Способы влияния на культуру речи

       ... даже владея одним и тем же языком,
           люди не всегда могут правильно понять друг друга,
           и причиной часто является именно расхождение культур.
               
                Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров
           "Язык и культура"

1.  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

     Язык является хранителем культуры. И для восприятия и понимания художественной литературы им надо владеть в совершенстве. С его помощью формируется личность, национальный характер и любовь к родине. Всё наше будущее зависит от того насколько правильно мы общаемся: то ли в быту, то ли на международных переговорах. От этого иногда зависит всего лишь настроение, а изредка и судьба государства.
     Без культуры речи немыслимо быть авторитетной личностью, с мнением которой будут считаться. Она определяет степень владения нормами, лежащими в основе образцовой разновидности национального языка.
     Язык, обладающий жёсткостью и гибкостью
одновременно, исключит излишнюю сложность восприятия. В идеале - читатель должен не только понимать писателя, но и совершать умственную работу по расширению своего кругозора, получая новое знание. И на этом пути много нерешённых проблем, а некоторые вопросы требуют постоянного внимания, поскольку каждое поколение заново штурмует преграды, уже преодолённые предшественниками.
     Интеллектуальная составляющая общества состоит из двух частей: гуманитарной и технической. Они дополняют одна другую, а на первом этапе обучения и воспитания - гуманитарная преобладает. Как создать самый эффективный и плодотворный круг общения? Как избежать засорения своей памяти и речи бесполезными сведениями? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим основные источники информации и их непосредственное влияние на сознание человека. Получится следующая таблица.


     Источник     Обобщённая     Вид речи     Влияние
    информации      оценка                на сознание
                влияния

1.    Живое        Зависит             Смешанная      Сильное
     общение       от круга
                общения

2. Телевидение      Более             Устная            Сильное
                положительная

3.  Интернет        Более              Письменная      Сильное
                отрицательная

4.  Радио           Более                Устная              Слабое
                отрицательная

5.  Печатные        Более              Письменная        Очень
   источники      положительная                сильное

     Такая таблица не только доходчиво отображает источники и силу их влияния, но и высвечивает (подсказывает) способы регулирования и дозирования такого внешнего воздействия.

     ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ - наиболее существенный источник информации,
который последовательно, организованно и хаотично влияет на формирование и развитие личности. Здесь: семья, садик, школа, улица, университет, рабочий коллектив. Тут - самый широкий КРУГ ОБЩЕНИЯ, который можно регулировать, а со временем и саморегулировать, что ещё важнее. Такая саморегуляция в конечном итоге и определяет достижения личности в обществе, выделяют её из себе подобных. К сожалению живое общение всё более замещается телевидением и Интернетом. Итог - молодёжь плохо знает даже свой родной язык, то есть не владеет должным образом ни одним (!) языком.
     Многие люди проходят два этапа в своей жизни: ученичество и взросление. Последние - подразделяются на три группы:
- лидеры (быстро усваивают передовое и сами творят его),
- вторых не спасает даже два института, они не всегда
  становятся учителями, потому что мало знать самому, надо ещё
  владеть искусством вкладывать свои знания или идеи в головы
  других; и губит их главным образом отсутствие культуры речи,
- третьи, а их не менее 10%, - никогда не достигают уровня
  учителей, плохо воспринимают знание, не понимают достижений
  человечества.

     ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ оказывают самое сильное влияние на формирование, развитие и совершенствование культуры речи. Это происходит по многим причинам.
- С их помощью человек впервые знакомится с грамотной,
  стилистически правильно построенной речью.
- Ребёнок воспринимает письменное слово не только на
  сознательном, но и на подсознательном уровне. У него активно
  развивается кругозор и заполняется память. Перезагрузка
  памяти - дело неблагодарное и трудоёмкое. Общеизвестно, что
  дети, приобщённые к раннему чтению не только любознательнее и
  активнее своих сверстников, но и намного грамотнее их. Эта
  грамотность - более плод автоматической фиксации информации,
  чем заслуга педагогов. Перед отправкой своих деток в школу -
  научите их читать и считать (без вспомогательной техники).
  Тогда процесс обучения не будет им обременителен, а вы будете
  радоваться их отличным оценкам.
- Важно и то, что школьник при этом контролируем и не портит
  своё зрение (как в Интернете).
- Необходимо своевременно пополнять домашнюю библиотеку сына или
  дочери. Речь не об учебниках, а о художественной детской
  литературе. И здесь много подводных камней. Приобретайте
  классику! В детские писатели ринулись все неудачники, кто не
  смог утвердиться в литературе для взрослых. При этом они
  прихватили с собой и свой "неповторимый почерк" -
  безграмотность, убогость мысли, нарушение логики и смысла,
  а также малый словарный запас.

