Учителю философии

Какое странное начало и неминуемый конец.
Нас что-то из «архэ» создАло,
Ну, пусть не что-то, пусть творец,
Пусть создалО, но разве в этом
Вся суть земного бытия?
Ведь смысл жизни… Ах, простите! -
Отображенье жития!..
Так в чем оно? Быть может Кант
Сию дилемму разрешит?
Аноксимен, Аноксимандр,
Сократ, Спиноза, Гераклит -
Вас сотни, столько же и мнений,
Теорий, доводов, идей.
ЖИЗНЬ вне концепций и учений,
Она в сердцах ЖИВЫХ людей.


Рецензии
Хм... А вы не задумывались, что эти концепции и учения создавались такими же живыми людьми? Что эти теории и доводы исходили из из их сердец? Я понял вашу претензии насчёт запутанности и нагромождения терминов, но всё это–лишь тот язык, та форма общения, которую философы создали для себя; совсем не требуется, чтобы каждый знал, например, что такое "архэ". Но ведь так же и поэты используют свой собственный язык. Что же до смысла жизни, то вспомните софистов и Сократа, которые могли представителю любой профессии объяснить в чём смысл их ремесла. На это представителю профессии оставалось лишь развести руками и признать, что ни о чём подобном он никогда не задумывался. Большинству людей как раз не свойственно размышлять о смысле чего бы то ни было–тут на помощь и приходит философия. Причём некоторые философские произведения вполне подходят для ищущего смысл собственной жизни: например, творчество поздних стоиков: "Размышления" Марка Аврелия или "Нравственные письма к Луцилию" Сенеки. И не забывайте, что западная философия–это всегда диалог, это всегда сталкивающиеся потоки мыслей, обмен аргументами на темы особого рода(на тему того же смысла жизни). А подобная форма человеческого взаимодействия–пожалуй, самое прекрасное из того, что человечество для себя открыло.

Дикое Дитя   28.08.2013 00:11     Заявить о нарушении
Задумалась. И все равно меня терзают сомнения по поводу необходимости изучения, внимательного и кропотливого изучения мыслей и теорий всех этих философов. Сколько бы ученику не пытались вдолбить, что тот философ думал так, а этот совсем наоборот, ему будут чужды их размышления - для него это всего лишь набор фактов из их жизни, никак не отразившихся на мировоззрении ученика. Я не против философии как таковой, но не могу принять философию в качестве науки, обязательной к изучению, особенно в рамках нынешней «системы» образования, способной в лучшем случае вдолбить значение «архэ», но никак не зародить в ученике желание соприкоснуться с философией, заразить его жаждой знаний.

Торманс   28.08.2013 13:31   Заявить о нарушении
Так можно про любую дисциплину сказать. Физику тоже изучать не обязательно, и если у ученика нет интереса, то для него физика так и останется набором формул.

Дикое Дитя   28.08.2013 13:34   Заявить о нарушении
Формулы в физике достаточно знать наизусть, чтобы применить в жизни, с философией же иначе - здесь нужно понять, прочувствовать, переоценить, а не зазубрить очередное понятие.

Торманс   28.08.2013 14:03   Заявить о нарушении
Формулы в физике не нужно знать, чтобы применять их на практике: подавляющая часть человечества справляется без этого. Вообще, теоретическая физика, как и философия, очень далека от практического применения, и у обычного человека теория струн вызовет примерно такие же чувства, как теория идей Платона. Для нерадивого ученика формулы физики, мысли философов, стихи поэтов только лишь набор символов, не несущих за собой не то, что пользы, но даже содержания.

Дикое Дитя   28.08.2013 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.