Перечитывая Фаустова

Мало я читаю в последнее время. Нужны, пожалуй, форс-мажорные обстоятельства, чтобы изменить ситуацию. Скажем, позвали бы меня в эксперты БЛК, тем самым заставив прочитать 54 стихотворения из лонг-листа. Так ведь не зовут. Зато позвали Фаустова. И нате вам - человек, начитавшись хорошего чтива, уже делает далеко идущие выводы http://stihi.ru/2009/09/01/643 о современной поэзии и современной критике. Зави-идно! До того завидно стало, что распечатал я текст Фаустова, а заодно и всех 10 стихотворений, вошедших в его шорт-лист, и взял с собой в дорогу. В самолёте о современной поэзии почитать - в самый раз. А заодно и подумать, сверху-то всё видно.

Вы, кстати, господа, заметили, что конец света уже наступил? Собрался народ у горы Мегидо и валтузит друг друг почём зря. Не заметили? Ну, хорошо, не возле горы Мегидо и не собрался, и не валтузит...

Но мир переменился. Случайно ли это совпало со сменой тысячелетий? Вряд ли.
Западная цивилизация со всеми своими демократиями, идеологическим вакуумом, низкой рождаемостью, гамбургерами и диккенсами сдаёт одну позицию за другой, Китай с Индией вырастают в гигантов, равных которым ещё не было, во всю прыть скачет на месте исламский мир, ещё не решив окончательно, куда развернуть свой плотоядный зев. И всё это на фоне создания постновейших технологий, искусственного интеллекта и, наконец, готовности человеческой науки уже сейчас создавать себе подобных. Добавив сюда глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, распространение всё новых смертоносных вирусов, природные катаклизмы, и, что там я ешё ужасного забыл, ах, да, гомосексуальные браки, мы получим картину приличненького апокалипсиса. Допустим, это всё ещё не катастрофа, но нормального человека эта ерунда малость напрягает.

А что ж тогда делать человеку творческому, пусть он никогда не читает газет, не смотрит в ящик, размножается исключительно вегетативным путём, питается подножным кормом и не выпускает из рук зонтика? Он же кожей всё чует! И когда творческая личность чует кожей, на свет обязательно появятся произведения искусства, отражающие те фантасмагорические изменения, которые бурно переваривает ноосфера.
Каким образом в этих произведениях опишут наш конец света? Традиционным. И нетрадиционным. Старым языком. И новым. Усвоенными прежде образами. И выуженными из космоса человеческого разума оригинальными. Упакуют в привычную форму или расфасуют во что-то исключительное и одноразовое... Но это новое будет, оно идёт, оно уже есть.

Коль скоро речь идёт о поэзии, то БЛК - то самое место, где с большей долей вероятности возможно отследить намечающиеся тенденции, здесь Фаустов прав. Прав ли он в том, что в качестве образцов, несущих в себе элементы новой, современной поэзии отобрал эти десять стихов, а не какие-то иные? Здесь мы опять упрёмся в пресловутый субъективный фактор, который я намерен немедленно подпереть, одной из двух своих коленных чашечек. То есть, я не стану искать в августовском топе другие произведения с явными или скрытыми признаками модерна 21 века выпечки, а воспользуюсь изысками Фаустова. Зря, что ли, человек работал?

"в предложенных 54 стихотворениях нет такой особой, свежей, смелой идеи, хотя я понимаю, что цели такой и не ставилось" говорит Фаустов и, тем не менее, отбирает стихи, согласно вполне сознательно выбранной им системе координат.

"…Мир, потянувшись, сбросит с себя нечаянно
данное наспех имя, как шелуху",

с удовольствием находит что-то, соответствующее духу эпохи, критик и недрогнувшей рукой тащит на корабль современности Светлану Ширанкову
http://www.stihi.ru/2008/09/27/1516

Солнце нещадно лупит горячим молотом,
брызжут осколки: кварц, лазурит, слюда.
Сухо и страшно. Мысли в труху размолоты.
Кто я? Не помню. Как я попал сюда?!

не без удовольствия отслеживаю теперь я. Что, не так уж оптимистично?
Тогда вам сюда:

Слово. А в нем – рождение, запах женщины,
сладкая млечность, солнце, гора, река,

пыль, и жара, и скалы, и крики чаячьи,
мертвая бездна, блеклая синь вверху…

Самое время разбираться, что же там было в начале, слово или дело? Светлана не в курсе, но кожей чует, что словом всё закончится.