     Работая с книгами, которые достались мне по наследству, я часто замечаю, что не только приобщаюсь к образцам искусства в поэтическом мире классиков, но и к духовному наследию своих родителей, замечая и расшифровывая те или иные их пометки и подчёркивания. Такие книги для меня дороже сокровищ.

     Недавно замечательно высказался в телевизионной беседе с Владимиром Познером лауреат Нобелевской премии по физике (2000) Жорес Алфёров о том, что в науке надо работать НА ОПЕРЕЖЕНИЕ - и только в этом случае можно догнать развитые страны, и такие научные кадры в России есть.
     Хочу добавить, что НА ОПЕРЕЖЕНИЕ мы можем сработать и в гуманитарной сфере, заменив единый государственный экзамен (ЕГЭ) экспресс-тестированием (тестом "Интеллект"), который выявляет не объём зубрёжки или заготовленных шпаргалок, а умение мыслить, то есть качество работы человеческого мозга. Никому не надо доказывать, что человек с развитым интеллектом способен не только успешно обучаться, но и обучать других, а самое главное - создавать новый продукт в науке и технике. Уважаемый Ж.Алфёров - тоже противник ЕГЭ.
     Это и есть моё главное инновационное предложение по скорейшему выходу из тупикового положения. И не только в области литературы.

2.  ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

     Михаил Булгаков оказался прав: кризис в мозгах - служит зародышем и основой любого кризиса.
     Отставание в научной и технической сферах обходится России в сотни миллиардов потерянных рублей, а закладывается оно отставанием в гуманитарных областях обучения и образования, которые пока требуют на два порядка меньших затрат при положительных "всходах" через одно-два десятилетия.
     Упущения в этих вопросах кончатся тем, что мы продолжим и далее кормить наших конкурентов в лице больших международных корпораций, продающих нам самолёты, пароходы, а то и целиком автомобильные заводы. Пора предпринимать меры по части организации и управления на государственном уровне.
     В этой статье затронуты проблемы только гуманитарной интеллектуальной составляющей, в той её части, которая относится к художественной литературе. Стратегия и тактика развития России наряду с техническими вопросами должна предусматривать:
- развитие творческого начала в подростковом возрасте,
- выявление и поддержку молодых дарований и талантов,
- замену ЕГЭ экспресс-тестированием показателя интеллекта,
- привлечение к разрешению этих проблем интеллектуальных
  специалистов самого высокого уровня.

     Обозначив способы влияния на развитие языка и культуры речи, а также предназначение русской литературы и поэзии в частности, мы можем чётко сформулировать направления, в которых целесообразно продвигаться, совершенствуя свой интеллект и интеллектуальный потенциал нации.
     Общая задача развития современной русской литературы состоит из трёх частей:
- создание литературного шедевра,
- его выявление,
- доведение до массового читателя.

1. По причине негативного влияния (статистически более негативного чем положительного) радио и Интернета, которое накладывается на безграмотность (большинства), вскоре просто будет НЕКОМУ создавать литературные произведения высокого уровня. Сюда можно соотнести и тенденцию общего падения культуры и нравов во всех слоях общества.
     Теоретически писатель должен только создавать, а практически он и издатель, и распространитель. И всё - за свои деньги. Получается: чем больше у него денег, тем больший он писатель. Приехали.

2. Сделаем допущение, что некто всё же написал превосходное стихотворение. КТО его отыщет, ГДЕ и КАКИМ ОБРАЗОМ, если сам автор не отправит своё творение в солидный журнал. А в журнале -
правят бал представители одного из трёх союзов писателей, а автор не удосужился или не захотел вступить, да ещё именно в этот. 
     Ещё гениальный Алексадр Сергеевич Пушкин указывал, что от односторонности ума спасает только МНОГООБРАЗНОСТЬ писателя.
А не многосоюзность  или многопартийность  - добавлю я. Писатель не должен служить олигархам или ещё более тонкой прослойке общества. Поэзия - это не политика. Руководители приходят и уходят, а гении остаются в душе и сознании народа, если и не как спасители, то хотя бы как стражи морали и духовного здоровья нации. Пророки всегда были и есть в своём отечестве, но их стезя неимоверно трудна. Приведу свой стих.

