В закате алом кровь мешалась с пеплом

В закате алом кровь мешалась с пеплом
И опадала розовым листом.
В закате гор мерещился излом,
Коньяк янтарный был к закату терпко
Подмешан. Безусловный перебор
Ингредиентов, смешан воедино,
Давал галлюцинаций весь набор,
От древнего язычества до Рима.


Рецензии
Я б не стала бить на катрены и первую строку второй строфы напечатала бы в одну строчку. Но, опять же, это мое личное восприятие. Мне кажется, что данный стих смотрелся бы так гораздо целостнее. Но в общем и целом очень хорошо, понравилось.

Вероника Ткачёва   17.10.2009 11:58     Заявить о нарушении
Да, я помню, Ваши творения часто именно в предложенной Вами форме. - Интересно всё-таки, как такие формальные подробности влияют не текст. В избранной Вами форме получается как бы впечатление, как бы монолог пр себя - при виде, скажем, пейзажа. В т ом варианте, в котором дан этот текст у меня, оно более "парадное", что ли, чем у Вас - впечатление (у меня по крайней мере), что оно не внутренний монолог автора, а записано для чтения чужими глазами, для этого же чтения и разбито, типа чтоб глаз не уставал как разбивают с помощью дефисов телефонные номера. а есть ещё одна вещь, я одно время любила в неё играть: даже две вещи: 1.Отсутствие заглавных букв в начале каджой стихотворной строки (Бродский; и многие современные поэты так пишут) 2.Полное или частичное отсутствие знаков препинания, Ната:

Венок из листьев упавший в костёр
Осенних луж предзимний гранит
Что чувствует ветка когда горит
Когда возносится на простор
Лазурных небес в свинцовом кольце
Латают тучи рваную синь
О чём это ветер мен7я спросил
Тронув родинку на бледном лице

Душа и природа на грани льода.
Горит, как рана, рябины кумач.
Лето кончилось навсегда.
Но кто-то шепчет: не плачь, не плачь...

В первом варианте - без заглавных букв - получается как бы с акцентом дневниковыъ записей, заметок на полях, случайно зарифмованной прозы.

Второй вариант - без знаков препинания - честно говоря, знаком мне только по стихам Наты; и в этих стихах приём создаёт впечатление, что человеку очень больно, он как в бреду выталкивает из себя строки - при этом о знаках препинания заботиться, конечно, не может. Ната:

Перепоясан
Мне отмщенье - Аз воздам
Я не кланяюсь чёрным рясам
И гробам

Перецелован
От пяток до чёрных крыл
Меченный свыше
Чёрным когтем Твоим

Алою коркой
Под горлом запёкся бред
Катится с горки
Демон Твоих побед.

Фолко Торбинс   20.10.2009 17:24   Заявить о нарушении
Я с этою стихотворной формой плотно поимела дело, когда как могла освобождалась от полностью подчинившего моё творчество влияния М. Цветаевой. Стихи шли и шли, и все надрывные запредельно, и все разбитые внуцтри каждой строки бесконечными тире. С надрывностью сдела ть что-то было труднее, и я обратила своё внимание на тире. Сделала очень просто: вместо тире стала использовать маяковскую лесенку. И стихи совершенно чудесным образом поменяли общий настрой, акцент, и стало возможно результативно работать дальше. с тех пор к форме отношусь крайне серьёзно. )

Фолко Торбинс   20.10.2009 17:28   Заявить о нарушении
В унисон время о времени проявляющейся жуткой тематике Ваших творений (а то Вы решите, что я ненормальная: жуть реальности совершенно обошла меня стороной :( ) - и кстати на тему жизни, как театрального представления (сомневалась, писать ли этот комментарий: может, не стоит кошмарить Вас чужою жутью в довесок к Вашей; но в конце концов всё-таки решила написать) Тоже Наты стихотворение (она, кажется, теперь - печатается под большим количествоим ников на Стихире, всё никак не соберусь посмотреть, что она теперь пишет - но общее впечатление, что теперь она пишет светлее) Ната:

Сцена. В пояс поклон
До земли рукою.
Крупным планом топор рвётся на волю
Из раны, кровью горячей душа...
Жизнь хороша, когда смерть стоит за спиною.

Сцена. Благослови ныне живущих.
Примем "на грудь" всё до последней капли.
Бойся не пьющих: либо больной, либо сволочь,
На те же грабли
Ты наступаешь в эту промозглую полночь.

Сцена. Жизнь удалась. Аплодисменты.
Тает мёрзлая грязь в кулаке горячем.
Полночь. Декабрь. На брудершафт со смертью.
-Занавес, сударь мой! - Укатали клячу.