сырая  речь вода идет комками
подвешенная к небу вверх ногами
по коже но как будто по ножу

параллельно Ширанковой заявляет Марина Чешева http://stihi.ru/2009/07/22/2135

и идёт гораздо дальше:

вот так и стой переставляя  звуки
вода вернется в медленные руки
такое тут

что ангелы смертельные с изнанки
блуждая в перевернутом но парке
меня поймут

Художники всегда писали об апокалипсисе, скажете вы, читатели, и будете правы. Но что нам до прошлых апокалипсисов, когда есть свой, такой близкий и родной:

нареки рекой что не взять рукой
что не скрыть во снах нареки
и наступит день и придет другой
и направит волны в стихи

предрекает Андрей Бореев http://stihi.ru/2005/03/09-1513

кому-кому, а автору Dicing страшно http://www.stihi.ru/2006/12/10-2195

Пряма ли дорога из вечной незыблемой тьмы к Тебе, или – длинная лестница в рай витая? Я здесь, я молюсь Тебе через глаза и умы всех тех, кто хотя бы однажды меня читает – таких же заблудших Твоих поросят, как и я; и дай мне, Боже, всегда созерцать в них лик Твой, а не адские полчища чёрного воронья.

Читатели спрашивают, читатели интересуются, читатели пишут. Отчего так мало светлого в стихах, попадающих в топ БЛК? Неужели кто-то всерьёз думает, что десятки людей, работающих на отборе, и ещё большее количество авторов сговорились между собой?
Ох, неспроста это, ворчу я, отсылая сомневающихся в начало текста.
От того мало светлого, что творец чует несветлое, а я, читатель, уписывая за обе щеки упитанную креветку, запивая её свежим бельгийским пивом и пощипывая за грудь... да хотя бы и случайно подвернувшуюся красотку-лесбиянку со всеми её правами человека, НЕ ЧУЮ!

Два стихотворения из фаустовской десятки (какой, всё-таки, символичный псевдоним выбрал себе Сергей Щекин, видимо, как раз для подобных обзоров) стоят особняком. Они - как два полюса, два совершенно разных направления, по которым, очевидно, и будет развиваться современная поэзия.

Мария Маркова http://www.stihi.ru/2009/07/16/5755 уходит вглубь и вдаль.
Она не ищет,казалось бы, ничего нового, просто расплавляет своим неохватным талантом словесную породу, растекаются жаркие звуки и скачут по берегам на лету крепнущие мысли:

Удивления достойна
бесконечная строка,
за которой войны, войны,
смерть земного языка.
Мёртвый он – не говорящий.
Мёртвый он – сплошной ожог.
Но тверди как можно чаще
свой мучительный урок:
domus mea, mea lingua –
не сожги меня, латынь.
Но последней жизни книга –
книга века – не остынь.
Где в одно срастутся корни
языков совсем чужих –
нас такими же запомнят,
нас беспечными запомнят,
умудрёнными запомнят,
ироничными запомнят,
о, конечно же, запомнят,
как последних, как родных.

И тоже всё довольно грустно. Но не темно.

Сергей Галишников ака Прелестинка http://www.stihi.ru/2007/02/02-2493 выбирает другой путь. Русский язык он знает, можете не сомневаться, но мало, физически мало ему привычных средств. Он ищет одновременно прибежища в минимализме, постмодернизме и авангарде, черпая оттенки-нюансы по ту сторону литературного языка. Ах, ухи-ухи?! Так вы их ваткой, пока я с удовольствием перечитаю ещё раз:

где я не ткну всё болит всё скрипит мозги стынут
стой на ветру истуканно молчи в воздух зимний
слёзы застынут но стают и ноги врастают
в землю с которой глаза убегают

што же вы ссыте и срёте? каких вы пейзажей шугнулись?
очи мои! отрусевшие очи мои!
сталин в ведре,тётя Поля обратно уснула
шпик растворился

и нечем дышать.
охуи.

Что, содрогнулся, читатель, дорогой мой ханжа по несчастью? а лучше бы задержал дыхание и заболел в унисон автору - ему, б-ть, дышать нечем, наш поезд-Россия не в огне, а в помойном ведре!!! творец сказал, не я...

я только прочитал

Заглянул перед закрытием темы в сентябрьский лонг-лист и решил втиснуть в формат ещё одно стихотворение. Кто не знаком, знакомьтесь, Герман Барин, в каком-то смысле Мария Маркова и Прелестинка в одном пакете, http://stihi.ru/2008/04/22/912:

Юноше обдумывающему тюрьму
решающему с кого, и куда бы деться
почти не задумываясь не совру
что лучше - с медвежьего семейства

что в каждой музейной стене на виду
а что там в запасниках и дела нету
и то что случилось в сосновом бору
теперь разворачиваем на конфетах.

