Пушкинская - Коломенская
продолжение Пушкинской…»
Из объяснений прохожего
«Четырехстопный ямб мне надоел,
Им пишет всякий, мальчикам в забаву
Пора его оставить. Я хотел
Давным давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут –
Две придут сами – третью приведут…»
А.Пушкин
«Домик в Коломне»
Но первоначальное вступление к "Домику
в Коломне» было другим, вот 5-я октава:
«Поэты Юга, вымыслов отцы,
Каких чудес с октавой не творили!
А мы, ленивцы, робкие певцы,
На мелочах мы рифмы заморили.
Могучие нам чужды образцы.
Мы новых стран себе не покорили,
И наших дней изнеженный поэт
Чуть смыслит свой уравнивать куплет…»
(Поэты Юга – Ариосто, автор «Неистового Роланда» и Тассо,
автор «Освобожденного Иерусалима» - наиболее известных
поэм, написанных октавами.)
1.
Все гении в своем искусстве – правы:
Они себе позволить могут все.
Не остановит колесницы славы
Ни клеветы, ни зависти лассо.
Камоэнс, Байрон, Пушкин – все октавы – *
Все вертится фортуны колесо,
И видно, что поэты, как и все,
В нем вертятся, как белки в колесе.
2.
Перебирая лапками по кругу
И тешась мыслью повернуть судьбу,
Пущусь и я: быть может с перепугу,
Что ношу взял себе не по горбу,
С октавами я справлюсь, хоть в заслугу
Не ставят трусам дерзкую борьбу.
И трудно ли последнему идти
По пройденному предками пути?
3.
Не лучше ли подальше и скорее
Послать, как нам велят «ко всем чертям»*
Все ямбы, все октавы, все хореи
И уподобясь ловким рифмачам,
Заслуженно считать себя мудрее,
Шагая по нехоженным путям
И вслушиваясь чутко в диссонансы,
Ловить неуловимые нюансы?
4.
Я не сторонник точных рифм. Отнюдь.
Я лишь стараюсь слышать рифмы точно.
И все, что в них фальшиво, хоть чуть-чуть,
По-моему, - искусственно, непрочно.
Хоть часто даже диссонанс блеснуть
Созвучием способен очень сочно.
Но был бы я сейчас не прав, поправ
Гармонию классических октав.
5.
Бывает, что и правильность – суха,
Но, вечно претендуя на законность,
В искусстве лишь искусственность плоха
И неуместна только изощренность.
Мой идеал – естественность стиха,
Мой идеал – его непринужденность.
«Завоеванья» моды далеки
От обаянья пушкинской строки.
6.
И то, признаться, как легко писать,
Задавшись строгой ясностью размера:
И «печка» есть и знаешь, как «плясать»
И никого не удивит манера.
Здесь мастеру не могут изменять
Ни вкус, ни такт, ни техника, ни мера.
Короче, дело только за сюжетом,
И можете считать себя поэтом.
7.
О чем же мне писать?... Сюжетов – тьма,
Но как мне выбрать самый интересный?
Ну, если не такой, как у Дюма,
Занятный, то хотя б не очень пресный?
Но не такой, чтоб он сводил с ума,
Чтоб жертвовать прогулкой в день воскресный
И временем свободных вечеров:
В здоровом теле – дух и так здоров.
8.
И кроме книг есть масса развлечений:
И среди них любимые – хоккей,
Футбол и бокс - немало наслаждений
Приносят знатокам: сиди - болей!
Болей же на здоровье! Обострений
Не пропускай! Не то, глядишь, ей-ей
Не избежать тоски и беспорядка:
Здоровой голове нужна разрядка.
9.
Я сам не прочь, забыть, который час
У телевизора в голубоватом свете.
С экрана не сводить влюбленных глаз,
Как зачарованный, томиться и болеть и
Вдруг восклицать: Какой пассаж! и Пас!
То при игре в хоккей, то при балете.
То просто наблюдать жизнь разных стран
С ногами сев на собственный диван.
10.
Да! Фантастичны техники дары!
Ткнешь пальцем – и мелодии польются.
А то глядишь – страдают три сестры,
А ты сидишь и хлещешь кофий с блюдца,
И можешь встать во время их игры,
И можешь лечь и можешь потянуться,
Зевнуть и, с разрешения гостей,
Переключить программу на хоккей.
