Лекция о соблазнах часть вторая
В предыдущей лекции: http://www.stihi.ru/2009/09/10/3715 мы дали определение соблазнам и разбили их на различные категории.
В этой же лекции, мы затронем историю происхождения оных, то бишь соблазнов (будь они не ладны).
Шучу, ладно.
Без них ни как нельзя прожить. Они вечно будут нас окружать.
И … так.
Откуда они появляются?
А так же, … соблазны в разных условиях проживания.
А именно, чем отличаются соблазны, допустим, при первобытнообщинном строе от соблазнов при капитализме или развитом социализме.
Соблазны деревенского масштаба от соблазнов в мегаполисах.
Ну и, соблазны в мире флоры и фауны. Соблазны животного мира.
Подвержены ими только представители подвида – человек разумный, то есть гомосапиенс, или же все живые существа на планете Земля?
Так что, тема довольно обширная.
Но настройтесь, пожалуйста, серьёзно, не забывая о том, что юмор и ирония скрашивают монотонность изложения и сокращают время, проведённое с умом, ведь ради него, в принципе стараясь.
А я в свою очередь, чтобы не задремать в течение лекции, постараюсь по мере необходимости иронизировать и шутить.
И так, приступим.
Соблазн, как всем известно – явление приобретённое.
Человек появляется на свет, чистый от помыслов и предрассудков.
Самый первый соблазн, вырваться наружу из чрева матери, чтобы мир посмотреть и себя показать, но на очень долгую и счастливую жизнь.
Ну, в общем, как Бог даст и судьба распорядится.
Этот соблазн неизбежен, ибо по любому он там не останется, но и риск выйти оттуда живым и невредимым тоже не маленький.
Так что соблазн опасный в какой-то степени и очень зависим от желания матери и опыта медперсонала.
Первородный соблазн – это соблазн жизни.
Через это прошли все, кто живёт на белом свете.
Кто соблазнился, но не прошёл в этот мир, оказался, увы, за бортом, оказался абортом.
Приставка «а» как раз и подразумевает предлог «за», или «не».
В русском языке часто можно встретить слова антонимы, которые отличаются лишь одной буквой «а», но по смыслу они, как свет и тьма, как нет и да.
Вспомним мораль.
Есть моральный кодекс, а есть аморальный.
Но мы отвлеклись от темы.
К русскому языку мы вернёмся позже, но это будет уже в другой лекции.
И так, соблазн оказаться на борту огромного корабля под названием – Жизнь, есть у абсолютно всех, но не всем заказан билет на этот корабль, и это от аутсайдеров не зависит.
На то воля Божья и рука судьбы.
Идём далее.
Соблазнившись на жизнь, ребёнок живёт теперь без соблазнов.
Так как, он не знает толком мир, не испробовав его удовольствия.
Всё его окружающее воспринимается им в новинку, он познаёт всё рефлексами без каких либо сомнений.
Взял, схватил что-то тёплое и мягкое своими маленькими ладошками, понравилось, запомнил. Определённое удовольствие получил, в следующий раз без раздумий будет этот предмет хватать. Соблазнов нет, удовольствие есть.
Следующий маршрут, всё нести в рот.
Выработка вкусовых качеств.
Ребёнок не знает пока сладость конфеты, пока не запустит её в рот.
Соблазна нет.
Стоит только попробовать, испытать на себе вкус сладости, его постоянно будет тянуть на сладкое.
Здесь включается ещё зрительный рефлекс.
Если первый опыт был с конфеткой в красочной обёртке, то на каждую последующую его будет тянуть, как магнитом с воем сирены высоких частот.
Рекомендации родителей и взрослых, находящихся рядом с ребёнком, не трогать это, … малыша не остановят.
Дети, грудничкового возраста ещё не способны адекватно воспринимать отказы и запреты.
Следовательно, у детей нет пока соблазнов, не существует доводов отказаться от того, чего хочется, но нельзя.
Вопрос, когда в каком возрасте вырабатывается строгий иммунитет на соблазн?
Или, проще говоря, сила воли.
Сила воли, отказаться от соблазнительного предмета.
Все наблюдали такую картину.
Мама в магазине с сыном.
Сын увидел красивую игрушку и орёт благим матом (пардон, без мата конечно, но орёт сильно), чтобы мама купила эту игрушку.
Далее следует реакция мамаши.
Что она ему отвечает?
Вариантов несколько.
1. «Нет, не сейчас, у меня денег нет».
Этим ответом сына не удержишь от последующих соблазнов, ибо он на детском уровне запомнит, и в следующий раз вспомнит и спросит: мама, а ты зарплату получила?
Так, что мама, раз обещала, выполняй и покупай сыну, то, что он просил.
2. «У тебя таких игрушек полно, вся комната завалена. И эта будет валяться в той же
куче».
Не убедительно. Сын придёт домой и наведёт порядок в своих игрушках. Мама, хочешь, не хочешь, а сама ему без напоминаний купит очередную безделушку за прибранную комнату.
3. «Сын, ты пойми, что я может, тоже хочу, вон ту красивую шубу. Но она очень
дорогая. Я лучше посмотрю тебе в другой раз и в другом магазине, но … подешевле, чем эта. И твою игрушку мы найдём в следующий раз … и в другом магазине».
Убедила на время, рассчитывая на то, что малыш забудет. Но и в следующий раз, цена будет та же самая или ещё выше, чем на данный момент времени. Поэтому соблазн у ребёнка потребовать вновь и вновь … будет повторяться.
И, наконец, вариант третий, но улучшенного содержания, который мы назовём третий (дополнительный) или четвёртый.
4. «Сын, не заводи меня, я тебе её всё равно не куплю».