Такая вот вышла коза-деррида
вселенская можно сказать деконструкция
медведи те сгинули все без следа
а мы наблюдаем везде их присутствие.

Где коричневеет пятно от конфет
где справа растет подвенечная мгла
медвежья мадонна с чьего-то совета
навечно оскалила в кадр жемчуга.

И с ней не подвержены всякой тектонике
годов и навряд ли когда-то умрут
смешные когтистые неоплатоники
сосновое утро нам снова крадут.

И кто бы и где ни скакал на верблюде,
пусть эту медведицу в зоне веков
рогатиной взяли тамбовские люди
и усыновил медвежат Третьяков.

Пускай ни один волос не упадет
с голов неприкаянных медвежат,
но автор романа до нас не дойдет
он смыт с полотна и с истории сжат.

Кто все эти люди, мелькающие в метро
в плащевках, накинутых на узловатые мощи
никто не подправит им в контур лицо,
архангел Гавриил, господин хороший.

И каждый коричнев лицом и сердит
конфеточный царь, секретарь обложек
и в каждом ребенке безродный сидит
и смотрит в просвет с медвежонком Сережей.

Так в чем мессианство и кто разберет
письмо, где синит полоса над нами,
и лишь отойдем от картины, дойдет
что автор всего этого просто украден.

Не стало кудрявого с блеском ланит
его так с тех пор и нигде не видали,
со старых полотен бывает саднит
смерть автора в грязном московском вокзале.


Павел Самсонов


Рецензии
Я не думаю, что с полной ответственностью можно говорить о неких путях развития русской поэзии. В первую очередь потому, что представленные варианты"напрвлений" очень давно разработаны и освоены. В первом случае это "обереуты"( с упором на Заболоцкого) в коих ненавязчиво вклинивается "золотая когорта" 60-х - 70-х ( Шефнер,Самойлов, Винокуров, Мартынов, Левитанский etc.).

Во втором случае это конечно же Уистен Оден( стоит только вспомнить "Блюз беженцев")

Так что, на мой взгляд разговор может идти не о "направлениях", а лишь о тенденциях в современной поэзии. Хотя, подобные тенденции существовали в русской литературе всегда. Достаточно вспомнить "славянофилов" и "западников". Ведь здесь "на лицо" именно эти тенденции - тенденция традиционной русской поэзии(с поправкой на современное мышление) и тенденция развития западно-европейской поэзии отягощенная русской ментальностью. Здесь можно было бы конечно привести еще одну распостраненную тенденцию - попытку адаптации восточной(японской, китайской) поэзии на русской почве. Но так как в БЛК она не представлена, то и говорить о ней не имеет смысла.

То, что касается текста, в котором явно просматривается попытка объединить славянскую традицию с западно-европейским прагматизмом, то подобных попыток уже было несметное количество. Пока что это частично удалось лишь Бродскому, да и то в ранний период творчества.
После этих попыток давно стало ясно то, что для того, чтобы объединить подобные вещи, - следует поменять образ мышления. А с переменой образа мышления меняется и лексика, и сама структура творчества. И весы, обязательно, склоняются в одну из сторон. И роза все равно не венчается с жабой))))
Так что я думаю, что рано говорить о будущих направлениях в русской поэзии. Но уже одно то, что русская традиционная поэзия начинает укреплять свои позиции относительно западно-европейской поэзии,( чьи апологеты заполонили русскоязычное литературное и окололитературное пространство) не может не радовать.

Гоша Спектор   14.09.2009 19:28     Заявить о нарушении
"Но уже одно то, что русская традиционная поэзия начинает укреплять свои позиции относительно западно-европейской поэзии,( чьи апологеты заполонили русскоязычное литературное и окололитературное пространство) не может не радовать." (с)

Я человек невежественный и, очевидно, не заметил не то сучок, не то бревно в глазу... пожалуйста, приведите ссылкой хоть один пример заполонения русскоязычного литературного пространства западно-европейской поэзией. Или речь идёт о формах, традиционно более присущих западной поэзии - сонетах, рондо и т . п. ?

Михаил Левашов   14.09.2009 20:48   Заявить о нарушении
Речь, видимо, идёт о верлибре.

Игорь, конечно, "направление" сказано умозрительно.
Я не вижу, что можно придумать кардинально новое. Вся разница будет заключаться в нюансах. Однако не станем забывать, что и язык не стоит на месте. Одно дело, когда "заяц" и совсем другое - "заец". Это ж концептуально другая система координат. Человек, пишущий "заец" уже надсовременен.

