Беглец земли чужой

- С кожею смольной*,
Держишься вольно,
Так докажи-ка, без лишних слов

Стой на границе!
Светом зарницы
Утро проверит...**
- К нему я готов!

Но обещай, друг,
Что не сойдут с рук
Шайке зверей ночные дела.

- Кто послан зверем***,
Мне тому верить
И обещанья давать?! Весела

Выпала ноша,
Чёрная рожа
Просит помочь, да вот так задарма...

Другом назваться
Проще, чем агнца
В душу принять наложеньем креста.

- Так осени же!
Утро всё ближе.
Веры отцовской дорога чиста,

Но вурдалачье
Племя нас алчет
Много сильней...
- И то неспроста.

Танцем шамана,
Пеньем обмана
Полнится дух кровожадного зла.

- Ты не священник!..
- Колется ельник,
Хоть и не знает он кузнеца.

Хладное утро
Ладно как будто,
Вот первый луч коснулся лица.

- Видишь, что правда
Сказана!..
- Ах, да,
Ты не упырь, но стоит ли свеч

Жизнь твоя?
- Диво!
Несправедливо
Дать мне подохнуть!
- Чудная речь.

- Милостив будь к нам...
- Богу зачем срам
Слушать молитвы подобных тебе?

- Срама не имет...
- Только другим вред
Не отменить. Обратись же к волшбе!

Пусть видит здесь всяк,
Что может наш враг
Из заклинаний защиту сплести.

- Так будь ты проклят!
- Да на кой мне ляд
Гнева страшиться! До десяти

Я досчитаю.
Твоего лая,
Чтоб не услышал.
- Да будет так.

Сяду и молча
Стану ждать ночи.
Пусть разорвут.
- Вижу, мастак

Напрягать душу!
Ладно, послушай,
Я пропущу, коль молитву ты сам

Вспомнишь.****
-Какую?
- Богу родную,
Что завещал он ученикам.

- Отец небесный,
Помянут лестно
Тебя во веки, и будет царство

Твое повсюду!
Яви нам чудо:
Насущный хлеб наш. И пусть мытарства

За согрешенья
Минуют тенью,
Как мы прощаем грехи чужие.

И от соблазнов
Избави разных
Глаза косые!*****

- Ох и потешил.
Смех хоть и грешен,
Но удержаться не мог уж никак.

Кровь не водица,
Ей не напиться,
Если, конечно, не вурдалак.

Эй, вы, ребята,
Чем ни богаты,
А угостите гостя, коль в дом******

Впущен. Отныне
Будет как сын мне -
Коль захочу, сразу колом

Охожу спину!
Но не отрину
Гостя, что Бог нам ныне послал.

Не серчай, парень,
Дух твой - как камень.
То мне по нраву! Чист, как кристалл

Будь же с сего дня,
Чтобы упырь знал,
Крест на тебе - защита от зла.

И извиненья
За представленье
Ныне прими. Спреть мне до тла

Живым во гробе,
Если по злобе
Я испытать вздумал тебя!

* - кочевые племена, с которыми калидонцы долго воевали, имели кожу смуглую, порой до черноты.
** - события, описываемые в песне, очевидно, происходят во время так называемой "вурдалачьей эпидемии", когда число вампиров увеличилось настолько, что борьба с ними начала напоминать настоящую войну, форпостами в которой стало каждое село или даже отдельно стоящий дом.
*** - "вурдалачья эпидемия" началась спустя почти пол века после того, как калидонцы отбили свои земли, но ненависть к захватчикам не могла утихнуть так быстро. Кроме того верования племён порой сильно различались, но ни одно из них не принимало христианской веры, исповедуя язычество в его примитивной шаманской форме. Всё это не могло не привести к отношению к кочевникам в духе "они посланцы сатаны и его правая рука". Более того, именно с земель кочевников накатывали новые волны вампиров, даже когда в самом Калидоне с этой напастью уже более или менее справились.
**** - на деле просящихся в сёла и города кочевников и правда порой запускали при прочтении любой молитвы или обещании принять христианскую веру. Но часто и оставляли у стен на ночь, спокойно относясь к тому, что на утро найдут в лучшем случае обескровленные тела. Если судить по резкому ненародному звучанию песни и общему мирному и даже дружелюбному настрою к иноземцам, то придётся признать, что песня писалась в кругах интеллектуалов или дворян. В народе в то время мирное отношение к кочевникам было редкостью. Хотя ситуация, описанная в стихе, оставалась возможной.
***** - кочевник существенно перевирает текст молитвы, чем смешит главу дома (возможно, старосту села). Но при этом оставляет основной смысл нетронутым.
****** - кочевники стремились к калидонцам не только в силу мистической защиты креста от вампиров. Шаманские ритуалы, действительно, были куда более слабы в плане защиты, но и крест вовсе не давал ощущения абсолютной безопасности. О чём можно сулить даже по желанию главы дома дождаться утра, чтобы убедиться в том, что его гость - не вампир. Для полной безопасности при ношении креста необходимо присутствии совершенной уникальной, практически святой личности, которых среди людей слишком мало. Другое дело - города и сёла. Заборы и крепкие стены, избы - всё давало надежду на то, что вампир не проберётся тайно в ночи. Кочевники же ночевали в шатрах и в массе своей не имели значимых укреплений, что сделало их беззащитными перед вампирами, когда те из редких хищников превратились в алчущие крови стаи. "Вурдалачья эпидемия", как ни странно, в итоге сплотила бывших врагов. Многих кочевников в итоге приняли чуть ли не в семьи, после принятия христианства, конечно.


Рецензии