Фолко Торбинс   20.10.2009 17:43   Заявить о нарушении
К внешнему виду стиха я отношусь крайне трепетно. Я всегда думаю о читателе и о восприятии им моих стихов, именно поэтому я всегда продумываю то, как напечатать мои стихи. Я совершенно против того, чтобы писать без знаков препинания. Я думаю, что это придумали люди, которые не очень сильны в их расстановке и свое невежестве маскируют под оригинальность. Так же я не люблю публикацию стиха одной строкой, одним куском. Очень редко это приемлемо и оправданно. Так же я весьма скептично отношусь к печати без заглавных букв - в этом я консерватор. Что же до битья на катрены... посмотрите Пушкина "Руслана и Людмилу", например, то катрен, а то огромная строфа. И воспринимается очень целостно. Я считаю, что бить на части стихи нужно по смыслу, а не по формальному количеству строк. Если Вы много читали у меня, то можете заметить, что я "не гнушаюсь" любой формы разбики. Что до лесенок Маяковского, то и они у меня есть. Даже сама как-то рекомендовала эти лесенки одному молодому человеку со Стихиры. Результат удивил нас обоих - стих так заиграл! Иногда я и другим советовала лесенку, но этот случай наиболее яркий. Но это дает интересный эффект в вольных стихах (кои и писал Маяковский), а при классическом ритме лесенка не очень-то и оправдана, т.к. лесенкой мы уточняем паузы, т.е. ритм, а при классической форме ритм и так прекрасно прочитывается. Короче, я сторонник почти всех методов, но они должны быть к месту.

Вероника Ткачёва   20.10.2009 20:27   Заявить о нарушении
Как Вы неправы насчёт отсутствия знаков препинания! Я без понятия, кто и с какою целью это придумал)), но я видела, как используют - с безграмотностью ничего общего. Пшиут те, для кого очень важна интонация - потому, для того, чтобы создать иллюзию чтения голосом, расставляют знаки препинания как бы те, знаете, стрелочки, которые над иностранными текстами расставляются, чтобы показать учащимся, где повышение голоса, где понижение и т.д. Ведь знаки препинания, кроме того момента, что, расставленные граматически правильно, они облегчают чтения - они ещё и имеют чёткие интонационные значения, типа "короткая пауза", "длинная пауза". Мне это нравится, как всякий удачный эксперимент (я считаю, многие авторы используют приём удачно.)) Вот хоть я, не умру от скромности:
*
Знобит
Молитв
Осколок дрожит –
С дней отчаянья позабыт.

*
Камнем
Канем
Бог с нами
Вода разошлась кругами.

Есть ещё одно, которое собственно и хотела привести, но оно уж очень длинное.

Одной строкой я, как и вы, что-то тоже не припомню чего-нибудь настолько удачного, чтобы оно сподвигло меня попробовать в том же стиле. Видела недавно на Стихире неплохую подборочку таких вот одной строкой, к сожаленью полная амнезия насчёт имени автора. - Так вот, стихи хорошие, но стоило ли их публиколвать в такой форме - спорно. Единственное оправдание этой предложенной форме я нашла в том, что эта единая и необычная форма объединяет предложенные тексты в один общий цикл: снабжает тексты одним общим настроем, будничным таким, вроде выдержки из газеты читаешь, или скажем идёшь по городу - и то прочтёшь объявление, то номер автобуса, то увидишь что-нибудь, а в голове это превращается в те самые рифмованные строки, которые предложены Автором. В общем, было интересно, но, раз самой попробовать не захотелось - значит, не то или не моё.

Так, дошла до битья на катрены - сейчас вернусь, допишу - просто посмотрю ещё раз, что у меня и что вы мне советуете.

Фолко Торбинс   23.10.2009 21:17   Заявить о нарушении
Знобит
Молитв
Осколок дрожит –
С дней отчаянья позабыт.

*
Камнем
Канем
Бог с нами
Вода разошлась кругами.

В чем-же я не права?
Если сделать так:

Знобит.
Молитв
Осколок дрожит –
С дней отчаянья позабыт.

*
Камнем
Канем.
Бог с нами.
Вода разошлась кругами.

То ничего не изменится, останутся те же паузы и интонации. Они здесь заданы началом строки. Нормальные вольняшки. Я всегда говорила, что в арсенале автора: знаки препинания, графический рисунок, правильно выбранный ритм, вид рифмовки, сама рифма и т.п. Здесь разбивка на строки работает вместо точек, но почему бы их не поставить, если они ДОЛЖНЫ там стоять и по замыслу и по правилам?!

Вероника Ткачёва   23.10.2009 21:27   Заявить о нарушении
Так, ага, я всё поняла, я конечно ахинею Вам написала относительно того, что битое так, как у меня, читателю будет ритмически легче воспринимать. Здесь у меня вот что: 1.Цветаевское наследие: в своём позднем творчестве она очень любила переносить на следующую строку как часть предложения, так даже и часть слова через дефис. Почему-то мне это ужасно понравилось: я вообще любила рубленный и рваный ритм её творчества, а таким образом он ещё усиливался. 2.По смыслу оправдание цветаевского приёма: стихотворение... Парадное, что ли... Или на грани переизбытка ЯРКИХ, БРОСКИХ, шТАМПОВАННО-РОМАНТИЧЕСКИХ образов (надеюсь, я не перешла допустимую грань и всё-таки несколько развила штампованные романтические образы по-своему, а также по-своему скомпоновала) Эту БРОСКОСТЬ стихотворения рваный ритм подчёркивает; ну а переносы - строф, строк - подчёркивают рваный ритм (так что возвращаемся всё-таки к телефонным номерам: тире для облегчения восприятия: не ритмического восприятия, а именно смыслового) - *Конкретно между двумя катренами пауза - как раз именно для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что я разбила предложение на две строки.

