Выбрать либидо
Итак. Разумеется, здесь я не буду использовать выше указанные понятия в узко-бытовом смысле, приравнивая либидо к сексуальному влечению. Обратимся к изначальному и вполне научному контексту этих явлений, согласно которому, либидо – это энергия созидания, а мортидо – энергия разрушения. И то, и другое – фундаментальные побуждения человеческой психики, то есть присущие ей изначально и являющиеся первоосновой всех остальных желаний и мотивов. При этом, не смотря на базовое присутствие обоих инстинктов в нашей с вами психике, уживаются они в ней крайне плохо. Два противоположных и разнонаправленных вида психической энергии, противореча друг другу, не могут бесконфликтно сосуществовать в рамках здорового психического аппарата. Оговорюсь, что, упоминая о несовместимости либидо и мортидо, с одной стороны, имею в виду преобладание того или иного побуждения в психической организции субъекта, с другой - утверждаю лишь, что в каждый момент времени и в каждой конкретной ситуации им движет либо то, либо другое. Оба импульса одномоментно не могут быть активными, если речь не идёт о шизофрении. По этой причине, нам с вами, дорогие коллеги, в меру своих возможностей приходится выбирать, какому из них дать зелёную улицу в своей душе, а какой сублимировать социально приемлемыми (или не очень) способами.
Если вы не отшельник или потерпевший крушение, обосновавшийся на необитаемом острове, то непременно принадлежите к определённой социальной группе. В этой группе вы можете либо стремиться к тому, чтобы быть ей полезным, создавая что-то и отдавая тем, кто вас окружает (и тогда мы можем смело и радостно заявить, что вы выбрали либидо), либо, выбрав мортидо, всеми силами стараться разрушить (или отобрать, устраняя помехи) то, что создали другие.
В первом случае, предаваясь радости творчества, вы будете всецело заняты своим творением и процессом созидания, а до поры до времени можете и не замечать, что вы тут, собственно, не одни. Пока среди тех, кто вас окружает, не найдётся тот, кто, увидев ваш очаровательный песочный замок (или трогательный стишок – не суть важно), испытает непреодолимое желание ткнуть в него палкой, как следует разворошить и удовлетворённо попрыгать на останках. А с палкой, как это ни прискорбно, как правило, разгуливают те, кто страдает творческим бесплодием.
И что же происходит с вами, вдохновенным творцом, ещё так недавно пребывавшем в сладостной власти либидо? Вы испытываете гнев, обиду, и страстное желание защитить свои границы, а, может быть, и наказать обидчика. И вот вы уже во власти мортидо, а тонкий голосок либидо теряется в раскатистом гуле праведного (и, в данном случае, вполне адекватного) негодования. Ловушка, господа. Человек, охваченный гневом, творить уже не может, пока не восстановит попранное достоинство: мортидо и либидо несовместимы. Муза в ужасе шарахается от обиженного творца. Гнев, как известно, порождает гнев, и вот вы уже изрядно застряли в паутине социального конфликта, а ваши творения становятся всё более чахлыми, оставленные без подпитки энергией либидо.
Но! Дорогие поэты, мы-то с вами находимся не в детской песочнице! А значит, у нас есть иной способ защитить себя от палки мортидо: просто не раскачивать маятник агрессии при столкновении с ней, обратив свой поэтический взор в сторону, противоположную её источнику (мортидо). Невротическая потребность ненасыщаема. Кроме того, она требует немедленного удовлетворения, а следовательно, при невозможности насытиться в одном месте, неизбежно пойдёт искать пропитания в другом, а созидатель снова останется наедине с разумным, добрым, вечным. Умные и адекватные члены творческого сообщества вполне способны справиться с этой задачей, группируясь по интересам: одержимые мортидо в одну сторону, озарённые либидо – в другую. Так сказать, методом естественной селекции по предпочтениям.
И всё бы ничего, если бы на помощь ранимому и беспомощному творцу не спешила система. Вобщем-то это тоже естественно. По мере роста любого сообщества, его выхода за рамки небольшого междусобойчика, начинает формироваться надстройка, призванная регулировать взаимоотношения внутри него. По выражению Э. Бёрна, одного из знаменитых последователей Фрейда в части развития теории либидо-мортидо, «проблема общества – воспитать созидательные стремления и подавить уничтожительные». Именно эту цель официально ставит перед собой любая регулирующая система. Благородно? О да. Было бы, если бы не один нюанс.
