Снежинка в потоке времени-23

СКАЗАНИЕ О КАМЕННОМ РОГЕ
(попытка изложения гипотезы о фрактале чувств)

Как хорошо, что мне посчастливилось увидеть эту простенькую схему - "Снежинку". Без этой канвы я бы просто утонул в материале. Стоит только оступиться в глубину любого из пунктов этой схемы - открывается такая глубина! Взгляд до дна не достает. Но эти глубины авторской личности или существа и внутреннего мира читателя, множества сюжетов и деталей или единственного сюжета, единственной детали, которая окажется в произведении безошибочной... Да и причина или цель произведения - тоже две скважины в иные миры - не принадлежащие моей "Снежинке".

Как писал когда-то Леонид Мартынов: "Я как-то раз пробрался на Восток..." Случилось это в восьмидесятых или семидесятых годах. Мне захотелось (в кои-то веки) "чегой-то заработать на жисть". А тут - объявлиния: "Разрезы и карьеры "Приаргунского горнохимического комбината" приглашают бурильщиков шарошечного бурения на постоянную работу. Хорошая зарплата, квартира в течение года". В ближайший отпуск поехали туда - в Забайкалье. Семьей. Сразу скажу: побоялся потери здоровья. Это оказались урановые рудники. Так что разговор будет не об этом. В конторе одного из рудников я все же побывал.

Пятисотрублевые и тысячерублевые зарплаты мне, по причине опасности, разонравились сразу, как только узнал, что добывают эти карьеры. И ничего в воспоминаниях не осталось бы от тех забайкальских мест, если бы в кабинете директора я не увидел странное кривое бревно - гниловатое, растрескавшееся, коричневое... Я тронул поверхность этого бревна и... вдруг понял, что оно - каменное!

-Окаменелость? - спрашиваю директора.
-Она.
-Дерево?
-Нет, не дерево...
-Но ведь - похоже...
-А вы вон на ту тумбочку поглядите.

Тумбочка была массивная - на ней лежал странный... валун - не валун... камень, в котором я не сразу узнал ископаемый череп. Из черепа торчал такой же окаменевший рог. Второго не было.

-Правильно догадываетесь. Это череп ископаемого быка. Погиб этот бык многие тысячелетия назад.

Разглядывая этот череп я вдруг понял: между рогов можно сесть, как в кресло, а если захочу за рога держаться, то придется раскинуть руки так широко, как только смогу...

Директор подошел и озабоченно потрогал лежащий на столе второй окаменевший рог:"Когда откапывали - отломили", - сказал он извиняющимся тоном.

Теперь, когда я помещаю на Стихире свою "Снежинку", я почему-то вспоминаю эту сцену в кабинете директора. Не фонящие отвалы с степи, мимо которых проезжаешь и - приемник транзистор захлебывается белым шумом, не артезианскую воду в кранах Краснокаменска - холодную, аж зубы ломит, не вид в степи - порыжевшей от летней жары и покрытой лысыми сопками - лиловатыми от цветения каких-то поздних растений... Нет. Я вспоминаю эту окаменевшую бычью голову.

Я ошеломленно спросил: "А... где... откопали?"
-Да прямо на улице. Посреди грунтовки торчал этот каменный желвак - рог этот. Стали класть асфальт, а камень мешает. Решили убрать, копнули... А там - пятиметровый скелет этого самого быка. Кости эти теперь на складе лежат. А голова - вот тут...

К чему я это говорю? Да к тому, что, собирая "Снежинку", мне приходилось отвлекаться от деталей, которые мешают целостному впечатлению. А они важны. Стоит вглядеться в них, копнуть - такое выкопаешь!

Вот центральная часть "Снежинки". В ней способы: способы отбора нужной детали, способы осознания и постановки целей, способы отбора выразительных средств. И в способе отбора выразительных средств никак не обойтись без тех чувств (пока физических) и органов чувств, которые нам эти чувства доставляют. Зрение имеет дело со светом. Слух - со звуком. Это одновременно и физические чувства, и органы этих чувств, и целые информационные сферы, которые поставляют информацию к органам чувств и через них рождают одно из физических чувств. Мы говорим "впечатления" - зрительные или звуковые.