Фолко Торбинс   23.10.2009 21:34   Заявить о нарушении
Некоторое количество текстов читала у Вас - надеюсь и с остальными ознакомиться - но маяковских лесенок не запомнила. (Надеюсь, всё ещё впереди)) Пока для меня Ваша "визитная карточка" - именно та форма, которую Вы мне порекомендовали.

За молодого человека хвалю! Нужно помогать друг другу таким вот образом. - Кстати, если это интересно, м.б. дадите ссылочку? (Сомневаюсь в том плане, что наверное всё-таки интереснее ознакомление с Вашим творчеством, раз уж оно так мне пришлось)

Если вы думаете, что я, как тот молодой человек, выиграю в развитии дальнейшего моего творчества - от использования предложенной Вами формы... впрочем вряд ли, это слишком частный случай, переписать всего одно, и такое короткое, творение. Для результата надо хотя бы после этого помедитировать на тему о том, что дала новая форма - сравнить тексты - написать на эту тему что-нибудь... Пока ограничусь тем, что помещу предложенное Вами в качестве второго варианта (всё равно отложится в сознании каким-то образом, так я думаю.)

*
Читайте Цветаеву: ритма много не бывает)) Её, правда, с этими её тире и прочими заходами упрекали в том, что она пишет не по-русски, но мне нравится. Типа "масло масляное", "ритм ритмический", почему нет - в качестве эксперимента?

http://slova.org.ru/cvetaeva/rasstoianieversty/

Ага, ещё вот что - кошмар моей юности, не принимайте близко к сердцу (но посочувствуйте мне: домедитировалась до того, что поняла красоту и энергетику творения):

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2139 (тоже посвящение Пастернаку; впрочем многие творения Пастернка и сами хороши))

*
Пример лесенки в классическом размере из моего школьного творчества. Мне кажется, этот пример может показать, чего ради использую в классическом размере эту самую лесенку - для нагнетения обстановки, что ли, усиления эмоции:

Всю Москву исстучав каблуками,
Ноги в кровь
оббив –
Засыпаю. Боль в ногах заглушает
Ветра с ветками свив.

И навязчиво в голову лезет странный
Глуховатый мотив.
Про
те
кание
крана.

Фолко Торбинс   23.10.2009 21:51   Заявить о нарушении
Бог с ним, не стала заморачиваться, просто переопубликовала, как Вы предложили.

Фолко Торбинс   23.10.2009 21:55   Заявить о нарушении
Я не успела прочесть Ваши замечания - дети, но пишу пока не забыла - можно поиграться с отсутствием точек и запятых, когда пишешь что-то типа: "казнить нельзя помиловать". Например,

Мои дни
Канут камнем
Молитвы
Полетевшие птицами ввысь
Мысли
и т.д.

Я пишу, не думая над рифмой и смыслом, просто для примера. Тут зависит смысл от пастановки точки и зяпятой. И читатель сам выбирает, где ЕГО смысл.

Вероника Ткачёва   23.10.2009 22:19   Заявить о нарушении
А-а-а, лесенка в комментарии сгибла!!! Не прочла ещё Ваш комментарий, сейчас прочту.

Фолко Торбинс   23.10.2009 22:25   Заявить о нарушении
Ну4, уж Ваш вариант - прямо Павич)) Прикольно. Но у меня сложно с чистой идеей, мне нужен пример всякий раз - не от балды записанный, а действительно текст. Мда... Может, и попробовала бы то, что Вы предлагаете, но интересней поискать ещё Ваши комментарии в моих рецах, написанных на Вас; а также попастись у Вас на странице.

Казнить нельзя помиловать... Ага, так библейские персонажи развлекались (типа "национальная русская забава - Революция") Приходил к Давиду, допустим, Ангел, предлагал притчу, которую Давиду следует рассудить, а потом как дважды два Давиду доказывал, что, осудив персонажа притчи, Давид осудил самого себя.

Фолко Торбинс   23.10.2009 22:30   Заявить о нарушении
Пример молодого человека ничего не даст, т.к. он исправил. А нужно было бы посмотреть до и после. А всего лишь (всего лишь?) ровные катрены поставил лесенкой. Вот что значит графика стиха!
Ранние Ваши стихи понравились ("свив" немного смутило, но представила лесенку, а, кстати, и без лесенки прикольно, что-то есть...). Но это все вольняшки. И рваный ритм дают именно вольняшки - разное количество стоп, но есть рифма. Я их тоже очень люблю, очень! У меня вот недавнее что-то там "Москва. Пробки. Восемь." или как-то похоже, наверху опубликовано. Или Вы уже читали и писали (уже склероз, одни рифмы в голове)? Обратите внимание на точки, а можно поставить и тире, и запятые, и многоточия, но как изменится смысл, если поставить разные знаки препинания, как изменится ритм.

Вероника Ткачёва   23.10.2009 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.