Что такое Золотая Рыбка
Второе экономическое значение этой сказки может быть накопление капиталла. Сначала люди живут худо-бедно, о многом не помышляют, но вот всё меняется к лучшему и у них появляются лишние деньги, которые они могут превратить в капитал. Для начала они делают очень нужные и разумные инвестиции. Обновляется корыто, преобретается новый дом. Но чем дальше тем больше их потребности становятся чрезмерными и неразумными. Они используют силы природы уже не ради удовлетворения рельных потребностей, но ради статуса, имиджа, жажды мнимого превосходства и власти. Какое-то время силы природы не препятствуют им, но наступает момент, когда гнёт становится чрезмерным и невыносимым. Природа просто не может продолжать удовлетворять постоянно растущие и нереальные потребности. И тут происходит некий кризис, катастрофа ставящая всё обратно на свои места. Такое случалось в истории уже не раз.
Пройдя через несколько стадий, стихия моря выбрасывает нас назад к тому, откуда мы начали. К картине с ветхой землянкой и расколотым корытом. В этом сюжете можно разглядеть диалектику развития и исторический материализм, где постоянно происходит круговорот всего, и всё должно вернуться назад к тому, откуда пришло.
Это может быть также сказка о могуществе человека, наделённого статусом и богатством. Такому человеку нередко кажется что ему может быть подвластно всё, будто он и есть сам Бог. Но нет, у любой человеческой власти неизбежно есть свои пределы.
К тому же пирамида человеческих потребностей, разработанная Американским психологом Абрамом Масловым, тоже немного напоминает сказку о золотой рыбке. В начале старик со старухой довольствуются удовлетворением только самых насущных жизненных потребностей, но по мере того, как их возможности растут, их потребности переходят на новый уровень. Старухе не просто нужно два новых корыта вместо одного, или трёхэтажный дом вместо двухэтажного, но потребности её перерастают на совсем другую ступень. У неё проявляется стремление к статусу, почестям со стороны окружающих. Это потребности более высокого плана. Беда в том, что она доводит их до абсурда, требуя всё высшего и высшего статуса. К сожалению до самой высшей стадии творческого воплощения и самоактуализации она так и не доходит.
Возможно что в желании быть владычицей морскою было выражено намением старухи самореализоваться, но отказ рыбки удовлетворить её просьбу вероятно означает, что самореализация за счёт угнетения других - это не метод самореализации. Иерархическое общество, построенное на том, что люди на высших уровнях используют и угнетают людей на низших уровнях препятствует подлинной, свободной самореализации всех.
Стоит ещё обратить внимание, что источником потребностей и двигающей силой является старуха, а не старик. Либо это иллюстрирует тот факт, что как правило женщины имеют больше потребностей, чем мужчины, и потому они являются силой, двигающей экономическую машину, либо это подчёркивает тот факт, что сам действующий герой, старик, в таком сценарии даже не виноват и не в силах что либо изметить. Он становится невольной игрушкой у сил природы. Он зажат в тиски между потребностями своей жены и возможностями Золотой Рыбки. Эти две силы ппрриводят его, как маятник, в движение, затавляя постоянно дефилировать от хижины к морю. Он невольно приводится в движение двумя силами природы, которые нельзя изменить.
Bо времена Пушкина сказка о рыбаке и рыбке могла иметь конкретный политический смысл. Дело в том, что как раз тогда шли дебаты об освобождении крестьян. Декабристы предлагали дать им свободу за выкуп, а Пушкин говорил, что надо дать им свободу без всякого выкупа. Возможно что эта сказка была свого рода аргумент-буревестник. Ведь по Европе катились революции, и только военная мощь царского режима хранила относительный покой в России до поры до времени.
Свидетельство о публикации №109100801259