Коменский Ян Амос 1592-1670 гг. Посвящаю своим дру
Великий чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики.
Родился в протестантской семье Общины чешских братьев. Обучался в братской латинской школе. Учился в Гейделъбергском университете; затем отправился путешествовать по Голландии. Вернувшись в Чехию, работал школьным учителем в Приерове, используя свой новый метод обучения латыни, описанный в «Правилах более лёгкой грамматики». В 1616 г. стал священником Общины. В течение 44 лет работал над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка». Написал книгу «Великая дидактика», перевел её на латынь, а также создал труд «Новейший метод языков», в котором развивал идею народных языков. Им было создано много педагогических трудов: «Открытая дверь к языкам», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Пансофическая школа». Выпустил первый в мире иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках».
Позже работал в Венгрии, занимаясь перестройкой школьного образования. Вернувшись на родину, испытал все тяготы войны. Его дом был сожжён вместе со всеми рукописями и книгами.
В 1657 г. уехал в Голландию, где прожил до самой смерти.
Моё обобщение:
Великий чешский мыслитель-гуманист. Оставил нам, в частности «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», которым нам всё недосуг воспользоваться. Замечательный педагог и деятель в области образования. /Кстати, работал в моей Венгрии – узнать подробнее/. Сожгли его дом, книги. Плюнул он на всё, и уехал в Голландию, где и прожил до самой смерти.
Коменский
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры,
наставления и применение на деле"
/Шутка/
Вот, вам, практическая дидактика:
Учёба – практика!
Практика – учёба!
И смотрите (!) чтобы с пользой ЧТОБЫ!!!!
Коменский
«Без примера ничему не выучишься"
Где ты, славный пионер,
Всем ребятам «нашенским» пример?!
Совсем перестроился?
На капитал настроился?
Коменский
«Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же, человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьёзные упражнения".
Учит нас Ян и учит нас природа сама:
Нашему телу необходимо движение
А как оно необходимо для нашего ума!!!
Но не всегда он есть у нас, к сожалению!
Коменский
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать"
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются
И умные педагоги это использовать стараются
Сейчас очень важно, чтобы они (педагоги и дети)
Не в игрушки компьютерные играли,
А «касательно добра» для других что-нибудь «соображали»…
Коменский
«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадёжными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
«Дети дикие и упрямые»,
как правило, оригинальные самые!
Жаль, такие не так часто встречаются!
Ибо, при надлежащем воспитании,
Из них люди «выдающие» получаются.
Коменский
«Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?"
Да, и с открытиями, а также с поэзий, точно так:
До: – «Нет, это просто невозможно!»
А после: - «Ну, это и лучше было сделать можно!»
Коменский /три высказывания/
«Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причём всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь».
«Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными».
«Книги — это инструмент насаждения мудрости».
Мало из «классиков» что-нибудь извлечь,
Надо, чтобы это смогло, как ваше собственное, в вас «залечь»
Для этого нужно искренне сопереживание,
А не просто начётническое знание
Тогда все мы сделаемся сильными, «великоразумными»!
И, что важно для педагогов и властей, не очень беспокойными и шумными.
Коменский
«Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе».
Разве это человек,
если он болтал весь век?!
Не важно где – дома, в телевизоре, по радио, или у знакомых…
Если он для людей полезные дела не совершал,
Зачем тогда, спрашивается, вообще, на территории нашей проживал?!
Коменский
«Легко следовать правильно за тем, кто правильно идёт впереди».
Хорошо, если «Ленин такой молодой!»
И завсегда «впереди!»
А что, вот, делать, друг мой,
Если одному «в лесу общественном» надо идти?!
Коменский
«Мудрое распределение времени есть основа для деятельности».
Всегда, прежде, чем начать,
Соотнеси время и дело!
Ну, а потом, уж, нечего время терять –
Действуй смело!
Коменский
«Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально».
Думай только о деле,
А не о похвале.
Без публичной канители
Всё лучше удастся тебе!
Коменский
«Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.
Такой лозунг нужно в школе написать:
«ЛУЧШЕ ПЕРЕВОСПИТАТЬ,
ЧЕМ НЕДОВОСПИТАТЬ!»
Коменский
«Ничто притворное не может быть продолжительным».
Ничто притворное не может быть продолжительным.
