Всестихирный Конкурс - Осенний Марафон. Победители
1 МЕСТО «Разжимая пальцы привязанностей» Чёрный Георг http://www.stihi.ru/2009/06/12/484
2 МЕСТО «Возьми меня в акациевый сад...» Марина Ратнер http://www.stihi.ru/2009/02/05/737
3 МЕСТО поделили: «Я обживаю свой дом на отшибе за лесом» Иван Шепета http://stihi.ru/2008/11/03/634
и «Я сегодня жизнь свою начал заново...» Анатолий Баранов http://www.stihi.ru/2008/04/30/2681
______________________ ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ___________________________
«Прощание с Арахной» Ян Бруштейн http://stihi.ru/2009/07/18/5796
«Крановщик» Дмитрий Шунин http://www.stihi.ru/2008/12/22/1886
«Пальто и конь» Петр Курухуру http://www.stihi.ru/2009/08/09/3434
«Синяя Осока» Никола http://www.stihi.ru/2009/03/25/23
______________________ ПРИЗЫ СУДЕЙСКИХ СИМПАТИЙ _______________________
«Унесённая ветром, или осеннее обострение» Липовый Мёд http://www.stihi.ru/2006/11
«Мансарды» Каквзломатьчелов http://stihi.ru/2009/09/04/5931
«Заказ газели» Морж http://stihi.ru/2008/11/22/224
«Остаться в июле» Сафронов Андрей http://www.stihi.ru/2009/09/03/2871
Примечания
* За первое и второе места авторы получают призы, как заявлялось в Правилах конкурса. За поделённое третье место каждый автор получает по 3000 баллов.
** Поощрительными призами награждаются стихи, получившие от номинаторов по 2 голоса или более. Каждый из авторов получает по 700 баллов.
*** Судейские симпатии завоевали стихи, особо понравившиеся своей образностью, настроением, интересными находками, необычностью. Каждый из авторов получает по 500 баллов.
*************************** КОММЕНТАРИИ СУДЕЙ ***************************
«Разжимая пальцы привязанностей» Чёрный Георг http://www.stihi.ru/2009/06/12/484
===== САРА БЕТ БЕРНАР
Стих Георга формально очень прост и логичен – в нем нет тяжеловесных конструкций, наслоения образов и длительных философских рассуждений, но есть глубина, эмоциональность и, в то же время, некоторая отстраненность, позволяющая избежать выспренности. Мастерская техника дает возможность сконцентрироваться на смысле. Неожиданная концовка разворачивает стих, делая его интимнее, тоньше. Отличная психоделика.
===== ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Название стихотворения – великолепная метафора – выполняет ту функцию, которую столько редко удается выполнять названию: служит смысловым ключом, но ключом не однозначным. По сути, название и произведение находятся в анафорических отношениях, раскрывая свой смысл друг через друга.
Стихотворение воспринимается как трагическое, несмотря на полное отсутствие лексики и тропов трагической семантики. Повтор «мне не нужно» в соотнесении с названием может быть понят как добровольный отказ – «разжимая пальцы» от того, что было дорого – «привязанностей», о которых достаточно помнить – «проращивать в памяти стебли настурций». Но это первый план. Возможно, это субъективное прочтение, но на том же первом плане мне слышится попытка убедить и самое себя.
На втором плане – человек, умевший любить созерцаемое, вобравший в себя мир, ощутивший свою и мира непрерывность. Довольствующийся бесконечно малым, но все же жаждущий и понимания.
А еще звучит – тут я подчеркиваю, мое сугубо субъективное восприятие – голос несправедливо наказанного ребенка: ну и ладно, ну и не нужно. Возможно, это ощущение возникает из сочетания «не нужно» со звучащими нежно-ностальгически липкими шляпками маслят, пустынным пляжем, оранжевым берегом вечернего солнца, из сочетания «мне достаточно» с сухим терминологическим «биение пульса», «циркуляцию воздуха в легких». Глагол «жертвовать» тоже ведь не случаен. Пожалуй, я поспешила сказать насчет отсутствия лексики трагической семантики, двух глаголов вполне достаточно, чтобы потянуть за собой тональность стихотворения: «жертвовать» и «успеть».
Осталось добавить, что наибольший трагизм мне видится в том, что автор пытается убедить читателя в его отсутствии. И читатель почти верит.
_________________
«Возьми меня в акациевый сад...» Марина Ратнер http://www.stihi.ru/2009/02/05/737
===== САРА БЕТ БЕРНАР
В этом стихотворении декоративно-пасторальная атмосфера сочетается с ощущением грядущих перемен, заката жизни:
"Я ухожу и не смотрю назад. Я ухожу (хоть раз бы обернулась).