11.
Такая жизнь! Найти в ней ретроградам,
Таким, как я, сюжетик – мудрено.
Давно ли Петербург был Ленинградом?
И домика в Коломне нет давно…
Но с Пушкинской – Коломенская рядом:
Все новою поэзией полно
И новой прозой… Мой сюжет банален,
Но для меня – бесспорно актуален.
12.
Так обратимся к нашему герою.
На первый взгляд, он странный парень был:
Застенчивый, угрюмый, но порою
Казалось мне, что он избыток сил
Обуздывал искусственной хандрою,
Давно не модной, - как он говорил,
Когда мы как-то на досуге взялись
За утомительный психоанализ.
13.
Он сохранил «моральные устои»,
Как это мы привыкли называть,
Он верил в идеал и все святое,
Но это все предпочитал скрывать
Под маской равнодушного покоя,
И маску эту не давал срывать:
Смеялся тем же самым анекдотам
И был таким же «ТЕЛЕВИДИОТОМ».
14.
Но все-ж его единственною страстью
Остались книги – сказочный мир книг.
К нему с его магическою властью
Он пристрастился с детства, но привык
Читать все без разбора, и, к несчастью,
Он поздно в тайники его проник –
В волшебную стихию вдохновений –
По глупости, а, может, из-за лени.
15.
Он начал сочинять стихи тогда,
Когда другие переходят к прозе,
Когда в других все музы навсегда
Уснули мертвым сном, почили в бозе,
И люди даже вспомнить без стыда
Не могут о «лирическом психозе»,
Упоминая о своих стишках,
Как о вполне простительных грешках.
16.
Что мы собратья по перу и лире,
(Но я пишу не так , как он, тайком)
Узнал он от соседей по квартире,
С которыми был коротко знаком.
С соседями тогда мы жили в мире,
Он стал и к нам заглядывать мельком
Отнюдь не из корыстных побуждений:
Нас с ним сближала общность убеждений.
17.
Мы часто с ним, о том, о сем болтая,
Гуляли вдоль по Пушкинской вдвоем.
Сейчас там, перспективу замыкая,
Стоит убогий двухэтажный дом.
«Снести б его», - мечтали мы, вздыхая, -
Построить небоскреб на месте том,
И Пушкин здесь на современном фоне *
Смотрел бы на потомков благосклонней…»
18.
Страдать из-за такого пустяка,
Как снос свой век отжившего строенья, *
Не стал бы он теперь наверняка,
У нас теперь иные настроенья.
И он привык, наверно, за века,
Здесь стоя в атмосфере поклоненья,
К тому, что все не вечно под Луной,
Что мир все тот же, то есть, все иной.
19.
А смертному живому не смириться
И не привыкнуть к этому никак.
А смертный все к бессмертию стремиться
И потому себе и людям - враг.
И мой знакомый был, как говорится,
Такой же неисправленный чудак –
Как тысячи других, достойных славы,
Он был бы прав, когда они – не правы.
20.
Его смущало слово «графоман»,
Как браконьера – логика запрета.
Он, веря, что ему природой дан
Талант незаурядного поэта,
Считал, что это все – самообман,
И все-таки надеялся на это.
И от меня он, вероятно, ждал,
Чтоб я в нем гениальность угадал.
21.
А я, признаться, вел себя нескромно.
Я говорил однажды, свысока
Немного тупо и немного томно
На парня глядя, как на новичка,
«Жизнь коротка, а море книг – огромно
И не было такого моряка,
Который в нем не сделал бы открытий,
На корабле и даже на корыте.
22.
Но, все равно, там – непочатый край
Неведомых невеждам откровений.
Пойми, там только для бессмертных рай,
Для смертных – там лишь море огорчений.
Во тьме с огнем священным не играй,
Не опьяняйся ядом вдохновений:
Пучина знаний поглощает всех,
Кого случайный не спасет успех.
23.
Но кто владеет тайною успеха,
Тот – гений – на год или на века,
Он или идол моды или веха,
Он – искра или пламя маяка.
А неудачник здесь достоин смеха:
Его удел – забвенье и тоска.
И будь он трижды прав – его труды
Не скоро и едва ль дадут плоды…»
24.
