Адела Василой, комментарии финала ТТК

Адела Василой сразу прокомментировала все стихи Третьего Тематического Конкурса. Мы приводим её комментарии по стихотворениям финала.


Александр Спарбер. Ночное

У фонаря танцуют в белых
нарядах бабочки. И в такт
вдали дрожит бетонным телом,
изнемогает Минский тракт.

Там, словно гончие по следу,
ноздрями разгоняя чад,
всё едут, едут, едут, едут,
ползут, снуют, рычат, спешат -

туда, где на холмах покоясь,
на золотой цепи – поёт,
бормочет сказки мегаполис –
огромный лукоморный кот.

А здесь все тихо. Смутно. Поздно.
И сосны спят, покой даря.
Веранда, ночь парная, звёзды
и бабочки у фонаря.

Комментарий.

Итак... мы имеем спокойное медитативное стихотворение – лирический герой созерцает ночной пейзаж и пропускает его через  сознание, состояние духа  и даже через свою систему ценностей... Очень ненавязчиво, через цепочку взаимосвязанных метафор-образов даёт нам понять, что простые радости, покой, возможность помечтать в тиши и поразмышлять о жизни он ставит превыше  суеты мегаполиса... И надо сказать, что его точка зрения вызывает сочувствие и понимание, хотя и ненова (а может быть, именно потому, что близка всем нам).  Тема развёрнута в полной мере,  используемые  образы интересны и свежи – и бетонное шоссе, вздрагивающее в такт биению крыльев бабочек, танцующих под фонарём,  и нескончаемый поток  автомобилей, которые ведут себя в темноте как некие животные-монстры, и огромный город, чье далёкое «бормотание» напоминает «лукоморного кота» на золотой цепи (вечерних огней?).  И – по контрасту -  буколический пейзаж вдали от этого шума, чада, спешки, агрессивности, который «одним крылом» касается вечности.  Замечательное стихотворение, очень понравилось!

Оценка – 10.



Bor G

Гостиница у взлётной полосы               

Пронзительное стихотворение. Безупречная техника, оригинальные образы и глубокая эмоциональность. + 0,5 баллов за красивые внутренние рифмы. Оценка — 10,5 баллов

Гостиница у взлётной полосы. Дорога сквозь оплывшую жару.
Не время наблюдающих часы. Не место похмеляться поутру.
Экзотика с повадкой саранчи, где пёстрое и вечное в цене.
А город называется Ранчи – провинция в индийской стороне.

Под жгучей сковородкою небес не вяжется логическая нить,
Тебе я посылаю смс, поскольку слишком дорого звонить.
Точнее, лишь на пальцах доказать пытаюсь, но разводит берега.
И хочется пустить теченье вспять, поскольку ты мне слишком дорога.

Течение отринутых времён – не в силах, и не станет, и не зря.
Затмения, похожие на сон, лишают воли, словно якоря.
Гудит дорогой моторикшей рать, заходит на посадку "Avro Jet".
Тебе я постараюсь написать. Услужливая штука – Интернет.

Но буквы растворяются в ночи, из горечи не сложишь слово "да".
А город называется Ранчи, а время здесь застыло навсегда.
У прошлого задёрнута вуаль, у будущего сломлены весы.
Садится одинокая печаль в гостинице у взлётной полосы.

А может быть сорваться в эту ночь и выплеснуть заветные слова,
Условности и сроки превозмочь – пускай в итоге с плахи голова?..
Но пропасть непомерно глубока, и счастье в бесконечном далеке.
Всё это называется тоска – синицею в опущенной руке.

Гостиницу у взлётной полосы разбудит первый утренний клаксон.
Пожухлая, не знавшая росы, трава ласкает в трещинах бетон.
Экзотики по горло – хоть кричи. А истина – как водится – в вине...
А город называется Ранчи – провинция в индийской стороне.



Ян Бруштейн                Оценка  8,5 баллов

Осеннее

Рассвет покажется закатом,
Когда ненастный день нагрянет.
И небо, облаком залатано,                нарушение размера... дактилическое окончание
Над головой моею встанет.                глагольная рифма
Кому я в ноги упаду,                нарушение размера... смена схемы рифмовки... и далее
Кому судьбу мою доверю,
Когда вода колотит в двери
И гонит новую беду?
Уйду я в дождь, и в дрожь, и в город,
И, горд осенним колдовством,                кто должен гордиться-то?
Увижу павших листьев горы,
Укрытые слепым дождем.                «укрытых» правильно
Моя беда для них легка...
Прощаюсь с ней.
Не слишком смело
Коснется их моя рука,
Смущенная свершенным делом.

А дворник, местный Прометей,
Тая огонь в сухой ладони,
Уронит искру, и утонет
Моя беда в бездонной, в ней.
Я календарь сожгу дотла,
Как встарь, теченье дней нарушу,
И снова душу обнаружу                глагольная рифма
Там, где утеряна была.



Геннадий Банников     Оценка – 10 баллов

Боярышник, кизил и облепиха...
Ущелье, где когда-то шёл Тимур
По плавням, по кустам и потому -
Здесь до сих пор с ума сошедший вихрь
В умах и душах, в вечности полёта
Зависшего над бездною орла...