После такого ответа, у малыша сработает передатчик в его детском умишке, что не всё в мире ему подвластно, что существуют запреты на его желания. Что существуют соблазны, которые остаются за гранью исполнения.
И это только один пример из жизни, как порождается соблазн у детей.
Первые капризы – это следствие соблазнов.
Если ребёнка оградить от всяческих манящих соблазнов, то у него не будет повода капризничать, но капризы будут по любому, но не по любому поводу.
С этим самым утверждением, мы подошли к разновидностям соблазнов в разных условиях жизни человека.
Мы с вами живём в условиях всеобщих коммуникаций. Технический прогресс не стоит на месте, поэтому соблазнов попробовать всё, у нас хоть отбавляй.
Интересная особенность соблазнов заключается ещё вот в чём, соблазны могут перейти в обыденность. Что я имею в виду?
Например, мобильный телефон.
Лет 10 назад для многих людей существовал соблазн в его приобретении и личном пользовании. В условиях всеобщей доступности и коммуникации, из категории соблазнов эта вещь из роскоши и соблазна стала первой необходимостью.
Примеров из этой области можно привести много, но остановимся пока на этом, чтобы показать, как соблазн атрофируется.
Мир со временем меняет соблазны.
Живя отшельником в глуши, соблазны современного мегаполиса человек не воспринимает. У него другого уровня соблазны.
Соблазн забить кабана, чтобы не остаться голодным.
Хотя опасность можно избежать, занимаясь тихой охотой и от голода не умереть.
Но соблазн велик, который рассчитан не только на выброс желудочного сока, сколько на выброс адреналин в кровь. Но если голод – не тётка, то и жирный, аппетитный кусок кабанины успокоит желудок, устранив причину соблазна. Человеку городскому, живущему в полном достатке, среди всевозможных гастрономических изысков, нет необходимости и соблазна идти на охоту только лишь ради удовольствия, обеспечить себя едой.
Данный пример показателен в том, что чувство обладания над соблазном лежит в условиях проживания конкретного человека. Не существует соблазнов единых для всех. Каждый человек вырабатывает их для себя, отталкиваясь от условий проживания или притягивая к себе эти условия.
Человек разумный способен подчинять себе соблазны.
Но от разума ли это зависит?
То есть, он понимает, чтобы получить удовольствие, надо только протянуть руку и взять его, но человека останавливает запрет. Если сила воли побеждает, человек откажется от соблазна. Если желание выигрывает, то воля остаётся в пролёте. Соблазн преодолён.
Но опять же, человек думает, размышляет, выбор есть.
А теперь подумаем, разве только люди способны бороться с соблазнами?
Весь животный мир построен на соблазнах, и разум тут не при чём.
Приведу пример:
Собака – друг человека.
Я не академик Павлов, но проверим соблазн на своём друге.
Достаём из холодильника огромный мясистый мосол и кладём его на стол на самое видное и видимое место, чтобы он попадал в обзор, вертевшейся под ногами любимой собачки.
Остаёмся на кухни.
Собака видит одним глазом манящую косточку, другим наблюдает за мной.
Понятно, что я хозяин.
Хозяин собаки и полноправный перво-обладатель мясистой кости.
У собаки, в её крошечной черепной коробке роятся сомнения, хочется и колется и хозяин не даёт.
Соблазн?
Да.
Теперь проделаем всё, то же самое, но выйдём из кухни.
Через определённое время мы услышим глухой звук, падающей кости.
С соблазном в этот раз покончено, ибо оба глаза у моего друга были обращены на соблазнительный мосол, и препятствий к осуществлению желания у собаки не было.
Можно долго и упорно утверждать, что у животных всё построено на инстинктах.
Не спорю.
Дрессировка и приручение животных – это и есть узаконивание основных инстинктов с запретами на те или иные соблазны у животных.
Инстинкт самосохранения – это тоже в какой-то степени соблазн, самый главный жизненно-важный соблазн для всех живущих существ на Земле.
От кого охраняться, от кого прятаться?
Самосохранение от врагов, в большей степени от человека разумного.
Да же обычные тараканы (кто ещё помнит таких, и как они выглядят?), соблазняются всей снадобью, пока хозяева квартиры мирно спят по ночам, но стоит проснуться и включить свет, все разбегаются … как тараканы. Соблазн, сопричастный с риском для жизни. Быть не пойманным. Не пойман, не вор.
Современный мир кишит соблазнами.
Вы удивитесь, но даже растения подвержены соблазнам, соблазнам к свету.
В стремлении к росту и к плодовитости, все тянутся к солнцу.
И только лишь отсутствие влаги способно остановить этот рост.
Трудно себе представить, если бы не было соблазнов.
Я в этой лекции обобщил это слово и подвёл под всеобщее понятие в рамках глобального масштаба.
Конечно у термина «соблазн» есть чёткое определение, и все мои выкладки напрямую не соотносятся к истинному понятию соблазна.
Но это слово можно услышать из уст, сплошь и рядом, не отдавая себе отчёт, что это игра слов, а не сам соблазн.
Соблазн уйти от погони.
Соблазн оказаться в тюрьме.
Соблазн жениться.
Соблазн остаться невидимкой.
И прочие соблазны, которые к соблазнам как таковым не относятся.
Не забывайте, что соблазн – это всё-таки удовольствие по жизни, которое мы принимаем своим умом, желаемое, переводя в доступное.
На сим заканчиваю свою лекцию.
Спасибо за внимание и за те удовольствия, предоставленные мной, вызванные моими наблюдениями в лекциях о соблазнах.
Свидетельство о публикации №109092107173
Почти научный труд по теории соблазна.
Понравились твои рассуждения.
Спасибо.
С теплом.
Александр Иванихин 22.09.2009 19:37 Заявить о нарушении