Звуку свойственно музыкально организоваться. Свету свойственно иметь какую-то длину волны и тоже организоваться. Если музыка организуется музыкальной гаммой, то свет - световым спектром. Я уже говорил, что мир - фрактал. Что "Снежинка" моя - тоже фрактал.
Как мы помним, фрактал периодически повторяет сам себя. А сами наши чувства - не образуют ли что-то похожее на световой спектр или на музыкальную гамму?

Попробуем чувства (простые, физические) организовать в такое же подобие гаммы и спектра.

Вот человек еще не родился. Еще только начали размножаться стволовые клетки (уже прошло оплодотворение). И - что? Мир не отражается в зародыше? А питательные вещества, что к нему подаются, а температура тела? Нет. Зародыш уже должен иметь некоторое интегрированное чувство, которое показывает - хорошо ли ему жить, благоприятна ли среда, и приспосабливать свой рост к свойствам этой среды. Он уже обрабатывает в каких-то пределах информацию. Это синкретическое чувство "я есть", "я - живу" - непредставимо на уровне сознания, но значит ли, что его нет?

Вот оно первое наше чувство:
1 Я - есть (синкретика).
Следующее - предвкушение. Организм оформливается. Он направлен в будущее - он, может быть, так же непредставимо для нашего сознания, предвкушает его.
2 Стало быть есть и второе чувство нашего спектра - предвкушение.

Рождение - взрыв физических чувств и физической информации: изменение температуры, влажности, и прочее и прочее.
3 Разрешите не доказывать (интуитивно) я предполагаю - температура. Осязание - первое из чувств начала осознания мира.
2 Вкус. Уже в ближайшее время ребенка начинают кормить. Вкус материнского молока.
4 Зрение. Свет в первые мгновенья, световые пятна - первые зрительные впечатления от нашего мира. Умение создать картинку мира из этих пятен - через три дня (по предположению физиологов).
5 Звук. Неосознанные дородовые впечатления от звуков. После рождения - начало связи звука с его источником.
6 Первые воспоминания - обработка и хранение информации (ретроспекция) - переход на нефизический уровень.
7 Обоняние.
8 Преимущественно - воспоминания, поставленные разными чувствами (выход за пределы физических чувств).
9 Предвкушение грядущего слияния с миром. ("И трава ложится в ноги //Да и сам я - из травы..."

И начинается следующий спектр, следующая октава и так далее.

Как хотелось бы знать, что есть такой спектр -чувств и физических ощущений. Как хотелось бы, чтоб некий исследователь упорядочил эти проявления физических чувств - подобно спектру света или гаммам музыки. Я только чувствую, что должна тут быть какая-то закономерность.

И рождая метафору, сравнение, метонимию и так далее мы работаем в спектре тех или иных физических чувств человека. Даже объясняя совершенно абстрактные истины - обращаемся к грубым физическим чувствам. Приводим абстрактно представляемое к конкретно ощущаемому.

В каком-то смысле резерфордовская планетарная модель атома - пример такого приведения (не привИдения, а именно привЕдения).

По сути дела, создание любого литературного или художественного образа - тоже привнесение внечувственного в чувственный опыт, сведение непонятного - к понятным вещам.

Вот какие глубины иногда открываются, если думаешь о необычных, непривычных для обыденности вещах - например, об окаменевшем роге ископаемого быка.



 


Рецензии
Валерий, нужно ещё осваивать и усваивать твои интересные размышления.
Но вот что вспомнилось сразу из моих давних простеньких и коротеньких строчек. И это , кажется, о том же, но много примитивнее:

Всё опыт жизни:
Дорожденье.
Рожденье.
Бытность.
И уход.
Сил неизбежное горенье.
И редких радостей восход.

Мила Суворина   12.09.2009 22:17     Заявить о нарушении
Очень рад. Во многом - совпадение мыслей. Оттенок моего "умствования" - физические ощущения переходят в сложные чувства. Если бы кто построил гамму этих чувств и переживаний!

Станиславский давал подобные упражнения - для актеров, в современности Мирзакарим Норбеков, врач, спортсмен-единоборец, основатель системы оздоровления, как бы я назвал "через образ здоровья и волевые усилия" - тоже дает упражнения для чувств, Владимир Леви - в своей оригинальной системе аутотренинга - обращается к гаммам чувств...

Почему писатели не хотят работать с гаммами? Давно бы уж собрались с психологами и сделали бы такие гаммы!

Валерий Берсенев   13.09.2009 05:49   Заявить о нарушении