а что читаете вы детям?
- Ну, я понимаю еще, басни Крылова, рассказы этого, как его, Бианки, стихи там… В них хоть смысл есть, мораль, опять же. Хотя, тоже не понятно. Как ребенок, который еще плохо читает, может успеть что-то еще и понять? Ну, тут хоть объяснить можно, мультик включить про стрекозу и муравья… А этот Толстой? Каждое слово надо объяснять – и что такое зверинец, и почему хищников кормят живыми собаками…- говорила мама (как я поняла потом, речь шла о рассказе Толстого «Лев и собачка». Если кто не помнит, - голодному льву бросили в клетку собачонку, но он ее не съел, а привязался, как к другу. Когда собака издохла, сильно страдал, и сердобольные служащие зверинца , которые поняли, что ему не хватает друга, бросили ему в клетку другую собаку. Но лев оказался однолюбом и умер от тоски).
- Вот я и говорю: нечего пацану сопли лить над какой-то собакой, ему нужно что-то героическое, про войну, подвиги – вступила бабушка. - Про войну тоже плохо. Там и горе, и голод. Нужно что-то веселое, интересное, вроде Незнайки, но посовременней. А ужасов и по телевизору хватает. Интересно, в каком веке составляли школьную программу, неужели сейчас прекратили писать для детей?
- Ну почему же? А Гайдар, Носов, Михалков, Чуковский…
- Бабушка, это уже прошлый век, хотя и весело…
Они ушли, а я осталась со своими мыслями. Что мы читаем нашим деткам? Чему их учим? Помню, как любила в детстве Сетона-Томпсона, как проливала слезы над гибелью гордого мустанга, как было жалко куропатку… Помню белого Бима… Еще помню проказы Мишки с его кашей Носова, веселую лягушку, путешествующую с гусями, уральские сказы Бажова.
Детская литература – волшебный мир, показывающий юному слушателю все грани жизни – и веселой, и грустной, и загадочной. Читаете ли вы своим детям трагичные истории? Ваши дети плачут, и вы вместе с ними? Нужны ли им эти, как выразилась та бабуля, «сопли»? Чему это может научить? Закаливает ли это сердце или оно, наоборот, еще более очерствеет? Может лучше, действительно, читать доброе, веселое, смешное? А жестокость, несправедливость, «проза жизни» все равно никуда не уйдет, и не надо торопить детей к встрече с этим?
Я не знаю…
Я для себя пока не решила. Я не хочу, чтоб моя малышка плакала, пусть даже в воспитательных целях, пусть даже над замечательной книжкой… Я люблю, когда моя Анжелика улыбается, когда весело хохочет над проказами мышат из «кота Леопольда» или веселыми шумелками Вини-пуха. Пока мы читаем только сказки или веселые стихи. Когда я ей что-то рассказываю или читаю, она смотрит на меня своими доверчивыми глазенками и знает, что уж мама-то точно не станет кормить льва живыми собаками, не даст погибнуть преданной собаке, заберет домой и высушит бедного зайку, мокнущего под дождем… Могу ли я предать ее веру в победу добра? Нужно ли говорить ей, что все может кончиться… вот так… в одну секунду… трагично… И не будет продолжения, не проснется лев, не спасется лошадка, растает Снегурочка, и игрушечный медвежонок так и останется с оторванной лапкой?
Не знаю. Моей дочке три года, и она весело копошится в песочнице, и для нее большое горе – это когда друг Никита идет домой спать или дождик и нельзя на улицу… Но это пройдет, и снова все будет хорошо. А вокруг нее – огромный мир, в котором есть и хорошее, и плохое, и не всегда мы в силах что-либо изменить в нем. Так нужно ли читать детям о грустном или нет?
Свидетельство о публикации №109092901870
Мишка 29.09.2009 22:25 Заявить о нарушении
Юлия Веста 29.09.2009 22:33 Заявить о нарушении
Куликов Алексей 30.09.2009 13:15 Заявить о нарушении