Нам женщины готовят бешбармак,
В доспехах мимо нас проходят годы...

Улягутся желудочные соки,
В реке вскипит холодная вода -
Какой-то доморощенный Адам
От нашей Евы в реку сделал ноги.
Примите жертву, огненные боги!
Не обессудьте, уж какая есть...
Таков, должно быть, человечий крест -
Порадовать богов своих немного.

И снова всё спокойненько и тихо,
Течение столетий и реки...
Качают головами старики -
Боярышник, кизил и облепиха.



Татьяна Комиссарова               

Комментарий.  Очень хорошее стихотворение! Единственная неувязка - «пар изо рта» и «значит, скоро осень»? Скорее зима.  В остальном всё отлично. Оценка — 10 баллов.

Ожидание

Пар изо рта, а днем была жара,
Холодный вечер – значит, скоро осень,
Еще немного – день начнет хворать,
Еще немного – мы друг друга бросим.
И полетит пожухлая листва,
Ложась нам под ноги дорожкой плотной,
И вдоль аллеи грустный Левитан
Развесит неизвестные полотна.
Маршрут извечен, не вернуть билет,
Гусиным криком отзовутся дали.
Стихов тетрадь забыта на столе –
Все то, что мы друг другу не сказали.
О, это время равнодушных звезд,
Простых плодов, свободы и прощенья!
Рецепт на будущее очень прост,
Намного проще, чем рецепт варенья.



Светлана Илларионова   

Отличное стихотворение! Интересные образы, динамично, живописно. Оценка —  10.5 баллов.
Добавляю бал за оригинальный цельный сюжет.

Циклон

В ссылку отправлено лето, бушуют циклоны,
Спряталось солнце в сонливости сумрачных дней.
Горы стоят на пути потепленью заслоном,
Как ни стараются ветер-каюр и хорей*
С юга вернуть драгоценные прелести лета,
Прочь отогнать нависающей серости мглу.
Но в разнарядке небес на погоду – запреты,
Я попросить об уступке едва ли могу.

Тучи оленьей упряжкой сбиваются в кучи.
Ливни, питая голодное русло реки,
Вниз камнепад устремили потоком могучим, –
Где-то в предгорьях надрывно и гулко гремит.
Грозный циклон над долиной расселся вальяжно.
Хмурится, злится, что власть поменяют на днях.
Чайки скучают по шумным аншлагам на пляже,
Волнами съедены днища и палубы яхт.


Рецензии
Адела, спасибо за высокую оценку! Я долго его дорабатывала даже после того, как оно, кажется, было уже состоявшимся.
Хочется Вам сказать отдельное спасибо за Ваши комментарии на конкурсе вообще, в которых Вы не только указываете на недостатки и просчёты, но также отмечаете положительные стороны.

С уважением,
Светлана

Светлана Илларионова   20.10.2009 14:27     Заявить о нарушении
Светлана, я считаю, что Ваше стихотворение достойно той высокой оценки, какую я Вам поставила (насчёт гениальности я уже поясняла - не нам это решать, конечно). Несмотря на то, что его довольно жёстко раскритиковали. Чем же оно мне импонирует?
1. Тема. Хоть и говорят, что все темы давно разобраны, всё же это довольно оригинальная тема, в стихах встречается редко.
2.Звучание - на мой взгляд, оно оптимально для этой темы... жёсткое, отрывистое чтение в голосе даёт возможность глубоко прочувствовать и содержание, и эмоциональный настрой стихотворения.
3. Живописность - рисуется очень яркая, хоть и в мрачных тонах картина, я бы сказала, даже величественная, несмотря на отсутствие внешних признаков пафоса (и это плюс!). И образы адекватны поставленной художественной задаче - даже циклон, рассевшийся вальяжно над долиной, мне не кажется преувеличенным, я вполне в состоянии это себе представить. Антропоморфизм здесь оправдан, хоть циклон - не вполне материален, но включает в себя огромную энергию, это нечто вроде духа, языческого джинна, который может по-хозяйски расположиться на тучах, как на диване... :))
4. Движение, напор, энергия, которой буквально дышит это стихотворение.
5. Технически: рифмы оригинальны и даже довольно точные, несмотря на то, что выигрыш в оригинальности рифм почти всегда идёт за счёт точности. Но Вами, Светлана, найден удачный компромисс... Несоблюдение цезуры в этом стихе я рассматриваю скорее как достоинство - оно подчёркивает внутреннюю напряжённость, впечатление угрозы, еле сдерживаемой энергии, готовой в любой момент вырваться на волю.
6. Наконец, хочу отметить тот факт, что автор хорошо владеет "предметом", то есть, пишет о том, в чём хорошо разбирается, а не знает только "понаслышке".

Жаль, что во время работы над подведением итогов (ещё на первом туре) мне не достало времени сделать подробный разбор Вашего стихотворения, хотя от всё равно не появился бы до подведения итогов конкурса.

Адела Василой   20.10.2009 18:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Адела!
Вы заметили именно всё то, что я хотела передать читателю.

Светлана Илларионова   21.10.2009 03:21   Заявить о нарушении
А жёсткая критика не страшна.
Я, конечно, самоуверенно, но вполне достойно на неё ответила.

Светлана Илларионова   21.10.2009 06:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.