Или кто-то, кто очень продрог

От ненужности фраз и вещей,
От космической сутолки в сердце -
Кто-то тот, кто не может согреться,
Кто-то тот, кто и жить-то не смог.
                2009-10-20


Рецензии
Вот к этому обязательно вернусь! Очень цепляет и очень хочется развить эту тему.

Вероника Ткачёва   21.10.2009 15:25     Заявить о нарушении
Возвращайтесь)

Фолко Торбинс   23.10.2009 00:41   Заявить о нарушении
Прогремит по брусчатке трамвай
И откроет гармошкою двери,
Прокричит мне кондуктор: «Давай!»
И сама на мгновенье поверю,
Что по рельсам трамвай увезет
В беззаботное яркое детство,
Где сирень возле дома цветет,
И подружка живет по соседству.
И пружинки кудряшек на лбу,
А зеленка не сходит с коленок.
Вижу ясно, почти наяву
ТОТ смаргдовый жгучий оттенок.
(Умерла она в прошлом году,
Разменяв тридцать три за бесценок.)

Я рукою махну: «Проезжай!»
Отзвеневший, ненужный трамвай…

Вероника Ткачёва   23.10.2009 17:36   Заявить о нарушении
*
В том трамвае я как наяву
От дождливой Москвы уплывала -
Проплывали мы мимо вокзалов,
Завершали маршрута мы круг,
А потом начинали сначала.
*
А потом начинали сначала:
Голубь - памятник - лебедь и пруд -
Так мелькал в окне жизненный круг,
Пропадала, в туман уплывала
То ль Москва, то ли Рим, то ли Троя,
И осталось в трамвае нас двое.
*
И осталось в трамвае нас двое,
И кружилась на городом ночь,
Словно хищная птица, и точку
Всё же вряд ли поставить нам в споре.
Но останется ночь, и трамвай,
Отрешённость, бездонность, бездомный
Стук по рельсам.
Встревай - не встревай,
Но несёт тебя ночью неонной
В смутный, сказочный, призрачный край.

***
По брусчатке пройдёт маскарад
Под названьем помпезным "Парад".
/Вот и Жуков на белом коне
Примерещится там, в серебре
Горизонта, иль прожитых дней,
Иль омытых Победой аллей./
*
По брусчастке пройдёт маскарад.
/Я когда-то тянулся, и свят
Был пьянящей победой, лучом
Солнечным - на знамёнах распят
Луч./ Похоже, мы все не при чём.
*
По брусчатке пройдёт маскарад.
В телевизоре долго горят
Бой литавров, и китель, - как фрак
Одеваемый... ЧТО-ТО НЕ ТАК.
*
В этом что-то не так, ненормально.
Голос взвизгнет в военном хоре,
Голос вывернет тьму историй
Наизнанку. И слишком блестят
Ордена и погонные звёзды.
Видно, праздновать рано. Иль поздно.

***

Детство выложено брусчаткой,
Осиянно золотом сладким
Пряника, - ведь узор брусчатки
И на прянике был печатном.

Это, может быть, даже святки
Из старинной Российской книги:
Тот же луч, те же бликов прятки,
Мишура, позолота, блики.

И стоят оснежённые ёлки,
Все расшиты свеченьем колким -
Площадь Красная - стойка смирно -
Суета под праздник в квартирах -

Штык винтовки в руках солдата.
Было общее дело свято.

***
В беззаботное яркое детство
На пустом уехать трамвае,
Там паденьем снега согреться,
Там сирень прохладу подарит.

Да ведь не было детства такого.
Только память пО снегу рыщет...
Но: вдруг встретит трамвай у дома,
Увезёт меня с пепелища?

Нет, не в детство - только в картинку
Из него: ночь ярка салютом,
И на варежке три снежинки,
В мыслях тихо. Нет зла. Нет смуты.

***

Гумилёв, "Заблудившийся трамвай":

http://www.litera.ru/stixiya/authors/gumilev/shel-ya-po.html


Фолко Торбинс   23.10.2009 20:04   Заявить о нарушении
Ещё один трамвай, совсем уж кромешный:

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7336

Фолко Торбинс   23.10.2009 20:38   Заявить о нарушении
Интересно всё-таки возиться с образами. Вот скажем трамвай. Кажется, основное значение, основная ассоциация образа - будничность. И вот, начнёшь текст рифмовать вокруг этого образа - и выяснишь даже сам для себя, что такое для тебя - будничность, повседневность.