          ПРОРОКИ

Печальней с каждым днём судьба...
Всё реже - в мир идут пророки.
Что для Вселенной наши сроки?!
О вечном - в их душе мольба.

Они найдут:
и кров
и пищу.
Что ещё можно пожелать?
Пророки -
истину не ищут,
несут её - другим отдать.

Возьмут ли?
Вот ведь в чём загвоздка!
Поймут ли
откровенье слёз?
Просыпана
на Землю
горстка
горящих
путеводных
звёзд.

2000

И две самые яркие путеводные звезды в русской литературе есть:
Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

     И вот ещё незадача - вдруг то, что прислал неизвестный автор, по качеству превосходит ранее публикуемое в журнале...
     Коррупция и протекция сегодня тоже не ограничивается кабинетами министеств, главков, и управлений. Она равно "осчастливила" всех своим присутствием: и науку, и культуру, и литературу. И не каждый богатый и влиятельный человек устоит перед соблазном получить медаль, а то и орден за "вклад в развитие литературы". Уже не говорю о множесве академий, пекущих академиков, как пирожки. Когда я впервые прочёл словосочетание "Академия поэзии", то не поверил своим глазам, а сейчас привык и даже приятно было в альманахе под таким же громким названием отыскать несколько своих стихотворений. Гонорара я не получил и (самое интересное)  не ожидал получить. Мы же не при развитом социализме живём, тогда платили. Сейчас тоже литература может прокормить: сочиняйте детективы по одному за ночь, а днём - живите в своё удовольствие.

3. Сделаем второе допущение: выявили и опубликовали. И что?
При тиражах по три тысячи экземпляров - по одной книжке на десять городов необъятной России, а скорее всего хорошая книжка не прорвёт "блокаду" садового кольца. И читатель останется опять в прежней убеждённости: талантов на Руси нет. Посмотрел тираж альманаха "Академия поэзии 2008", в котором оказалось рядом со мной много уважаемых и всем известных авторов, - всего 2000 зкз.
     Или культуру речи надо воспитывать только в Москве и Санкт-Петербурге?

     Выход из тупиковой ситуации вижу.
     Надо рационально и настойчиво провести работу по замене ЕГЭ на независимое экспресс-тестирование, которое достаточно отработано в некоторых школах, институтах и академиях. Необходимо выявление и продвижение талантов поручить независимой, компетентной организации, например, "Клубу интеллектуалов". Это позволит обрести свободу не только слова, но и печати тем, кто достоин.
Свободу от союзности, кумовщины и протекционизма.
     А бездарность, работая ногами и локтями, всегда найдёт и деньги, и способ опубликоваться. Но сколько можно засорять мозги читателей низкопробной продукцией, а потом требовать от него грамотности и культуры. Или кто-то целенаправленно хочет держать народ в кандалах невежества? Но спираль развития цивилизации неумолимо уменьшает диаметр витков, оставляя всё меньше времени на выполнение принятых решений.
     Культура речи и мышления - спасительный круг любой нации и особенно той, которой есть что терять.

   Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Интеллект. Рига, "Клуб интеллектуалов",
   2004.
2. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Рига, "Настоящее время"
   № 6, 2006.
3. Владимир Юденко. Пути повышения интеллектуального потенциала
   нации, "Проза.ру", 2009.
4. Альманах "Академия поэзии 2008". Москва. Общероссийская
   общественная организация писателей "Литературный фонд
   России", 2008.

19.10.2009


Рецензии
"Жёсткость и гибкость языка должны исключать и примитивизм, и красоту сложности" - включать? Исключать? Не поняла.
Насчет предмета обсуждения - хорошие идеи, может, как-то и реализуются. Это было бы хорошо.
Язык мне Ваш нравится. Хорошая речь - большое удовольствие. Спасибо.

Аля Крем   20.10.2009 13:45     Заявить о нарушении
Сократил фразу из энциклопедии, но перестарался.
Лучше заменю своими рассуждениями и это место.
Аля, спасибо за внимательное прочтение.
Вся статья ещё будет редактироваться.
С наилучшими пожеланиями,

Владимир Юденко   20.10.2009 20:25   Заявить о нарушении