Как в смысле отрицательном,
Так и в смысле положительном…
Коменский
«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».
Образование должно быть истинным
Полным, ясным и прочным
А не таким, как у нас: приблизительным,
«ЕГешным», и поточным!
Коменский
«Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений»
Нравственность – не внешнее приличие,
А, коротко говоря, совести наличие!
Коменский
«Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей»
Пусти всё «на самотёк»,
Так вырастут компьютерные игроки и невежды.
Только на жизненный урок,
И на повышение зарплаты преподавателям, все у нас надежды!
Коменский
«Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».
Для того, чтобы организовать «мастерские людей»
Надо иметь приличный набор идей.
А если всё сводится к «благ наживанию»,
То вотще будут искренние старания.
Коменский
«Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения».
Всё это, в принципе верно: «Ничего лишнего!»
…Но если у детей перед глазами миллиардеры столичные
И иномарки, с «мигалками» личными?
То все ли дети станут людьми приличными?
Коменский
«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает"
Здесь бы такую преподавательскую тактику найти сначала,
Чтобы стремление к знаниям, а не к «лёгкой, гламурной жизни», возрастало.
Коменский
«Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
Положение нашего учителя, увы, наихудшее!
Как он может учить «наилучшему»?
Коменский
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"
И это верно.
Но «с подлинным скверно»!
И добавим – за всяким знанием
Должно стоять жизненной цели осознание.
Коменский
«Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни».
Да. Начальная фаза жизни очень важна!
И входИть в противоречие с последующими фазами не должна.
Ребёнку сразу надо открывать,
что добро и зло
Его во взрослой жизни будут «поджидать».
Коменский
«Тот, кто мало знает, малому может и учить».
Тот, кто мало знает,
Малому и научает
И, как правило, он и смысла жизни не понимает.
/Но иногда и исключения бывают…/
Коменский
«Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями».
Честно говоря, мало ума и воли
В современной /американской, конечно/ школе.
А последующие, после школы, «действия»
Направлены исключительно на материальное «благоденствие»
Задачи нравственные, творческие, даже не ставятся…
Куда это общество в будущем направится?
Вот, умрут последние старики, моралисты-идеалисты,
И останутся «делать деньги» и «глотки рвать»
Искатели «гламура», морально ничтожные индивидуалисты…
Коменский
«Читать и не понимать - то же, что совсем не читать»
Хуже другое: можно жить, и не жить!
Это важно детям внушить!
И я даже не знаю -
Многие ли взрослые это понимают?
Во всяком случае, не те,
Которые деньги неправедно наживают…
Коменский
«Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями
попугай?
Невежда выучит несколько красивых слов
И будет к выступлению «по телевизору» готов.
И знаете, в чём досада?
Все смотрят на этих попугаев
И думают, что так и надо!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Ниже я помещаю статью Натальи Боталовой. (Кстати, именно благодаря общению с ней, я выбрал из "своих мудрецов" Яна Коменского для публикации. По поводу статьи пишите Наташе (и, коротко, мне). Всем желаю успеха в благородной работе воспитания подрастающего поколения и улучшения уже подросшего. Ваш Анатолий Лесенчук.
Прошу Вас, если Вы прочитали статью Натальи здесь, после этого зайти на её страницу:
http://stihi.ru/2009/09/23/1704, и оставить наше традиционное "понравилось". (Мне, лично, очень и очень!)
Статья:
УМНЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК!
Наталья Боталова
В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. Если раньше, каких-то 80-лет назад в нашей стране было введено обязательное начальное (четырёхлетнее) образование, затем обязательное семилетнее, потом восьмилетнее, то сейчас, хотя этого никто не требует, образование постепенно переходит к обязательному высшему. Если всего каких-то 10-15 лет назад для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице необходимым и достаточным было и политехнического образования, то теперь у нас все понимают, что без высшего образования не обойтись. Именно поэтому в стране как грибы растут новые институты, открываются филиалы университетов и академий в провинциальных городках. После того, как мы вошли в век информации, ценность образования стала расти непрерывно. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень знаний и содержание этих знаний, которое даёт вашему ребёнку существующая система образования, требованиям распахнувшегося перед нами нового, удивительного, стремительно меняющегося мира?