Меня он, видно, начал ненавидеть –
Я долго в том же духе продолжал –
И он взял книгу… Надо было видеть,
КАК брал он в руки книгу, КАК держал,
Как будто бы боясь ее обидеть
Небрежным обращеньем. Так кинжал
Когда-то воин извлекал из ножен,
Священнодействуя, заботлив, осторожен.
25.
То был, конечно, Пушкин. Полистав,
Он медленно и словно бы назло мне
Прочел на выбор несколько октав
Из пушкинского «Домика в Коломне»
(Им неопубликованных), уняв
Гармонией мой гонор неуемный.
Вы помните: «…изнеженный поэт
Чуть смыслит свой уравнивать куплет.» *
26.
И стал прощаться. Но перед уходом
Он вдруг сказал: «Я все-таки поэт
И не имею отношенья к модам.
За пять минут классический сонет,
Как Эдуард Багрицкий мимоходом, *
Я напишу на речь твою в ответ.
Пусть это будет маленьким уроком
Подобным доморощенным пророкам.
27.
Итак, начнем. Дай тему мне. Скорей!»
Я почему-то дал ему – «оратор».
Он весь преобразился, ну ей-ей,
Оживший пушкинский импровизатор
Из пушкинских «Египетских ночей».
Я пожалел, что у меня не театр.
Он взял листок бумаги, сел за стол
И ровно через пять минут прочел:
28.
«Зал смолк. Оратор вышел на трибуну.
И вот уже он в тысячах зрачков:
И стал и млад, и пожилой и юный
За ним следят в очках и без очков.
А у него язык-то - как чугунный –
Его задача – не из пустячков –
Заставить зазвучать в их душах струны
Без молоточков, клавиш и смычков...
29.
Но что для них его «искусство слова»?
Риторикой сердца не покорить.
Их души правды требуют сурово.
Им надо только правду говорить.
А правды всей не знает он, и снова
Оратор начинает «воду лить»…
…Сонет был каноническим вполне,
Но на орехи в нем досталось мне.
30.
В ту ночь я спать не мог от огорченья:
Я презирал свой постоянный труд,
Я презирал свои стихотворенья:
Писать – и лучше – скоро все начнут.
Иди – заткни фонтаны вдохновенья!
Классический сонет за пять минут!
И так уверенно… Нет – это слишком –
Давать так унижать себя мальчишкам!
31.
Кто он такой? Я хоть имею вес.
А что ему? Ему и горя мало.
Он – рекордсмен. Он думает – прогресс,
Он думает – здоровое начало
В поэзии – спортивный интерес
Любителя и профессионала.
Он – мастер, но что стоит мастерство
Без цели, направляющей его?...
32.
Так между нами пробежала кошка,
А вслед за нею – пропасть пролегла,
Так в бочку меда влита дегтя ложка
И мед теперь чернее, чем смола.
Как говорится, скатертью дорожка.
Была, как говорится, ни была…
Нам часто помогает мудрость предков,
А вот своя – нам помогает редко.
33.
И до сих пор никак я не пойму,
Чего мы с ним тогда не поделили.
И взвесив сто различных «потому»
И столько же от них отличных «или»,
Я больше чем уверен, что ему
Меня мои соседи очернили.
Недаром отношение соседей –
Источник всех известных нам трагедий!
34.
Но я еще надеюсь, что Парнас,
Хоть общая квартира, да не эта,
И там мы разберемся, кто из нас
Заслуживает звания поэта!
Я взялся за октавы первый раз –
Я принял вызов. Буду ждать ответа.
Покамест этим удовлетворюсь.
А комнату сменяю – помирюсь.
35.
Уеду я с Коломенской, видать.
Вчера мне предлагали на Марата.
На новом месте буду снова ждать
К себе по вдохновению собрата.
Пойдем опять по Пушкинской гулять,
Жаль будет до нее далековато…
Уж эти мне соседи и соседки!
Пока еще хорошие – так редки! *
--------------------------------------------------
* октава 1
«Камоэнс, Байрон, Пушкин – все октавы…»
Луис Камоэнс – великий португальский поэт, автор эпической поэмы «Лузиады»,
изданной в 1572 году. Эта поэма повествует о путешествиях Васко да Гама и
португальцев, потомков короля Луза, и состоит из 1102 октав. Байрон написал октавами
шутливые поэмы «Дон Жуан» (1700 октав) и «Беппо» (99 октав).
