Всестихирный Конкурс - Осенний Марафон. Победители

______________________ ПОБЕДИТЕЛИ МЕГАКОНКУРСА ______________________

1 МЕСТО   «Разжимая пальцы привязанностей»   Чёрный Георг     http://www.stihi.ru/2009/06/12/484
2 МЕСТО   «Возьми меня в акациевый сад...»   Марина Ратнер     http://www.stihi.ru/2009/02/05/737   
3 МЕСТО поделили:   «Я обживаю свой дом на отшибе за лесом»   Иван Шепета     http://stihi.ru/2008/11/03/634 
и   «Я сегодня жизнь свою начал заново...»   Анатолий Баранов     http://www.stihi.ru/2008/04/30/2681


______________________ ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ___________________________

«Прощание с Арахной»   Ян Бруштейн     http://stihi.ru/2009/07/18/5796
«Крановщик»   Дмитрий Шунин     http://www.stihi.ru/2008/12/22/1886
«Пальто и конь»   Петр Курухуру     http://www.stihi.ru/2009/08/09/3434   
«Синяя Осока»   Никола     http://www.stihi.ru/2009/03/25/23


______________________ ПРИЗЫ СУДЕЙСКИХ СИМПАТИЙ _______________________

«Унесённая ветром, или осеннее обострение»   Липовый Мёд     http://www.stihi.ru/2006/11
«Мансарды»   Каквзломатьчелов     http://stihi.ru/2009/09/04/5931
«Заказ газели»   Морж     http://stihi.ru/2008/11/22/224
«Остаться в июле»   Сафронов Андрей     http://www.stihi.ru/2009/09/03/2871


Примечания
*  За первое и второе места авторы получают призы, как заявлялось в Правилах конкурса. За поделённое третье место каждый автор получает по 3000 баллов.
**  Поощрительными призами награждаются стихи, получившие от номинаторов по 2 голоса или более. Каждый из авторов получает по 700 баллов.
***  Судейские симпатии завоевали стихи, особо понравившиеся своей образностью, настроением, интересными находками, необычностью. Каждый из авторов получает по 500 баллов.




***************************  КОММЕНТАРИИ СУДЕЙ  ***************************


«Разжимая пальцы привязанностей»   Чёрный Георг     http://www.stihi.ru/2009/06/12/484

=====  САРА БЕТ БЕРНАР
Стих Георга формально очень прост и логичен – в нем нет тяжеловесных конструкций, наслоения образов и длительных  философских рассуждений, но есть глубина, эмоциональность и, в то же время, некоторая отстраненность, позволяющая избежать выспренности.  Мастерская техника дает возможность сконцентрироваться  на смысле.  Неожиданная концовка разворачивает стих, делая его интимнее, тоньше.  Отличная психоделика.

=====  ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Название стихотворения – великолепная метафора – выполняет ту функцию, которую столько редко удается выполнять названию: служит смысловым ключом, но ключом не однозначным. По сути, название и произведение находятся в анафорических отношениях, раскрывая свой смысл друг через друга.
Стихотворение воспринимается как трагическое, несмотря на полное отсутствие лексики и тропов трагической семантики. Повтор «мне не нужно» в соотнесении с названием может быть понят как добровольный отказ – «разжимая пальцы» от того, что было дорого – «привязанностей», о которых достаточно помнить – «проращивать в памяти стебли настурций». Но это первый план. Возможно, это субъективное прочтение, но на том же первом плане мне слышится попытка убедить и самое себя.
На втором плане – человек, умевший любить созерцаемое, вобравший в себя мир, ощутивший свою и мира непрерывность. Довольствующийся бесконечно малым, но все же жаждущий и понимания.
А еще звучит – тут я подчеркиваю, мое сугубо субъективное восприятие – голос несправедливо наказанного ребенка: ну и ладно, ну и не нужно. Возможно, это ощущение возникает из сочетания «не нужно» со звучащими нежно-ностальгически липкими шляпками маслят, пустынным пляжем, оранжевым берегом вечернего солнца, из сочетания «мне достаточно» с  сухим терминологическим «биение пульса», «циркуляцию воздуха в легких». Глагол «жертвовать» тоже ведь не случаен. Пожалуй, я поспешила сказать насчет отсутствия лексики трагической семантики, двух глаголов вполне достаточно, чтобы потянуть за собой тональность стихотворения: «жертвовать» и «успеть».
Осталось добавить, что наибольший трагизм мне видится в том, что автор пытается убедить читателя в его отсутствии. И читатель почти верит.