Фолко Торбинс   23.10.2009 20:40   Заявить о нарушении
Или вот брусчатка. Это, видимо, что-то советское.

Фолко Торбинс   23.10.2009 20:41   Заявить о нарушении
Хотелось бы написать много стихов, раскрывая вот так даже просто для себя каждый предложенный образ. Потому и Ваши стихи нравятся: нестандартная трактовка образов. Здорово.

Фолко Торбинс   23.10.2009 20:42   Заявить о нарушении
Спасибо за нестандартную трактовку образов. Ненавижу всякие "амальгамы", "пастели", "акварели", "унисоны" и т.д. Пишу, а саму аж передергивает!
Очень и очнеь стихи! Я так много не могу, но родилось кое-что на Ваши. Не могу здесь опубликовать, т.к. лесенка пропадет. Кину сейчас ссылку. За Ваши ссылки спасибо. Обязательно по ним схожу, но попозже. Хочется еще почитать эти, Ваши.

Вероника Ткачёва   24.10.2009 00:03   Заявить о нарушении
И раскрытие образа за образом... Кстати так плетут венок сонетов.

Вероника Ткачёва   24.10.2009 00:10   Заявить о нарушении
Что это Вы так строги к пастелям и акварелям - а по-моему, здорово... А Вы бы чего хотели от своего творчества?

Правда, вот кто такие эти... как их - амальгамы? - я просто без понятия.

По-моему - по моей сегодняшней точке зрения - или это моё сегодняшнее увлечение - творчество должно быть максимально ёмким: в возможно меньшем пространстве текста - возможно больше смысла. И идеально на эту задачу работает приём, о котором мы с вами когда-то говорили: совмещение стилей, скажем открывающаяся с помощью кода - дверь в сказку.

Это моё второе увлечение в плане творчества. Первым было увлечение возможно большей эмоциональностью (Цветаева) - нагнетение и нагнетение, всеми доступными худ. средствами - определённой эмоции. Я умудрилась продолжить своё увлечение Цветаевой до позднего её творчества - до эмиграции, до возвращения в Россию, до Елабуги (впрочем, после возвращения в Россию она уже практически ничего не писала). Так вот, это её позднее творчество - ТАКИЕ эксперименты... И, что интересно, эксперименты именно по нагнетению эмоции - между тем психически здоровый + незнакомый с более ранним творчеством Цветаевой человек будет смотреть на эти тексты как... на абстракцию; эмоция никакая у него, по-моему, не появится, ни сильная, ни слабая, разве что изумление. Ну вот как Вам:

http://slova.org.ru/cvetaeva/setoygory/

Вот, стало быть, что бывает с поэтами! А Вам акварели не угодили...

Или вот ранний Пастернак, я тоже прихожу в восхищение: (тем больше меня этот кошмар задевает, что чувствую: ЧТО-ТО ВСЁ-ТАКИ В ЭТОМ ЕСТЬ) Предложу две ссылочки, первая не такая ужасная - я чувствую общее настроение стиха, и образный ряд, хоть и очень запутанным путём, всё же складывается:

http://www.litera.ru/stixiya/authors/pasternak/fevral-dostat-chernil.html

А вот уж абсолютный кошмар - причём кошмара этого жалко, потому что два первые катрена мне, ничего себе, нравятся - но вот ДВА СЛЕДУЮЩИЕ...:

http://slova.org.ru/pasternak/segodnjamy/

Венки сонетов пробовала писать. Кажется, так ни одного до конца и не дописала. - Был один, но я потом вымарала из него половину строк, и остался просто цикл стихов. Мне кажется, я могла бы попробовать ещё раз. Когда-нибудь займусь.



Фолко Торбинс   27.10.2009 22:01   Заявить о нарушении
Не знаю... Депрессивненькие, конечно, у Пастернака, но мне нравятся. И Цветаева - хороша! Пасиб за ссылки!

Вероника Ткачёва   28.10.2009 00:21   Заявить о нарушении