Пушкин написал октавами «Домик в Коломне» (40 октав) и «Осень» (11 октав).
* октава 3
«Послать, как нам велят, ко всем чертям…»
Имеются в виду строчки С.Щипачева: «Хореи, ямбы надоели – Ломайте их, черт побери!»
* октава 17
«И Пушкин здесь…» Имеется в виду памятник Пушкину работы скульптора Опекушина
на Пушкинской улице в Петербурге.
* октава 18
«Страдать из-за такого пустяка,
Как снос свой век отжившего строенья…»
Имеются в виду следующие строфы из «Домика в Коломне»
10.
Дни три тому туда ходил я вместе
С одним знакомым перед вечерком.
Лачужки этой нет уж там. На месте
Ее построен трехэтажный дом.
Я вспомнил о старушке, о невесте
Бывало тут сидевших под окном.
О той поре, когда я был моложе.
Я думал: живы ли они? – И что же?
11.
Мне стало грустно: на высокий дом
Глядел я косо. Если в эту пору
Пожар его бы охватил кругом,
То моему озлобленному взору
Приятно было пламя. Странным сном
Бывает сердце полно; много вздору
Приходит нам на ум, когда бредем
Одни или с товарищем вдвоем.
12.
Тогда блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою,
Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змею…»
* октава 25
цитируется 5-я октава из первоначальных набросков вступления к «Домику в Коломне»
(см. эпиграф).
* октава 26
«За пять минут классический сонет,
Как Эдуард Багрицкий мимоходом…»
Подлинный случай, описанный Юрием Карловичем Олешей в конце второй части
его книги «Ни дня без строчки».
* октава 35
«Уж эти мне соседи и соседки!
Пока еще хорошие так редки!»
Парафраз стихов из «Домика в Коломне»
«Где взять кухарку? Сведай у соседки,
Не знает ли? Дешевые так редки.»
Свидетельство о публикации №109101805054
Симпатичная небольшая поэма, и психологически интересно выстроено, и ирония ненавязчивая. Ах, соседи - не Моцарт и Сальери, конечно, но явно один что-то такое питает к другому, весьма похожее на легкую зависть..
Посмотрите, в 29 октаве, кажется, пропущен союз "и" в 5 строке
29.
Но что для них его «искусство слова»?
Риторикой сердца не покорить.
Их души правды требуют сурово.
Им надо только правду говорить.
А правды всей не знает он, снова ---------(и снова)?
Оратор начинает «воду лить»…
…Сонет был каноническим вполне,
Но на орехи в нем досталось мне.
а в 27-й, похоже, единственный здесь сбой ритма:
Оживший пушкинский импровизатор
Из пушкинских «Египетских ночей».
Я пожалел, что у меня не театр. --------вот здесь
В остальном - можно Вас поздравить.
С уважением
Л.
Лариса Морозова Цырлина 30.01.2010 17:35 Заявить о нарушении
А Ваша оценка мне особенно дорога: читая Вас, не раз ловил себя на том, что хотел бы писать так же, но, увы… Поэму когда-то напечатал на машинке. Мог ли тогда представить, что буду вводить ее в компьютор! – отсюда опечатки. Кстати, рисунок в заголовке – мой (на нем виден «убогий двухэтажный дом», замыкающий перспективу). Пушкинскую застроил гениальный архитектор граф Петр Сюзор, автор Дома Книги на Невском. И еще: в этой поэме впервые появилось слово «ТЕЛЕВИДИОТ», хотя не исключаю, что и кто-то другой мог так же его придумать.
Вы правы: сбой ритма есть, хотя, может быть, он так и произносит: не тЕАтр, а тЯтр ?
С уважением и благодарностью. Вдохновения Вам и удачи.
Евгений Нейштадт 31.01.2010 19:48 Заявить о нарушении
И, каюсь, совершенно забыла такое забавное и оригинальное слово из поэмы Пушкина - ТЕЛЕВИДИОТ.
Повторю ещё раз с удовольствием - поэма Ваша мне очень понравилась.
Новых стихов Вам, Евгений.
Л.
Лариса Морозова Цырлина 31.01.2010 20:34 Заявить о нарушении
С искренним уважением и благодарностью. Счастья Вам, вдохновения и удачи.
Евгений Нейштадт 01.02.2010 06:45 Заявить о нарушении