Воспитать Человека
Из деревень стали набирать крестьян, быстро их обучали и отправляли на заводы для выполнения строго заданных действий. Чему в рамках такой системы должна была научить будущих рабочих школа? Немного читать, немного писать да скреплять, скажем, пару деталей.
Так полтора столетия назад была основана школьная система, и такой она осталась до сих пор. Она предназначена лишь для того, чтобы дать человеку определенное количество знаний по различным предметам: физика, география, история… Накачаем его знаниями - и пускай выходит в жизнь, ведь нам нужны работники в различных областях.
Однако сегодня наступили совершенно иные времена. Мы уже выросли из подобных работ. Большинство людей сидит перед экраном компьютера, да и, вообще, нам не нужны эти гигантские предприятия, создающие излишки, с которыми нечего делать. Мир "переворачивается", и неслучайно даже предпринимательство сокращается - ведь 90% современной продукции не представляют никакой надобности. А система воспитания по старинке продолжает выпускать конвейерные "винтики".
Ее главная ошибка в том, что она не растит Человека. Школа поставляет образование, знания по различным специальностям, а ведь воспитывать - значит формировать человека: вызывать ребенка на общение, вести с ним диалог, вместе обсуждать различные темы.
Когда-то философы просто беседовали с учениками, позволяя им выражать себя. Ведь если старший ведет с младшим плодотворный диалог, то именно благодаря этому младший развивается. Это не значит, что ребенок может просто болтать, о чем ему вздумается. Учитель направляет его и следит за тем, чтобы разговор нашел затем вполне конкретное выражение в том, что ребенок делает.
В раннем детстве мы применяем этот прием: даем ребенку различные вещи и хотим, чтобы он реагировал на них. Мы играем с ним и в процессе этой игры спускаемся на его ступень, становимся как он, чтобы играть вместе, как товарищи.
Однако затем дети идут в школу, и она полностью ломает их. Они становятся машинами. Их пичкают знаниями в определенных областях, заданных правительством и Минпросом. Согласно этой программе они сдают экзамены и идут добиваться успеха на той или иной работе.
В результате, вместо человека, вместо личности мы имеем машину. Кем бы ни стал человек: простым рабочим, бухгалтером, адвокатом или даже премьер-министром, - в конечном итоге, он - машина. Он умеет реализовывать свою "социальную составляющую" - выполнять определенные действия в какой-то области социума: скажем, ремонтировать сантехнику, чинить электрооборудование и т. д. И это все.
Мы никогда не заботились о том, чтобы сделать из ребенка Человека и поэтому сегодня столкнулись с очень большой проблемой. Делая из человека машину, мы не становились счастливее, не получали удовольствие от жизни. Да, этот человек функционирует, у него есть работа, семья, дети, отпуск, пенсия, но мы не обеспечили его средствами, позволяющими выяснить, почему и для чего он живет.
Из-за этого люди и погружаются в отчаяние. Сегодня чуть ли не каждому нужен личный психолог, огромное количество людей принимает антидепрессанты, многие употребляют наркотики. Мы не сформировали из человека личность - и он идет в криминал. Он не может жить в семье, потому что у него нет соответствующих ценностей. Зато школа учит детей правильно использовать контрацептивные средства.
Вместо того чтобы растить человека, мы идем в диаметрально противоположном направлении. Почему же это произошло? Неужели мы не желаем добра подрастающему поколению? Ведь это наши дети, наше будущее. Так почему же мы не заботимся о них?
Скорее всего дело в том, что мы, взрослые, и сами плохо представляем себе, для чего живем. Потому и не знаем, к чему вести детей, как их воспитывать, какие стремления им прививать и что вообще с ними будет.
Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, мы должны перестать уделять внимание только внешнему и начать развивать свой внутренний мир. Нам всем, будь то мальчик или девочка, пятидесяти или пяти лет от роду, необходимо найти в себе ту часть, которая относится к уровню Человек. И понять, что мешает нам в этом наш собственный эгоизм. Только это поднимет нас на качественно иной уровень существования.
Тогда ребенок с детства будет понимать, что с ним происходит, какие порывы его переполняют, почему возникают те или иные желания в нем и в товарищах. Он научится анализировать происходящее, а не просто с плачем бежать к родителям: "Почему меня ударили!?" Он поймет причину - эгоизм - и будет знать, что нужно делать, как выстраивать отношения со сверстниками: "Я откажусь от своего мяча, а он - еще от чего-нибудь".
В рамках такого практического обучения дети сами уже с малых лет создадут для себя правильное общество и узнают, как уживаться друг с другом, чтобы им было хорошо. Тогда мы получим не просто специалиста в своей области, а человека, который знает, для чего он живет, и радуется жизни.
Именно этого нам сегодня недостает. У людей есть намного больше, чем 100-200 и тем более 500 лет назад. Но человек не знает, для чего живет. Заряженный огромным эгоизмом, он смотрит на других, сравнивает себя с ними, остается неудовлетворен этим сравнением и, как следствие, не умеет налаживать свою жизнь. Но, научившись справляться с эгоизмом, он был бы счастлив.
31.08.2009 Олег Хлебников
Свидетельство о публикации №109091407803
Да, духовное воспитание необходимо, и даже вводится соответствующий предмет. Но учебник по нему будет готов в лучшем случае года через три. Предполагается, что программа будет носить информационный характер, и что не будет допускаться навязывание какой-либо одной религии. Это в теории. А на самом деле? Учебника нет, программа приблизительна. Предполагается предоставлять родителям выбор, какую группу будут посещать их дети. Вот обычный для Питера расклад: в классе пять православных детей, один католик, четыре мусульманки, двое иудеев, двое протестантов, один буддист, один кришнаит и одна "свидетельница Иеговы". Остальные - атеисты или неопределившиеся. Как обеспечить всем этим детям религиозное образование в соответствии с их убеждениями? Первым делом вспоминается "Дорога уходит в даль" А.Брунштейн: батюшка ведет православный класс, ксендз - католический, а несколько "инославных" сидят на задней парте и не знают, куда себя деть, чувствуя себя изгоями среди большинства. Это еще - лучший вариант. И как они собираются избежать межнациональных и межрелигиозных конфликтов, если преподают в школе живые люди - каждый со своими убеждениями? Если православную учительницу спросят: "А кто же - настоящий Бог? Будда, Кришна, Христос?" Как педагог она должна замять этот вопрос, чтобы никого не обидеть. А как христианка должна открыто ответить: "Христос". Что ей делать? Если ее спросят, кто такой Кришна, она должна ответить, что это - не Бог, а бес. И как на это отреагируют родители-кришнаиты? В общем, преподавание религиозных дисциплин в общеобразовательной школе, по-моему, настолько балансирование на лезвии, что надо быть гениальным педагогом, чтобы не сорваться туда или сюда. А много у нас в школе гениев?
Котов Василий 15.09.2009 17:11 Заявить о нарушении
Духовный Поиск 16.09.2009 14:06 Заявить о нарушении
Котов Василий 16.09.2009 15:37 Заявить о нарушении