Краткий исторический экскурс о русской литературе

             ***
             Мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее,
          знает тонкости слов и разрешение загадок.

                Книга Премудрости Соломона


1.   ПОЛЕЗНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

     Начиная с древнерусской литературы (10 -17 века), изначально достоинства произведения оценивались ПОЛЕЗНОСТЬЮ.
И только в 17 веке было осознано право писателя на вымысел. При этом произведения были в основном анонимны (!).
     Уже в древности литература объединяла и способствовала спасению Руси от разорения: "Слово о полку Игореве" (конец 12 века), "Житие Александра Невского" (1263 - 80). Она же послужила благотворным источником образования Русского централизованного государства.

     А мы - сегодня ищем объединяющую Россию идею!

     Литература 16 века в основном публицистична и отличается чётко выраженным авторством, что способствует её жанровому разнообразию, личностной и национальной окраске.
     В 18 веке Ломоносов пишет "Письмо о правилах российского стихотворства" (1748). Плодотворно работает Державин. И русская литература успешно сокращает своё многолетнее отставание от западной.
     19 век ознаменован появлением гениального Пушкина, который воплотил в себе целую Вселенную не только российского, но и мирового опыта. И по сей день, говоря о русском литературном языке, мы подразумеваем чистую, богатую и глубокую речь Пушкина. Его можно считать основателем русского и могучего.
     Заметна и философская лирика Баратынского. В это же время творят талантливый Лермонтов и неподражаемый Гоголь. И многие другие менее известные прозаики и поэты.
     Впервые явился в лице Белинского человек, который осмелился критически и аналитически оценивать литературную деятельность писателей. С этого момента русская литература не только источник влияния на человеческое сознание и общественную мораль, но и объект внимательного и пристального изучения.
А это несомненно повышало качество литературных произведений,
делало труд писателя интеллектуальным, значимым для общества занятием.

2.   ОТ ПОЛЕЗНОСТИ К СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ

     Пушкин задал очень высокую планку, а Белинский стал всех соизмерять с солнцем русской поэзии. Естественно не в пользу пишущих. Но несомненно то, что литература ускорила своё развитие и стала более содержательной и разносторонней.
     Стали известными: Некрасов, Никитин (для краткости повествования больший акцент в этой статье делаю на поэтах и поэзии).
     В середине века взошла звезда Льва Николаевича Толстого. Он создал в прозе свой особый мир, подобный тому, что был у Александра Сергеевича Пушкина в поэзии. Потеря этих двух нравственных ориентиров в конце концов столкнула сегодняшнюю Россию в пучину пьянства и наркомании.
     Да и литература конца 19 века поднимает целый пласт социальных проблем, предчувствуя грядущие катаклизмы века двадцатого. Революционные потрясения в России не могли не повлиять и на литературный процесс в целом. Двадцатый век замешан более на человеческой крови, чем на мысли и логике. Самое страшное, что в этом пытаются обвинять интеллектуалов, а на самом то деле творят мировые трагедии недоучки типа Гитлера, Сталина. Оба уничтожали лучшие умы в своём окружении, а затем мечтали о мировом господстве диктатуры. А страдали целые народы,
расплачиваясь миллионами человеческих жизней.

     Пора уже заметить и особо выделить необоснованно расстрелянного советской властью, а потому долго неупоминаемого и неиздаваемого поэта Николая Гумилёва. Хотелось бы отметить не только его вершинные достижения в поэзии, но и его содержательные, тщательные исследования в области теории стиха. Рядом с ним и по жизни, и на поэтическом олимпе - Анна Ахматова (Горенко).
     Мал список избранных, но их судьба неразрывно связана с историей России, со становлением и развитием русского языка, очищением и сохранением своеобразия русской речи.