В век промышленности, в индустриальный и постиндустриальный век человек мог получить хорошее образование и на его основе строить карьеру. Обычно для достижения успеха в жизни не было необходимости в дополнительном обучении просто потому, что ситуация не менялась так быстро. Другими словами, полученных знаний нам хватало до конца жизни.
Однако сегодняшние люди, которые вот-вот должны уже выйти на пенсию, вдруг обнаруживают, что их образования явно недостаточно для жизни в условиях изменившегося мира. Именно сегодня блестяще образованные люди испытывают те же экономические трудности, что и практически безграмотные. Они постоянно сталкиваются с необходимостью приобретения новых знаний и навыков, без которых трудно соответствовать требованиям современного мира.
Зададимся таким вопросом: а ЧТО можно считать мерилом образования конкретного человека? Может отличные оценки, получаемые им в школе или тот багаж знаний, который он получил в системе обязательного среднего образования? Может ли служить мерилом образования то, что тот или иной человек знает, сколько позвонков в скелете собаки, а сколько - в скелете рыбы? Или когда имела место Грюнвальдская битва? А сами вы можете ответить на такие вопросы? Тем не менее, все, кто учился в 6 классе средней общеобразовательной школы, должны были это проходить в рамках программ по зоологии и истории средних веков. И если вы не помните этого, то это что, вы плохо образованы? Или вы просто потеряли зря время, сидя на этих уроках и прослушали объяснения учителя? А сколько человек слушало? Иногда слушает весь класс, заворожено. Но на выходе всё равно не помнят ни про позвонки, ни про битвы. Кроме тех, кто своей специальностью выбрал историю или биологию. Вот эти вам расскажут и про позвоночник рыб и собак, и про биоцинозы. И про семейство лилейных, и про многие битвы и сражения, которые прошли по земле с древних времён и до наших дней. Но это будут разные ученики.
Может, тогда это университетский диплом или учёная степень, полученные, скажем, в 24-25 лет? Или эффективность образования измеряется положением, которого человек добился к уходу на пенсию, лет, скажем в 50-60?
А многие ли наши пенсионеры живут счастливо, ни в чём себе не отказывая, удовлетворяя все свои потребности? Заслужили ли они такую жизнь, которую ведут сейчас, выкраивая жалкие крохи своей пенсии на оплату коммунальных услуг, на помощь детям и внукам (как они ещё умудряются им помогать?), на лекарства, которые им уже необходимы, поскольку здоровье с годами не улучшается? Но, заметьте - у них у всех есть среднее образование (10-11 классов), у многих за спинами институты, училища, и как правило грандиозный стаж работы на одном месте…
Напрашивается вопрос: а чему их учили в школе? Напрашивается ответ - чему угодно, только не достойной и успешной жизни в обществе. Получается, что система образования не справилась со своей основной целью – воспитать всесторонне развитых личностей, творческих, активных, которые счастливо бы могли жить в данном обществе. Разве она подготовила людей старшего поколения к столь тяжёлому финансовому испытанию в конце своей трудовой жизни? Может, она учила не тому? И не так?
И дело не в том, что мы живём в такой стране. С такими проблемами сталкиваются люди старшего поколения во всех странах. Очень многим из них, уходя на пенсию, приходится решать финансовые проблемы. И не только свои, но и своих детей.
Давайте задумаемся: позволит ли образование вашего ребёнка обеспечить ему достаточную финансовую безопасность, финансовую свободу и, в конечном итоге, счастливую жизнь творческого, активного человека?
Надо отметить, что при смене эпох всегда меняются правила. Правила изменились. В индустриальный век было закономерно учиться, получить хороший аттестат, затем диплом. Найти надёжную работу и держаться за неё всю жизнь. Проработав 20-30 лет, человек выходил на пенсию, и до конца жизни о нём заботилось государство.
В наш информационный век правила изменились. Теперь человек учится, получает хороший аттестат, диплом, находит работу и …. поступает снова учиться. Хорошо, если его будут терпеть на работе, а если нет – он находит новую работу и …снова проходит курс переподготовки.
В век промышленности определяющей формулой эпохи была формула Эйнштейна Е = m2. Миром правила энергия. В век информации определяющим законом стал закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. Другими словами, чтобы успеть за переменами, каждые полтора года приходится учиться всему практически заново. Миром правит информация.