_________________


«Возьми меня в акациевый сад...»   Марина Ратнер       http://www.stihi.ru/2009/02/05/737   

=====  САРА БЕТ БЕРНАР
В этом стихотворении декоративно-пасторальная атмосфера сочетается  с  ощущением   грядущих перемен, заката жизни:
                "Я ухожу и не смотрю назад. Я ухожу (хоть раз бы обернулась).
                Я ухожу и не смотрю назад, и не желаю торопить мгновенье,
                когда к груди волной подступит сад, огромный сад, разросшийся как время".
Но,  в то же время, в нем не ощущается безнадежности и надломленности – напротив, размышления и воспоминания ЛГ светлы, лиричны, возвышенны, поскольку уход  от  привычного  воспринимается как возвращение к истокам. И в этом данное  стихотворение перекликается с  произведениями  Андрея Белого,  в творчестве которого тема  «вечного возвращения» была одной из центральных жанро-  и сюжетообразующих.
Произведение удачно  как с технической, так и с эмоциональной точки зрения, – заставляет сопереживать и, как отметили некоторые, обволакивает и очаровывает. Мастерски воплощенная идея, уместность образов, изящная игра словами и смыслами, великолепная расширяющаяся концовка – все это делает стих  интересным, цельным, небанальным.

=====  ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Прекрасное стихотворение, в котором достаточно традиционная тема тоски по детству, по себе в мире детства решается по-новому и очень сильно.
В первую очередь, противопоставление «я» (сегодня) и «не-я» (тогда) – противопоставление не временнОе, это не противопоставление ребенка и взрослого, хотя, казалось бы, начинается именно так:
                «Останется не-я читать журнал, следить за облаками.
                Не-я останется в июньском дне, где муравей ползёт неторопливо,
                и лето отражается на дне огромной ржавой бочки для полива»
Но следующая строка расширяет это «не-я» до потерянной вселенной, привольной и гармоничной. Безукоризненны детали описания этой вселенной – они и обычны, и сказочны, и в сочетании сказочности-будничности удивительное чувство меры. В результате возникает щемящее ощущение потери, которое в конце стихотворения сменяется тревожным и радостным предвкушением. Круг замкнется. «Я» вновь воссоединится с «не-я». И очень понятно нежелание лирической героини не торопить это мгновенье.

________________


«Я обживаю свой дом на отшибе за лесом»  Иван Шепета  http://stihi.ru/2008/11/03/634   

=====  САРА БЕТ БЕРНАР
Спокойный, гармоничный стих.  Есть в нем воздух, свет и пространство, есть мудрая простота и созерцательность.  Несколько смущают инверсии «войн ветераны» и «грядке капустной», не слишком  хороша рифма «увижу-ненавижу», но, в целом,  впечатление очень приятное.  Произведение  мягко воздействует на читателя, авторский взгляд на жизнь  не навязывается, но подается как нечто само собой разумеющееся, естественное. Особенно порадовала легкая самоирония в конце, с  ее помощью стих заиграл новыми красками, вышел на иной уровень восприятия.

=====  ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Спокойно-ироничное стихотворение, в котором мягкая ирония направлена на себя. Сдержанное, почти умиротворенное повествование - человек вполне принимает мир таким, как он есть. Причем с благодарностью. В простой и мажорной стилистике темы, которую обычно подают в эдаком ноктюрновом ключе, есть что-то очень мужественное.
Мне здесь ключевыми показались вот эти две строки:
                "Мысли о жизни мои суетливы и мелки,
                мысли о смерти - напротив, светлы и глубоки".
Подкупает Гораций на грядке капустной - в первую очередь тем, что добавляет светлую, пусть не совсем мажорную, ноту в общее звучание стихотворения.
Впечатление несколько портит отмечавшаяся многими рифма "не увижу - ненавижу", но в общей нарочито безыскусной стилистике она почти уместна.

 
«Я сегодня жизнь свою начал заново...» Анатолий Баранов  http://www.stihi.ru/2008/04/30/2681   

=====  САРА БЕТ БЕРНАР
Этот стих мне нравится давно – есть в нем глубина,  необычность, нестандартный подход к воплощению задуманного. Он захватывает, наводит на размышления.
Кто-то может сказать, дескать, много просторечий и инверсий. Соглашусь. Но ведь рассказ ведется от первого лица и, судя по всему, главный герой  – человек пьющий, простой, откуда взяться правильному литературному языку? Кроме того,  эта самая простота удачно подчеркивает иррациональность  происходящего, позволяет проследить мировосприятие  ЛГ, его психологическое состояние.  Хорошая работа.

=====  ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Стихотворение «Я сегодня жизнь свою начал заново...» Анатолия Баранова – давно одно из любимейших. Идеально естественная разговорная интонация, обманчиво простая стилистика – и извечная тщета попытки начать жизнь заново, когда принявший такое решение опять оказывается сгинувшим без вести. Грустный юмор делает прием раздвоения лирического героя очень эффективным. Читатель улыбается, читателю грустно и горько одновременно.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.