Павел Самсонов   14.09.2009 21:32   Заявить о нарушении
Если человек пишет "заец" - он серб.

Михаил Левашов   14.09.2009 21:38   Заявить о нарушении
а может и серп

Павел Самсонов   14.09.2009 21:58   Заявить о нарушении
Михаил, я не понял, какие примеры вам нужны? Кибиров, Найман, Бродский,Генделев ....список можно Продолжать и продолжать.... Или вы хотели ссылок на тексты присутствующих на сайте. Так возьмите каждого третьего в каждом туре БЛК)))))))

Гоша Спектор   14.09.2009 23:01   Заявить о нарушении
ПонЯл. Традиционная русская поэзия - это я и мои номинанты. Нетрадиционная - почти все остальные. Ну что же Вы сразу не сказали! А я думал Вы о сонетной форме (не дай Бог венок!).

Михаил Левашов   14.09.2009 23:09   Заявить о нарушении
Нет,Паш, речь не о верлибре)))) Речь о том, что современная западно-европейская поэзия рассматривает человека и его место в мире с прагматических позиций, зачастую подменяя философское начало описанием действий, лишенных обобщений. К тому же западно-европейская поэзия концептуально не работает со звуком, и с внутренней тканью текста, а только с реформацией формы.
Традиционная русская поэзия наоборот исходит из идиалистических позиций, склонна к философским обобщениям, и делает упор на звуке и вариациях внутренней ткани текста, не реформируя устоявшиеся тексты.
Ты прав - русский язык не стоит на месте, но заковыка в том, что язык и способ мышления - вещи взаимовлияющие. Например, с упрощением языка упрощается мышление, но и с упрощением мышления упрощается и структура языка)))
Поэтому человек пишущий "заец" уже априори ущербен в плане восприятия окружающего мира, ибо лексика говорит о ленности и неадекватном восприятии больше, чем любой психолог.
Правда те же выкладки тождественны и для сверхусложнения)))

Гоша Спектор   14.09.2009 23:20   Заявить о нарушении
Пардон, " не реформируя устоявшиеся формы"

Гоша Спектор   14.09.2009 23:21   Заявить о нарушении
Перечитал ещё реплику Спектора, подумал... я не согласен. Потому что, как бы ни были милы моему сердцу славянофильские взгляды на искусство, заумь и пустая игра с формой равно характерны как для западно-европейского искусства, так и для русского. И так было и сто лет назад, и сейчас так же... насчёт современной западной поэзии судить никак не могу - я её просто не знаю, а вот что песни Беранже, что "Гласность" Курочкина - хороши одинаково; также и Бодлер и Северянин - по мне, так одного поля ягоды...

Михаил Левашов   14.09.2009 23:34   Заявить о нарушении
Про "сейчас" - это я не про поэзию на Западе, а про другие виды искусства - живопись, театр...

Михаил Левашов   14.09.2009 23:36   Заявить о нарушении
Михаил, реплика, а вы слыхали о Маринетти?))) Или может помните к какому направлению принадлежал по молодости Лотарев?))))

А о современности - ведь говорил о "западниках" и "славянофилах"))) Просто не хочется развивать общеизвестные факты истории литературы. Да и смысла нет для небольшой реплики начинать цитировать литературоведческие изыскания)))

Гоша Спектор   14.09.2009 23:47   Заявить о нарушении
То есть, Вы хотите сказать, что Маринетти заразил Северянина (Лотарева)? А может быть, они разом заразились от идей, витавших в воздухе от Атлантики до Белого моря? Впрочем, Вы же говорили о современной западной поэзии, а я о ней знать ничего не знаю, ведать не ведаю. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли произошли кардинальные изменения... если последние триста лет их не было (ну, мне неизвестны графоманы ранее Симеона Полоцкого).

Михаил Левашов   14.09.2009 23:55   Заявить о нарушении
Особых изменений за триста лет не произошло. Западная поэзия меняла форму, не изменяя своих принципов. Российская поэзия периодически заражалась западным вирусом, потом выздоравливала,, потом опять. Эти периоды даже обладают некоей закономерностью, и выпадают, в основном на первую и последнюю четверть века. Почему так? Еще не совсем понятно. Этим феноменом мало занимались. Так что ничего нового в этом нет. Просто раньше, в эти периоды не происходило трансформации языка, а сейчас происходит. И это настораживает.

Гоша Спектор   15.09.2009 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.