Дело в том, что в наш информационный век мы все являемся заложниками закона экспоненты. Напомним, что такое экспонента. Это функция, которая сначала, по мере возрастания «х» (икс), растёт очень медленно, но, по мере его роста, кривая сначала медленно изгибается вверх, а потом всё быстрее и быстрее… и вот она уже, как ракета, мчится почти вертикально вверх вдоль оси у. На этом участке «у» (игрек) фантастически быстро растёт и может превысить любую заданную величину «х».
Уникальность экспоненциальной зависимости связана с двумя её свойствами. Теперь напрягитесь. Поскольку пойдёт математика. Но эти математические термины вы изучали в школе, и надеюсь, что за эту тему у вас стоит хотя бы удовлетворительно…
Во-первых, производная от этой функции равна самой функции, а во-вторых, интеграл от этой функции также равен самой функции. В этих свойствах и заложена уникальность данной функции. Первое свойство требует непрерывного равенства скорости роста величины самой величине. На примере снежного кома это выглядит так – если ком увеличивается раз в 5 , то и скорость налипания снега на него тоже должна увеличиться в 5 раз.
Второе свойство требует непрерывного равенства каждого значения функции сумме всех её предшествующих значений, то есть её интегральному значению.
Многие показатели нашей цивилизации нарастают во времени почти по этому закону – народонаселение, потребляемая энергия, количество научных публикаций. И самое главное, что по показателям информатизации общества мы уже вышли на очень круто нарастающий участок экспоненты.
В век промышленности перемены происходили медленно, и поэтому те знания, которые человек получал в процессе учёбы, могли служить достаточно долго. В наш век информации все знания очень быстро устаревают, и то, чему человек научился важно, но гораздо важнее то, насколько быстро вы можете переучиться, меняться и приспосабливаться к новому потоку информации, к меняющемуся прямо на ваших глазах миру.
Те малыши, которые родились сегодня и спокойно сопят в своих колыбельках, даже и не подозревают, что им придётся сражаться не только с этим потоком информации, но и знакомиться со старыми, древними, застывшими потоками его лавы в системе школьного образования. Причём всем без исключения, в обязательном порядке, под страхом получить плохую отметку и быть наказанным, оставленным на второй год и т.д. Встаёт закономерный вопрос: а надо ли? Надо ли всех знакомить с застывшими потоками лавы? Может, кому-нибудь они интересны – что ж, пусть он получает удовольствие при их изучении. А кому интересны новые потоки? Что делать им?
Вот, мы снова и подошли к вопросу о содержании образования.
Давайте посмотрим правде в глаза. Понятно, что люди консервативны, и все перемены принимают в штыки, но – сель ави, информационный вулкан уже беспрерывно выбрасывает на наши головы потоки информационной лавы, и нам от этого никуда не деться.
А посему давайте честно ответим на следующие вопросы:
1.Насколько хорошо получаемое сегодня вашими детьми образование готовит их к будущему – ведь это - основная цель образования. Не придётся ли им влачить жалкое существование в старости и заниматься выживанием, как это делают практически все наши бабушки и дедушки. Получается, что животные, и те лучше готовят своих детёнышей к жизни, чем человек-разумный… Не настало ли время пересмотреть нашу систему образования. Особенно её содержание, и поучиться у животных?
2.Отвечает ли школьная система конкретным нуждам вашего ребёнка? Его желанием? Соответствует ли его школьная жизнь его понятию счастливой жизни? Или он счастлив вопреки? (Дети ведь обычно оптимисты и счастливы именно не благодаря, а вопреки).
3.Что делают родители, если их ребёнок не любит школу или плохо успевает?
4.Являются ли хорошие отметки гарантией будущего профессионального и жизненного успеха?
5. Нужно ли ходить вашему ребёнку в традиционную школу, чтобы получить то образование, которое ему нужно?
Если вы честно ответите на эти вопросы, то поймёте, что мир изменился, и современная система образования, с её содержанием, не соответствует специфическим нуждам ваших детей в информационным обществе.
