Илья Сельвинский

 
Илья Сельвинский 
 
 
 
К ВОПРОСУ О РУССКОЙ РЕЧИ
Я говорю: «пошел», «бродил»,
А ты: «пошла», «бродила».
И вдруг как будто веяньем крыл
Меня осенило!

С тех пор прийти в себя не могу...
Всё правильно, конечно,
Но этим «ла» ты на каждом шагу
Подчеркивала: «Я — женщина!»

Мы, помню, вместе шли тогда
До самого вокзала,
И ты без малейшей краски стыда
Опять: «пошла», «сказала».

Идешь, с наивностью чистоты
По-женски всё спрягая.
И показалось мне, что ты —
Как статуя — нагая.

Ты лепетала. Рядом шла.

Смеялась и дышала.
А я... я слышал только: «ла»,
«Аяла», «ала», «яла»...

И я влюбился в глаголы твои,
А с ними в косы, плечи!
Как вы поймете без любви
Всю прелесть русской речи?



1920


И.
СЕЛЬВИНСКИЙ (1899-1968)
Мадам эн-эн(допрос).

Нельзя на допросе бравировать, правда,
но и робеть, конечно- нельзя.
Красавица женщина с хищным нравом
допрашивала, по страницам скользя.

Поскольку мы трое были студенты,
мадам вспоминала университет:
мельком "презумции","прецеденты".
Но я на всё отвечаю: нет.

Но, стараясь не падать духом,
гнал свои мысли куда-то вбок,
чтоб сделаться внутренне тугоухим
и безмятужным, как голубок,

а этим, ничуть не выдав испуга,
унять в коленках проклятую дрожь,
иначе не только эта хануга-
я сам себя не поставлю в грош.

Она говорила мне:"образумьтесь!
Карьеру кладёте вы на весы!",
А я размышлял среди всяких
"презумпций":
какого цвета на ней трусы?

(в раскрытых дверях,
просыпаясь нередко,
дежурит жандармская борода...)
Розовые? Едва ли: брюнетка.
Синие?-вряд ли:
она молода.

"Сосед!- шепчу я. - одно лишь слово:
какого цвета трусы на мадам?
- Трусы? А чёрт их знает! Лиловые.
Слушайте: мы накануне драм.

И он опять повторяет всё то же:
мол сам не знает откуда ружьё.
Но что за вкус у моей молодёжи-
лиловых не может быть у неё!

Входит конвой. Загремели скамьи.
Сейчас уведут. Но каков же ответ?
И я, с деревяными желваками
спросмл: "какой ваш любимый цвет?

Она улыбнулась:"какой? Лимонный".
Меня затолкали в спину и в бок.
Но я улыбнулся, чуть- чуть
охмелённый,
от хитрой интимности счастлив,
как бог.

1920. Симферополь.


Рецензии