3.   НАШ ПЕРИОД

     Многие современники являются живыми свидетелями послевоенного обустройства мира. Можно отыскать и свидетелей послереволюционных событий. Поэтому последнее столетие несомненно является нашим отрезком времени.
     А что дала поэзии русская советская литература?
"Она унаследовала всё лучшее, передовое, что было создано... всем человечеством" (Литературный энциклопедический словарь - 1987). А конкретнее?
     Маяковский, Блок, Есенин, Цветаева - имена, которые оставили заметный след в поэзии, но не достигли уровня Николая Гумилёва или Анны Ахматовой. Недаром Максим Горький привлёк именно Гумилёва к участию в редакции "Всемирной литературы" (1918 - 1921), а не Есенина, Блока или Маяковского. Да и трагическая судьба Маяковского, Есенина, Цветаевой - говорит о том, что они творили не благодаря советской власти, а вопреки ей.
     И при этом большевики неоднократно критиковали деятельность своих писателей. Достаточно ознакомиться с соответствующей резолюцией ЦК РКП(б) за 1925 год. А ларчик открывался просто: даже их не устраивало сильное снижение профессионального уровня мастеров пера и бумаги.
     На смену гениальным классикам (окончивским лицеи) пришли сельские ребята и девчата (окончившие в лучшем случае десятилетки) запоздало попавшие на курсы Литературного института, где не знали чему их учить: то ли грамоте, то ли литературе.
     На общем сером фоне заметно выделялись произведения Михаила Шолохова и Михаила Булгакова. В писательской среде не было должного единства. Тем не менее единение народностей СССР выдержало испытание жестоким временем.
     Великая Отечественная война обострила чувство патриотизма.
Это нашло отражение в лучших стихах Лебедева-Кумача, Твардовского, Симонова, Суркова.

     Послевоенное влияние коммунистической партии на литературу усилилось: был создан Союз писателей РСФСР (1958). Но это не добавило новых значимых имён. Талантливых писателей можно было пересчитать на пальцах. Это Д.Гранин, К.Симонов, Б.Васильев, В.Шукшин, В.Пикуль. Да и из какой среды взяться прозаикам и поэтам? Ситуация патовая. "Писатели всё чаще обращаются к исследованию темы постоянной деградации личности" (Литературный энциклопедический словарь - 1987).
     Но и в такой обстановке появились замечательные произведения в жанре научно-социальной фантастики у авторов:
И.Ефремов, братья Стругацкие.
     Проявились и поэты: Е.Исаев, Н.Доризо, А.Тарковский, В.Фёдоров, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина.
     Далее литература продолжила своё "развитие" в обратном направлении. Деградация населения не позволяла пополнять ряды интеллигенции новыми яркими дарованиями. Всё реже вспыхивали звёзды второй, а затем и третьей величины. Крайне затруднительно назвать имена достойных личностей.

4.   РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

     Разработанное мной экспресс-тестирование по определению приоритетов человеческого сознания (впервые в мировой практике)
выявило следующий результат для наших современников (для разных социальных групп и слоёв населения) в процентах:

1.  Пушкин     33
2.  Пугачёва   18
3.  Толстой    12
4.  Лермонтов  10
5.  Ломоносов   6
6.  Достоевский 5
7.  Есенин      4
8.  Гоголь      4
9.  Чехов       2
10. Все прочие  6

     И где живущие с нами, всенародно признанные и любимые поэты и прозаики? Или должно пройти сто лет пока они проявятся и отобразятся в народном сознании? Эффект Пугачёвой предостерегает: не отобразятся и не проявятся. Просто канут в лету. И на некоторый краткий момент в справочники: как лауреаты ленинских, сталинских и прочих государственных премий. А на смену этим справочникам придут другие фолианты уже с другими именами и фамилиями.
     Распался СССР. Сразу же разрушилась и структура Союза писателей СССР, существовавшая "благодаря" близости к власти, а не "вопреки" ей или независимо. И дело не в том, что Союз писателей СССР в 1991 году не поддержал ГКПЧ или не выступил против, а в том, что он даже не высказал своего отношения к происходящему. А народу было непонятно: почему танки стреляют боевыми боеприпасами в центре Москвы?