Ребёнка надо не подготавливать 11 лет жить в реальном мире – мире после окончания школы, а сделать так, чтобы он уже сейчас жил счастливо, в этом реальном мире. Если он будет счастлив сейчас, то он будет счастлив и потом. Надо сделать так, чтобы ребёнок горел желанием учиться дальше – всю жизнь и находил бы это очень увлекательным занятием…
К этому выводу пришёл ещё несколько столетий назад великий просветитель – Жан Жак Руссо. В своей потрясающей книге «Эмиль или о воспитании» он открыл нам всем, что детство – не подготовка к будущей жизни. Оно и есть сама жизнь человека. Впервые понявший это, Руссо высказал свою мысль в довольно страшной форме. Но именно так и надо говорить об этом. Потому что несчастный человек – это страшно. А несчастными людьми люди приходят именно из детства. Руссо писал, что нельзя знать, сколько проживёт его воспитанник Эмиль. Может быть, и всей его жизни будет лишь лет 18? И что же, говорил педагог, я лишу его счастья детства ради той жизни, которой у него не будет?
Давайте же подумаем, как дать нашим детям детство на 100%. Всё содержание школьного образования должно учить детей быть счастливыми. Только так.
Если внимательно и не предвзято рассмотреть и проанализировать современную образовательную систему, то станет ясно, что она фокусируется на двух основных областях обучения: на формальном образовании (то есть, мы учим детей читать, писать, считать) и на профессиональном образовании, то есть обучении профессии, чтобы зарабатывать деньги после окончания школы.
Наша страна проделала огромную работу, чтобы сделать эти два фундаментальных типа обучения доступными для граждан. Но вся проблема, как мы сказали выше, состоит в том, что изменились правила. В наш век нам необходимо новое образование, а не больше старого.
Много лет назад один из учителей Эйнштейна усмехнулся и сказал: «Он никогда ничего не добьётся». Многие учителя считали его тупым, потому что он не был способен к обучению путём механического запоминания. А вы бы могли учиться в школе, построенной исключительно на зубрёжке? Могли бы учить часами «Закон Божий»? Что это, если не всё то же пресловутое содержание образования?
К сожалению, наша современная система образования увязла в болоте устаревших идей и противоречий. Почему же у нас есть великие учёные и писатели, композиторы и поэты, и просто образованные люди? Смею вас уверить, они стали такими не благодаря нашей системе образования, а вопреки ей. В системе есть три разных типа учителей и администраторов. Одна группа понимает, что система безнадёжно устарела, и всячески пытаются своими авторскими методиками если не изменить систему, то в рамках современной системы образования достичь основной цели – воспитать всесторонне развитую личность – честь им и хвала за это! Другая группа – консерваторы. Они упорно держатся за прежние законы и принципы. Кивают головой на старые достижения этой системы (мы же первыми в космос полетели!) и упорно противостоят любым переменам. Третьим же абсолютно наплевать – изменится ли система или нет – для них главное – получить зарплату за свою работу. Именно поэтому система остаётся неизменной.
А вы задумывались, что такое образование? Верите ли вы, что все дети рождаются умными и талантливыми? Верите ли вы в то, что детей просто учат быть умными или учат их верить в то, что они менее умны, чем другие дети?
Отличный учитель (а только такими и должны быть учителя) должен, просто обязан верить в возможность выявления таланта, с которым рождается каждый ребёнок. Другими словами, отличный учитель считает гораздо важнее выявлять талант ребёнка, чем вкладывать в него знания.
Английское слово education (образование, знание) происходит от латинского educare, что как раз и означает «вынимать, извлекать», для понятия «вкладывать» существуют другие слова. Так давайте же и примем за начальную точку именно это, первоначальное толкование этого слова. Построим систему обучения так, чтобы она помогала нам извлекать таланты и способности ребёнка на белый свет, и потом их уже развивать. Всячески холить и лелеять.
И конечно, никаких оценок, никаких тестов. Никаких измерений IQ! А вы знаете, что такое IQ? Определение этого понятия нам может как раз дать критерий, по которому может строиться принципиально новая система образования.
IQ это ничто иное, как ваш умственный возраст, делённый на ваш биологический возраст и помноженный на 100. Так, если вашему ребёнку 10 лет, а он показывает способности 18-летнего при прохождении этих тестов, то его IQ будет равно180. Другими словами, если ваш ребёнок не увеличит свои способности к учёбе, когда станет старше даже на год, то его IQ уменьшится. В этом и есть весь смысл школьного обучения. В развитии. И не в раннем, как это сейчас модно, а в постоянном, не прекращающемся. Мы хлопочем о раннем развитии, о скорости развития, но из формулы ведь вытекает другой принцип – надо заботиться о продолжительности развития. Не надо торопиться сделать из детей взрослых. Надо сделать так, чтобы и во взрослом состоянии человек не уставал удивляться миру. Развивался.
