Снежинка-26 приложение
В одном из отзывов: "Ну - хорошо. Понял автор причины для стиха, выбрал в своем жизненном багаже и о чем писать, и в этом самом "о чем" - главную тему. И цели своего писания чувствует, и... Но почему таким "грамотным" произведением можешь даже восхищаться: как хорошо написано, однако оно как-то не трогает тебя?.."
Во первых, я с самого начала предупредил: определить "координаты" своего поступка, своего стиха - это не заменить в себе талант, это в лучшем случае - протез таланта. Вопрос еще в личностном росте и писателя, и читателя. В последнем эпизоде я сказал: автор и читатель - это управляющий контур всей "Снежинки". Если ничего не произошло, если не сумел передать автор "весь трепет мысли, что ему открыта", то все упирается в личности этих двух людей, которые хотели пообщаться, да не вошли в резонанс. И произведение "выстрелило холостым зарядом".
Естественно, читатель возмущается: "Ты мне, охотник, такую утку обещал... Я даже сплавал через все твое болото - а утки-то нет!" Да еще обидное чувство обманутости останется у читателя: "Что я ему - собачка, что ли - пустышкой дразнить меня!"
Вот такой холостой выстрел и вина автора, и беда автора. Это я, когда как следует подумал, понял.
Беда выглядит страшно. Все чаще я вспоминаю старую притчу о мышке, которая захотела стать кошкой. Страшно мышке было жить. Каждый вечер она молилась богу и плакала: "Господи, дай мне силы!" И вот однажды в ее щели под полом раздался голос с небес: "Хорошо, мышка! Давай-ка, я сделаю тебя кошкой!"
Страшно и жутко было жить кошке: слямзит кусок мяса с хозяйского стола - щелчка по уху получает - больно! Нагадит в неположенном месте - носом тычут! Начнет себе маникюр наводить - когти на любимой хозяйкиной подушке точить - по лапам получает! А во двор - хоть и не выходи: соседский бульдог так и норовит ее каждый день на дерево загнать! Плачет кошка и каждый день бога просит: дай мне, Господи, силы!
Голос с неба: "Хорошо! Быть тебе собакой!"
Сидит собака на цепи. Жизнь как в анекдоте. Бродячий бобик по утренним делам пробегал - глаза собаке открыл:
-Как жизнь?
Выкусил бобик блоху из шерсти и отвечает:
- Да вот - очередной раз жениться бегу... А у тебя как?
- Перестройку хозяин затеял. Цепь на два метра удлинил, миску на три метра отставил... Зато теперь, как я теперь на цепи, намордник снял - лай хоть до посинения!
-А! Ну, так я жениться побежал!
Взял бобик из собакиной миски кость - в подарок любимой. И был таков.
- Господи! Сделай меня бродячей собакой!
Во многих шкурах побывала мышка: собакой - живодеров боялась, львом сделали - слона боялась, слоном - человека... А в бытность человеком она боялась начальника... А начальником - что прокурор за взятки дело сошьет...
Да как же ей не бояться: сколько силы ни давай - сердце все равно мышиное!
Я вот думаю: сможет ли автор с "мышиным" сердцем писать "львиные" стихи? Ни грамотность, ни знание, ни понимание - не заменят величины личности.
В одном своем стихотворении (я был поражен величиной и несоразмерностью с моей личностью того, что мне открылось!) я так и написал:
"А слова - только шум, только шум,
Если дух не впитал океана!"
Но дело обстоит еще разнообразнее, чем я первоначально думал: и величина личности, и чуткость личности, и воля, и воображение - в стихе участвуешь весь ты. А читатель - он множественный и разнообразный. Пусть он не всегда может указать, где твоя слабина, но он ее всегда чувствует. Интуитивно уловил фальшь - вот тебе и нет отзыва!
В последнем эпизоде снежинки я говорил о двух вариантах государственного гимна. О том, почему нынешний вариант - не трогает слушателя и гражданина. Да потому, что в варианте 43 года - нужна была воля к победе (шла ведь война). А в варианте нынешнем - нужен сон граждан, чтобы верхушке жрать не мешали. Вот и вышел гимн педерастически-беззубый.
Сергея Владимировича Михалкова заказчики силком впихнули в свои мышиные штанишки: "Походи, дорогой!"
А мэтр, вероятно, с мудростью пожившего человека подумал: "Чем выше обезьяна взбирается на пальму, тем лучше видна ее задница! Вам стабильности надо, господа? Будет вам стабильность! Только - удержитесь ли вы на этом скользком предмете?"
Так выглядит нарушение связи по "коммуникативной оси" автор-читатель со стороны автора. Со стороны читателя это может выглядеть иначе: читатель может быть и чутче, и мудрее автора, но может и не дорасти до тех мыслей и чувств, которые автор выражает.
Что тут для автора более всего нужно? Расти, как личность.
Я хотел еще объясниться и об этом, но... Мышка не поймет, а человеку можно и не говорить - он и так все понимает. Не хочу, чтоб читатель усмехнулся: "Эх, дорогой, то, что ты мне тут вталкиваешь, для меня давно пройденный этап..."
Но одно, все же добавлю: никогда не ври читателю - он всегда увидит вранье.
Свидетельство о публикации №109091701624
Закончила читать "снежинку".
Работа не малая проделана вами.
Для меня местами было сложно. Да и лентяйка я изрядная. Но зерно брошено. И результаты будут. Какие... Для меня может быть, научиться умению отличать хорошие стихи от плохих.
С уважением. Буду с удовольствием приходить и в дальнейшем.
Валентина Ветер 31.07.2015 18:34 Заявить о нарушении
Понял, что очень расплывчато выразил все шесть отправных точек произведения. Надо было более четко показать и субъект, и объект, и причину, и цель, и тематику, и тему (как ударную точку тематического поля). Следовало собрать это все прямо по вопросам, чтобы главки были исчерпывающими.
Дальше: подход оказался более продуктивным, чем было заявлено. То есть, с такой меркой можно подходить не только к стиху или всякому литературному произведению, и не только к искусству и произведению искусства.
Я тут в интернете нашел (я говорил уже об этом) свою схему применительно к любому действию и поступку человека. Эта самая "снежинка" упортебляется уже годов с тридцатых учеными системщиками, чтобы рассматривать системы управления. Двойственное чувство: и досадно, что я "изобретал велосипед", и радуюсь, что оказался прав - независимые друг от друга построения совпали, значит - верные. Ну и - получен инструмент конкретно для лит. творчества. Некая мерка, которая поможет не сбиться с пути.
Главное: была же система Станиславского - она во многом совпадает, есть схемы в радиотехнике (диод, триод, пентод...), которые могут быть "электрической" моделью творческого поведения, и - так далее. Значит - я прав. Вот возьму эти заметки, костяком настоящей большой работы - может быть, что-то "научное" получится.
Так получается, что все еще только начато. Погляди "Червивую соль" - это продолжение.
Валерий Берсенев 31.07.2015 19:53 Заявить о нарушении