Снежинка в потоке времени-24
Очень странно себя ведут пишущие люди. Помнят, что нужен в тексте свежий прием. Свежая рифма, эпитет, сравнение... Вот и пихают все эти приемы по всему тексту - иногда без смысла и толка.
Шел я в Горьком мимо кремлевской стены от памятника Чкалову - вглубь кремлевской площади. И подходит ко мне цыганка. Давно это было, я тогда пытался поступить в институт иностранных языков - так мне хотелось на переводчика выучиться.
Вот подходит ко мне цыганка: "Молодой, интересный! Давай погадаю! Ты мне, залатой, падари деньги на ребенка". Все по руке скажу! Ванька, под ногами не путайся...
А Ванька, в курточке не по росту, грязный и замызганный все канючит, хоть и с акцентом, но по-русски:"Мамка, йись хочу, мамка, йисть хочу!" А она мне предлагает: "Пусти деньги на свободу!"
-Какие деньги?
-Двадцать копеек!
Достаю монетку - начинается стандартный охмуреж: "Заверни в бумажку двадцатник..."
-В какую бумажку?
-Да хоть в рублевую...
-Трехрублевая годится?
-Годится...
Не успел я опомниться, как моя трехрублевка (последняя!!!) уже перекочевала в ее руку. Все это сопровождалось нытьем Ваньки и криками цыганки, чтобы Ваньку утихомирить.
Дунула цыганка в кулак - пропала моя трешка.
-Деньги тебе обратно, залатой, придут - на правый карман без двадцати четыре...
-Э! А где теперь мои три рубля?
-Какие три рубля? Ты иди, дорогой (совершенно без акцента говорится, и Ванька, как по команде канючить перестал!), иди, дорогой, а то - милиционера позову!
Стыдно было из-за трех рублей скандал затевать. Плюнул я и пошел. А вечером дед мой (я у деда с бабушкой тогда квартировал, из-за того,что была родня в Горьком я и институт этот выбрал - две выгоды: в трудный момент и свои под боком, и любимый предмет выучу)... Так вот, дед мой, Александр Никандрович вечером мне сказал: "Толковый ты у меня, внучок, толк то есть, да не столкан весь... Эти цыгане в твое раскрытый рот могли на тройке заехать, выехать, да еще полпуда навозу там оставить... Ну... Что выросло, то выросло..."
К делу я эту историю рассказываю: если бы не Ванька, который меня отвлекал, у цыганки была бы подруга, которая так же что-то в нужный момент сказала, глаза бы мои отвела, пока трешка из кармана в рукав цыганке перекочевывает... или еще какое ухищрение придумала бы хитрая баба. Главное - воспользоваться одним свойством нашего внимания: оно непостоянно.
Это непостоянство в живом - любом живом существе - постоянная вещь. Поработал - надо отдохнуть, сказал пару слов - после них пауза... В самом слове - есть предударная, ударная, заударная части... Что это, как не чередование работы и отдыха.
Центральная точка для нас в этом ритмическом бытии - слово. Это же именно оно имеет три части: предударную, ударную, заударную... Мало того, любой звук нашей речи всегда состоит из трех частей, если мы станем разбирать артикуляцию. Фонологи называют эти три части: приступ, артикуляция, отступ. Во время приступа еще нет звука, но работа наших органов уже идет: язык, губы, нёбо - все во рту готовится к работе - произнесению звука. Звук - значащая часть работы - произведен. Теперь органы речи должны вернуться в исходное состояние. И какую-то, может, тысячную долю секунды передохнуть.
Удивительно, что на каждом уровне - фразы, абзаца, эпизода, целого произведения - этот закон постоянно соблюдается. В сюжете произведения - то же самое: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Кульминация для произведения то же самое, что ударный слог в слове. И тогда: экспозиция, завязка, развитие действия - предударная часть, а развязка - заударная. Есть еще (забыл, как называется) часть после развязки которая входит в эпилог.
Если писатель с умом употребляет художественный прием, он его помещает в самую напряженную часть эпизода. А значащую часть, то, что читатель должен подумать, осмысливая прочитанное, бьет в сознание - после этого яркого приема.
Самая обнаженная схема такого поведения - реклама. Вот один из примеров - с умным видом героиня рекламы говорит: "У этого геля самая прозрачная формула". Пока сознание зрителя занято этой пустышкой (конечно же формула прозрачной или мутной быть не может!), в него бьют внушением: "Покупайте этот гель!" Зритель взят голеньким, когда он хочет отдохнуть от бессмыслицы. Правило, как в фехтовании: сильной частью своего оружия встречай слабую часть оружия противника!
Ох, как недалеко мы ушли от той площадной цыганки. Каждый наш художественный прием - как тот капризный Ванька, отвлекает сознание от главного, чтобы главное вошло в голову читателя без сопротивления.
Но у нас - не жульничество. Мы, не отнимаем "последнюю трешку", а должны одарить читателя новой мыслью или чувством. Хотим обмануть, чтобы одарить.
Свидетельство о публикации №109091304306