Человек развивается, познавая мир орудиями труда и мышления. Когда мы обучаем ребёнка в школе, он должен овладевать инструментами труда и мысли, но не надо забывать, что эти орудия и инструменты также развиваются от эпохи к эпохе. Но развивается ли при этом человек? Конечно, да. Меняются, развиваются орудия труда, меняются книги, учебники, тетради, ручки, развивается культура, - и, вместе с этим, всю жизнь идёт (должно идти!) психическое развитие человека. Именно тяга к развитию дороже всего в человеке.
Проверить, эффективна ли система образования можно лишь одним способом – развивается ли любознательность ребёнка, или нет. Любознательность – мотор психического развития. Когда он останавливается, любознательность иссякает, развитие прекращается.
Но развитие человека идёт по многим направлениям – вербальным, физическим, математическим, художественным, музыкальным и т.д.
Существует семь различных типов интеллекта или талантов – кому как угодно.
1. Вербально-лингвистический. В настоящее время он используется в нашей системе образования. Не спорим, это очень важный дар. Он заключается в природной способности читать и писать слова. Именно этим способом люди собирают и делятся информацией.
2. Цифровой. Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Такой дар характерен для математиков.
3. Пространственный. Он присущ многим творческим людям – художникам и дизайнерам (и, конечно не только им).
4. Физический. Им наделены многие спортсмены, и просто люди, которые одарены от природы двигательным талантом. Именно такие люди не блещут успехами в школе (напомним, вербально-лингвистической), поскольку им легче учиться с помощью действий. А наша школа, система образования не приспособлена к этому.
5. Личностный. Его часто называют эмоциональным.
6. Межличностный. Его можно найти в людях, которые могут спокойно разговаривать с другими. Коммуникабельны.
7. Окружающей среды. Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, океаном, животными, землёй.
Конечно, можно "навыделять" и остальные таланты (за последнее время их уже насчитано более 30), но мы не будем этого делать.
Как вы думаете, обладает ваш ребёнок всеми этими дарами или нет? Неужели нам предстоит подстраивать школы под стиль обучения, свойственный отдельно каждому таланту? Но вспомните – так, ведь, и есть на самом деле. Уже давным-давно существуют физико-математические школы, в которых стиль обучения, содержание образование отличается, например, от содержания образования и стиля обучения в спортивных школах-интернатах, где учатся наши будущие мастера спорта. А балетные школы? Вы, конечно, догадываетесь, какой там основной предмет, не так ли?
Но что внушает нам оптимизм, так это то, что ребёнок рождается, обладая всеми задатками к принятию этих даров (если у него нет, конечно, какой-то патологии).
Так, например, быть физически совершенным – это удел не только некоторых одарённых людей, имеющие врождённые задатки физических гениев. Нет. Мы утверждаем, что каждый ребёнок от рождения обладает таким даром в виде генов, а, следовательно, у него есть наследственное право быть физически совершенным.
Но, кроме этого, каждый новорождённый ребёнок наследует этим же набором генов и право на высокий интеллект, дарованный ему природой. Поэтому неотъемлемым правом каждого человека является право на образование. Вернее, на самообразование. Каждый ребёнок требует осуществления этого права, каждый ребёнок может быть образованным и должен им быть.
Таким образом, можно сказать, что те виды интеллекта, которые мы перечислили выше, являются на самом-то деле одним даром матери-природы, все они связаны. Представьте себе такую картину. 7 шаров, связанных между собой цепью. Поднимая один из них, обязательно должны подниматься и другие. О чём это говорит? А о том, что работая, например, над развитием двигательной активности, мы одновременно работаем и над развитием вербально-лингвистического таланта, и цифрового и т.д. А наша пресловутая мелкая моторика и развитие речи? Недаром ведь говорят, что ум находится на кончиках пальцев ребёнка.
Вот, так и получается, что все дети рождаются с громадным потенциалом гениев. Все взрослые, к сожалению, занимаются тем, чтобы заглушить, а то и уничтожить признаки гениальности. Сначала этим упорно занимаются родители в первые 6 -7 лет жизни ребёнка с их вечным : «Нельзя! Не трогай! Отстань! Сиди! Не бегай!», а потом к родителям присоединяется школа. И надо быть действительно гением, чтобы вопреки всему этому остаться человеком, не перестающим удивляться прекрасному миру и сохраняя познавательный интерес и любознательность.
