Святая красота часть 4

Часть 4 Общее дело – Жечь Посполита

Продолжая задним умом следить за семейной жизнью наших героев, углубимся в историю Родины – нам крайне важен контекст и подтекст – собственно они-то и делают текст.

С моей точки зрения история мира записана однобоко – великие, знавшие историю, как никто, ибо жили в ней, указали нам, что миром правят страх, деньги и женщины.
Так почему же учебники истории сведены к описанию военных походов и освободительной борьбы!
Потому, что во всестороннем изложении история превратится в литературу?
А нам какое дело! Это не наша проблема – мы хотим знать правду, какова бы она ни была.

Для постижения правды нам следует понимать, что на территории Европы издревле существуют два суперэтноса: славянский и романо-германский.

Принадлежность человека к тому или иному суперэтносу легко установить при помощи пьяной драки двоих, уже принадлежащих к разным суперэтносам.

Если Вы, мой любезный читатель, в меру пьяны и по-прежнему интересуетесь своей этнической принадлежностью, представьте, что дерутся не менее пьяные: француз и серб. Кому вы готовы быстрее подставить ногу из-за угла, оставшись при этом в стороне?

Не знаете? Тогда ответьте на вопрос: за сборную какой страны по футболу Вы будете болеть, если эти же пьяные французы и сербы выйдут в финал?

Вы женщина? Нет ничего проще.
Сравните размер желаемого букета цветов, который Вы готовы получить на первом свидании от соответствующих персонажей.

Причина наших этнических предпочтений лежит глубоко в генетике, а на поверхности – стереотипы поведения и язык, то есть речь.

С болгарами мы можем говорить без словаря.
Однажды у входа в болгарскую гостиницу черноволосая девушка, отделившись от группы других черноволосых девушек, обратилась ко мне со следующим вопросом: «Дали щастието?».
В ответ я кивнул на бредущую в некотором отдалении, но в поле моего зрения, свою пятилетнюю дочь. На что девушка на чистом русском языке понимающе произнесла: «Киндер, киндер, киндер» и присоединилась к подругам-зевакам.

В эпоху империй логично было желать создания славянской великой державы.
Логику этого желания хорошо понимали в Ватикане и блестяще с помощью самой эффективной в истории человечества диверсионной организации – ордена иезуитов – произвели частичное обращение в католицизм части славян.

Но логику устранить не смогли.
Я вообще думаю, что логику не удалось ещё устранить никому, кроме американского математика Гурта Гёделя, который логически доказал, что существуют логически необъяснимые вещи, в частности Бог, но это другая история.

Славяне дважды пытались создать великую славянскую державу, но не смогли договориться на почве религии. Памятник иезуитам.

Одна из попыток создания называлась Речь Посполитая.

На современный польский язык Res Publica переводится как Rzecz Pospolita, читается Жечь Посполита, на старославянском – Речь Посполита.

На латыни Res Publica означает – дело общественное или общее дело.

Эта самая могучая в истории славянская держава некоторое время была даже православной, и население её общалось с киевлянами и московитами без переводчиков.
Речь Посполитая последовательно имела столицы в Гродно, Варшаве, Вильнюсе и Кракове и просуществовала юридически 404 года, а фактически лет 600.
Кроме того, не будем забывать про логику, как при взгляде назад, так и вперёд.

Наши герои застали Речь Посполитую на излёте могущества, а точнее в момент полного краха.

Феликс Потоцкий после смерти родителей в 23-х летнем возрасте стал активным политиком – у него просто не было иного выхода, кроме как создавать себе капитал политический, ведь раздел Речи Посполитой лишил Потоцких капитала материального.

Глядя на современных политиков, я часто ловлю себя на мысли: как мало в этом плане изменилось в мире. Конечно, представление о богатстве у всех разнится, но для того, чтобы начать политическую карьеру мне необходимо ощутить себя совсем нищим, а это, благодаря богатству родного языка, никак не происходит. Историческая истина в данном вопросе пролегает между двумя выражениями. Одно из них принадлежит моей прабабушке, которая, одинаково плохо владея тремя языками – идишем, украинским и русским – говорила: «Вэсь свит плачэ. У кого суп жыдкый, у кого – монисто». В слове «кого» ударение она делала на первый слог – «кОго». Монисто на украинском – бусы, ожерелье. На русском, кстати, тоже. А второе, я услышал от одного гениального инженера-проектировщика. Он сказал: «Бедному нужен весь мир, а богатому достаточно своего двора».

Вернёмся к Феликсу. Король Польши, небезосновательно надеясь на разум и кровь Потоцких, назначил Феликса воеводой Русским. Для того чтобы понять логику этого титула нам пришлось бы слишком углубиться в историю славян, поэтому вскользь упомянем, что под русскими поляки тогда понимали людей, которые сегодня называют себя русинами и на основании этого заговаривают о национальной автономии в Закарпатье. Лично я был бы не против, но меня никто не спрашивает.

Должность русского воеводы не дала Потоцкому никаких прав и не принесла ему никаких обязанностей, потому что так называемые русские земли Польши попали под юрисдикцию Австро-Венгрии. Зато новый русский воевода Польши стал польским сенатором.

Всего через год в 1774 году самый юный сенатор Польши Потоцкий на заседании Сейма произносит пламенную патриотическую речь, надолго оставившую след в памяти, слышавших её.

Старая шляхта знает с кем имеет дело, но самое главное, конечно, в другом – небогатый юноша дарит Родине артиллерийский полк, и клянётся пожизненно обеспечивать его содержание и боеспособность. Нехитрые расчёты показывают, что если бы Польша в то время могла получить такое оружие от каждого сенатора, то сегодня я жил бы в центре большой европейской страны, а не в захолустье. Впрочем, я не смог бы рассказывать вам эту историю, так как её знали бы все.

Но где Феликс Потоцкий взял деньги? Кто и для чего дал ему ресурсы? История опять подводит нас под монастырь – вместо того, чтобы предстать перед нами в виде богатой вооружённой женщины, история по-прежнему притворяется грубым воякой, слегка, только слегка влюблённым и довольно нищим рыцарем. Жаль. Но возможно нам удастся вывести тебя на чистую воду.

(продолжение следует).


Рецензии