Я ухожу и не смотрю назад, и не желаю торопить мгновенье,
когда к груди волной подступит сад, огромный сад, разросшийся как время".
Но, в то же время, в нем не ощущается безнадежности и надломленности – напротив, размышления и воспоминания ЛГ светлы, лиричны, возвышенны, поскольку уход от привычного воспринимается как возвращение к истокам. И в этом данное стихотворение перекликается с произведениями Андрея Белого, в творчестве которого тема «вечного возвращения» была одной из центральных жанро- и сюжетообразующих.
Произведение удачно как с технической, так и с эмоциональной точки зрения, – заставляет сопереживать и, как отметили некоторые, обволакивает и очаровывает. Мастерски воплощенная идея, уместность образов, изящная игра словами и смыслами, великолепная расширяющаяся концовка – все это делает стих интересным, цельным, небанальным.
===== ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Прекрасное стихотворение, в котором достаточно традиционная тема тоски по детству, по себе в мире детства решается по-новому и очень сильно.
В первую очередь, противопоставление «я» (сегодня) и «не-я» (тогда) – противопоставление не временнОе, это не противопоставление ребенка и взрослого, хотя, казалось бы, начинается именно так:
«Останется не-я читать журнал, следить за облаками.
Не-я останется в июньском дне, где муравей ползёт неторопливо,
и лето отражается на дне огромной ржавой бочки для полива»
Но следующая строка расширяет это «не-я» до потерянной вселенной, привольной и гармоничной. Безукоризненны детали описания этой вселенной – они и обычны, и сказочны, и в сочетании сказочности-будничности удивительное чувство меры. В результате возникает щемящее ощущение потери, которое в конце стихотворения сменяется тревожным и радостным предвкушением. Круг замкнется. «Я» вновь воссоединится с «не-я». И очень понятно нежелание лирической героини не торопить это мгновенье.
________________
«Я обживаю свой дом на отшибе за лесом» Иван Шепета http://stihi.ru/2008/11/03/634
===== САРА БЕТ БЕРНАР
Спокойный, гармоничный стих. Есть в нем воздух, свет и пространство, есть мудрая простота и созерцательность. Несколько смущают инверсии «войн ветераны» и «грядке капустной», не слишком хороша рифма «увижу-ненавижу», но, в целом, впечатление очень приятное. Произведение мягко воздействует на читателя, авторский взгляд на жизнь не навязывается, но подается как нечто само собой разумеющееся, естественное. Особенно порадовала легкая самоирония в конце, с ее помощью стих заиграл новыми красками, вышел на иной уровень восприятия.
===== ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Спокойно-ироничное стихотворение, в котором мягкая ирония направлена на себя. Сдержанное, почти умиротворенное повествование - человек вполне принимает мир таким, как он есть. Причем с благодарностью. В простой и мажорной стилистике темы, которую обычно подают в эдаком ноктюрновом ключе, есть что-то очень мужественное.
Мне здесь ключевыми показались вот эти две строки:
"Мысли о жизни мои суетливы и мелки,
мысли о смерти - напротив, светлы и глубоки".
Подкупает Гораций на грядке капустной - в первую очередь тем, что добавляет светлую, пусть не совсем мажорную, ноту в общее звучание стихотворения.
Впечатление несколько портит отмечавшаяся многими рифма "не увижу - ненавижу", но в общей нарочито безыскусной стилистике она почти уместна.
«Я сегодня жизнь свою начал заново...» Анатолий Баранов http://www.stihi.ru/2008/04/30/2681
===== САРА БЕТ БЕРНАР
Этот стих мне нравится давно – есть в нем глубина, необычность, нестандартный подход к воплощению задуманного. Он захватывает, наводит на размышления.
Кто-то может сказать, дескать, много просторечий и инверсий. Соглашусь. Но ведь рассказ ведется от первого лица и, судя по всему, главный герой – человек пьющий, простой, откуда взяться правильному литературному языку? Кроме того, эта самая простота удачно подчеркивает иррациональность происходящего, позволяет проследить мировосприятие ЛГ, его психологическое состояние. Хорошая работа.
===== ИРИНА КАМЕНСКАЯ
Стихотворение «Я сегодня жизнь свою начал заново...» Анатолия Баранова – давно одно из любимейших. Идеально естественная разговорная интонация, обманчиво простая стилистика – и извечная тщета попытки начать жизнь заново, когда принявший такое решение опять оказывается сгинувшим без вести. Грустный юмор делает прием раздвоения лирического героя очень эффективным. Читатель улыбается, читателю грустно и горько одновременно.
Свидетельство о публикации №109100707774