Рождаясь, ребёнок обладает всеми предпосылками к развитию гениальных способностей, которые в нём заложены. Перейдём к тому, как мы понимаем способности. Предположим такую ситуацию. У вашего ребёнка 2 по английскому языку. Даже не 2 – кол! Он не может на нём свободно изъясняться, читать, писать. Не понимает английскую речь. Знакома ситуация? Конечно. А теперь предположим, вас командировали в «англоговорящую» страну на год, и вы поехали туда всей семьёй. Как вы думаете, что станет с английским вашего ребёнка через год? При условии, конечно, что он будет общаться с детьми своего возраста, живущими в той стране? Ответ всем очевиден. То есть, способности – это то, что можно развить активной деятельностью, работой над ними, их стимулированием.
Казалось бы, куда проще – надо так организовать систему образования, чтобы развивались все таланты ребёнка. Формально это так и есть в современной системе. В школе есть и урок физкультуры, и пение и рисование, и черчение. Но давайте вспомним, что говорят нам учителя? Главное – математика. Главное – русский. И многие школы жертвуют ради них остальными предметами. Вот именно об этом мы и говорим, когда обращаемся к содержанию образования. Ведь содержание образования – это ни что иное – как содержание развития ребёнка. И если делать упор только на математику или физику, или только на историю и литературу, то развитие будет однобоким, неполным, ущербным. Цель остаётся не реализованной – воспитание всесторонне развитой личности. Она не реализована потому, что наша школьная система образования признаёт только один вид таланта – вербально-лингвистический. Школа безжалостно может сокрушить индивидуальные таланты ребёнка, если этот талант у него не очень развит. Во многих странах, в последнее время это практикуется и в нашей стране, ребёнку ставят так называемый СДВ – синдром дефицита внимания. Такими детьми занимаются уже врачи, накачивают их успокоительными (!!!!) и заставляют изучать те предметы, которые им неинтересны. К сожалению, у нас не разработана система развития, в которой развитие талантов ребёнка шло во всех направлениях. И бедный ребёнок, у которого потрясающий двигательный талант (не забываем, что другие таланты у него тоже вообще-то есть, но по каким-то причинам спят, остались незамеченными родителями и ими не развивались), вынужден сидеть, зевать на скучных уроках. И, в конечном итоге, он становится вообще бесталанным, потому что и двигательный талант без его постоянного использования постепенно исчезает. А мы придумываем новые технологии, которые нацелены лишь на то, как лучше впихнуть в детские головки всё то же пресловутое содержание образования, как это ни печально - но это именно так – и проблемное обучение, и дистанционное и разные другие – современные и самые лучшие нацелены лишь на это. И нет ни одной технологии, методики, которые дали бы возможность ребёнку выбрать то содержание, которое бы заставляло его учиться , тревожило и будоражило бы его душу, звало бы в неизведанные познавательные дали… Вернее есть, но увы, не в системе школьного обучения… Впрочем, это уже другая тема.
Так о чём же всё мы? Да о том, что мы не встречали ни одного ребёнка, который бы не был бы любознательным, и не стремился учиться. Мы не встречали ни одного ребёнка, которого бы заставляли учиться говорить или ползать, или ходить. Более того, мы не видели ни одного ребёнка, который бы начал учиться ходить, упал, отказался подняться и заявил, лёжа на полу: «Я никогда не научусь ходить. Это совершенно бесполезное занятие». Дети от природы запрограммированы учиться, развивать все свои таланты. И содержание образование, система образования и стиль обучения должны им помочь стать всесторонне развитыми личностями, реализовать все свои таланты и способности, чтобы сделать наш удивительный мир, в котором мы живём ещё удивительнее и прекраснее.
Только так. Умный ребёнок должен быть счастливым ребёнком. Умный человек должен быть счастливым человеком. И никак иначе. Вся цель образования, воспитания проста – сделать человека счастливым, научить его быть счастливым. Просто?
«Человека ничему нельзя научить,
ему только можно помочь
найти это в себе самом»
Галилей.
Только тогда наши дети будут и умными, и счастливыми.
Свидетельство о публикации №109092206619