     И не с целью развития русской литературы, а под флагом борьбы за оставшееся солидное имущество - на руинах быстро выросли три новых организации: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы. Раскол обозначился и во многих городах России, где тоже образовались по 2-3 писательских организации, а то и больше. Здесь я только обобщил и сгладил ещё более резкие высказывания многочисленных авторов.
     В 2009 году Председатель Правления одного из этих союзов посетовал на то, что власть не присваивает звание "Народный поэт" и даже назвал четырнадцать (!) любымых народом кандидатур.
По причине своей оторванности от народа я знал только четверых, но далеко не с лучшей стороны. Прочёл "бессмертные" произведения одного из них. Как был косноязычен - таковым и остался. И это лучшее - потому и в Интернет выложено. Посмотрел его титулы и награды. Да с таким перечнем ещё пять лет назад народного надо было давать. А если серьёзно, то хоть плачь -  сей "гений" даже рифмовать не научился. Любить таких писателей можно только за показной патриотизм, но никак не за стихи.

     И всё же я по своей природе неисправимый оптимист. Есть свет в конце туннеля. С удовольствием назову несколько поэтических имён:
Борис Рубежов.
Анна Савина. К сожалению Анна известна пока только узкому кругу читателей из-за того, что пишет под псевдонимами. Но подражателей в Интернете у неё столько, что и по псевдониму её трудно отыскать. Это легче сделать с моей странички: "Стихи.ру" - Владимир Юденко - "Весна" (внизу, в моём списке избранных).
Маргарита Крымская.
Наталья Головина.
Геннадий Банников.
Рут (псевдоним "Oniks). Пока её тоже легче отыскать через мою страничку.
Ирбис Руа.
     Если читатель подскажет мне ещё хотя бы одно имя, то с удовольствием его вставлю в эту статью, если стихи кандидата не потребуют редакторских правок. Думаете недостаточное требование?
     По затронутой теме привожу своё стихотворение.
         
          У ПУШКИНА - ПОТОМКИ ЕСТЬ

На языке, который стал
преследуем и наказуем,
мы любим, верим и тоскуем...
А мир - так неразумно стар.

Но всё же - круглая Земля
не стала плоской в одночасье;
своё оберегаем счастье,
чтобы на ней прожить не зря.

На языке, который здесь -
преследуем и наказуем,
заветный мир мы образуем,
и в этом смысл глубокий весь.

И теплится надеждой честь
великих пращуров России.
Речь русская - в красе и силе!
У Пушкина -
потомки
есть.

2008

   Быстро подрастает и набирается опыта совсем молодое поколение литераторов, есть и у Анны Ахматовой преемницы.
Это - и Анастасия Амалина (Латвия), и Мария Смольникова (США).

     Здесь уместно привести один исторический факт: из трёх российских поэтов лауреатов Нобелевской премии (И.Бунин - 1933, Б.Пастернак - 1958, И.Бродский - 1987) только один остался жить в России. Это Борис Пастернак, которого даже не выпустили за границу для получения премии. Такие были времена и нравы.

5.  СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКА - СПАСЕНИЕ НАЦИИ

     Объединяют и спасают народ, нацию: язык, речь, литература.
Подразумеваются - литературный язык и культурная речь. Затронутые проблемы остро актуальны в настоящее время, поскольку русский язык стал средством межкультурной коммуникации не только в России и странах ближнего зарубежья, но и во многих других государствах мирового сообщества.
     Русский мир - более широкое понятие чем Россия, которая является его ядром, сердцевиной. Он включает: и соотечественников за рубежом, и их потомство, и всех тех, для кого русский язык стал доступен и дорог.
     Язык - средсво общения посредством устной или письменной речи с помощью слов или жестов, которые отображают предметы и явления окружающего мира в соотношении с внутренним мироощущением и миропониманием отдельного человека.
     Литературный язык - средство передачи информации с помощью грамотной, цензурной речи с использованием многообразия образов, общепринятых норм, правил и культурного исторического опыта. То есть для восприятия литературного произведения человек должен обладать как минимум культурно-образовательной матрицей. Язык и культура находятся в тесной взаимосвязи.
     Сохранение духовного наследия - становится краеугольным камнем дальнейшего развития не только отдельной нации, но и всего человечества. И русская литература играет всё более заметную роль в этом процессе, всё большим спросом пользуются наши классики. Активно переводят и современников, что происходит стихийно и только в Интернете. Получается: нет тебя в мировой сети, нет тебя вроде и вообще. А если ты в ней есть, то весь на виду - со всеми достоинствами и недостатками. И это положительный фактор - не спасут: ни групповщина, ни кумовщина, ни близость к власти, ни отстранённость от неё. Процент образованного, строгого и вдумчивого читателя - к счастью достаточен.

     Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Литературный энциклопедический словарь. Москва, "Советская
   энциклопедия", 1987.
2. Владимир Юденко. Интеллект. Рига, "Клуб интеллектуалов",
   2004.
3. С.Г. Тер-Минасова. Язык и межкультурная коммуникация.
   Издательство Московского университета, 2004.
4. Владимир Юденко. Зачем нужна поэзия? "Стихи.ру", 2008.
   http://www.stihi.ru/2009/10/14/63
5. Владимир Юденко. "Стихи.ру", 2009.
6. Владимир Юденко. Звёздная душа России. Эссе.
   http://www.proza.ru/2010/06/23/38
7. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/13/669

   
   2009


Рецензии
Володя, с интересом почитала! Получилось действительно кратко. А где развёрнутая экскурсия? Она существует?

Удивлена, но и бесконечно тронута и благодарна за включение моего имени в список лучших современных литераторов. Признаться, не ожидала! Спасибо, Володя. Я постараюсь это оправдать.

Дружески, из весенней Австралии :)
Рита

Маргарита Крымская   18.10.2009 15:07     Заявить о нарушении
Это главка (заготовка) для небольшой статьи.
Поэтический олимп действительно выглядит сиротливо.
Трудно воспринимать весну из осеннего царства.
Спасибо за дружеский отклик,

Владимир Юденко   18.10.2009 16:53   Заявить о нарушении
Маргарита, Володя явно пошутил, не верьте ему - это может Вам повредить.
Я бы обиделся, попав в один список с "Весной". Похоже это просто возрастное.
С уважением.

Капитан Буратино   19.10.2009 10:12   Заявить о нарушении
Для "капитана" и других третьих лиц.
1. Под псевдонимом "Весна" на "Стихи.ру" около
ДВАДЦАТИ персон, поэтому и уточнена ссылка.
2. С Маргаритой у меня доверительные отношения и
нехорошо в таком высоком воинском чине и таком
устойчивом состоянии нарушать гармонию в природе.
С уважением к любому и каждому входящему.

Владимир Юденко   19.10.2009 10:38   Заявить о нарушении
Да что за бином Ньютона! Саввина Анна - Ваша "Весна". Не так?
Не буду о ней, раз Вам нравится.
Капитан - не звание, а призвание.
Не грустите, кому то и свиной хрящик... - не помню точно.
Но когда в пантеон НАСИЛЬНО затаскиваются симпатичные девушки - это обычно диагноз.
Удач! И здоровья.

Капитан Буратино   19.10.2009 10:45   Заявить о нарушении
Заглянул в поисковик. На запрос "Весна" - более ста пишущих. Начало списка: Аня Весна, Тайка Весна, Есения Весна и т.д. "Весна", которую я имею в виду указывает под фото кроме псевдонима и свою фамилию.

Владимир Юденко   19.10.2009 10:50   Заявить о нарушении
Повторяю: ищите у себя в "избранных авторах"

Капитан Буратино   19.10.2009 10:55   Заявить о нарушении
"Капитану Буратино"
Хоть Вы и переврали фамилию Анны - диагноза Вам не ставлю, нет необходимости.

Владимир Юденко   19.10.2009 11:01   Заявить о нарушении
Ну, и слава Богу!

Капитан Буратино   19.10.2009 11:10   Заявить о нарушении
Забавный капитан. Занёс Анну в свой список избранных. Только под её вторым псевдонимом.
Без комментариев.

Владимир Юденко   02.09.2010 20:11   Заявить о нарушении