Как вы думаете, какая сила будет двигать блюстителями порядка, состоящими на службе системы? Вы можете представить себе творческого человека с одухотворённым лицом, предпочитающего блуждать в вышних сферах и счастливо улыбаться при малейшем проблеске истины, занятым поиском и уничтожением чего бы то ни было, пусть даже нарушений прекрасных и благородных правил системы? Я нет. Те, кем движет либидо, просто не могут и не хотят уничтожать. И кто у нас остаётся? Правильно. Личность совершенно иного склада: та, для которой уничтожение и разрушение – естественный и необходимый для поддержания жизнедеятельности процесс.
«Всё, что даёт ощущение сближения, - пишет Бёрн, - содействует удовлетворению либидо, и точно также, всё, что даёт ощущение удаления, содействует удовлетворению мортидо». Личность, одержимая удалением, не может остановиться. При этом, правила и порядок, являющиеся критериями удаления, чистки и т.п., рано или поздно перестают быть основополагающей ценностью для их блюстителя. Главное – удалять, удалять, удалять, выплёскивая ребёнка вместе с водой, нарушая им же самим защищаемые правила (которые, кстати, если что можно и подправить, подогнав под задачи уничтожения). При этом последнее личность подобного склада совершенно искренне не замечает. Представьте, в каком кошмаре ей приходится существовать? Моральные последствия уничтожения (всё-таки совесть есть и у них, просто она настолько подавлена, что её никто не замечает), всеобщая ненависть и/или отвращение, круг общения - исключительно себе подобные, постоянное пребывание в состоянии напряжения (кругом враги), взвинченной злости, обиды и агрессии (бррр). Единственный выход психики из этого ада – предусмотренные природой защиты, вытесняющие всё неприятное для сознания в бессознательное. Именно поэтому, как вы, думаю, неоднократно замечали, спорить с блюстителями порядка бесполезно. Ваши аргументы не доходят до их сознания, отсечённые услужливым мечом психических защит. Да и смысл многих ваших слов, а также взаимосвязи между ними многие из этих господ могут просто не понимать в силу уровня своего образования, интеллектуального и духовного развития.
Догадываетесь, какие последствия мы при этом имеем? Думаю, не только догадываетесь, но и неоднократно сталкивались с ними в различных проявлениях: от опьянённого властью и безнаказанностью гаишника, беззастенчиво вымогающего взятку у вполне добросовестного автолюбителя до…
"Ужасный вывод: недалёкий человек с оружием в руках - это просто страшно!" (с) Контробас.
Впрочем, государство и творческое сообщество - это разные вещи. Что является неизбежным побочным эффектом необходимого в одном случае, совершенно не имеет смысла в другом. К тому же, даже в несовершенной государственной машине функции обвинения и вынесения приговора обычно находятся в разных руках. Случай же, когда «уг. розыск», «прокурор» и «судья» - это одно лицо, я иначе как апофеозом беззакония назвать не могу.
Хотя, дорогие друзья, не всё так плохо. Есть и хорошая новость. Истинный творец, не смотря на кажущуюся хрупкость и ранимость, - существо крайне живучее. Энергия либидо ничуть не менее сильна, чем энергия мортидо, что и доказала многовековая история человечества. Перетекая из мест, оккупированных мортидо, в места с более чистым и свежим воздухом, энергия созидания никогда не остановит своего движения. А вот системы, поощряющие мортидо, как показала всё та же история, недолговечны: не стало Грозного – не стало опричнины, не стало Гитлера – и где он, рейх? Сталинские лагеря ушли в небытие, и вспоминаются лишь как уродливый памятник на могиле тоталитаризма. Механизм самоуничтожения систем, основанных на мортидо, заложен в них изначально: энергия разрушения направлена как во вне, так и внутрь субъекта. Ей без разницы, что разрушать. Так что, господа, делайте ставки, сколько может просуществовать виртуальное лит. объединение, выбравшее в качестве своей политики истребление собственных пользователей? Если, конечно, его хозяев во время не огорчат финансовые последствия массового оттока собственных кормильцев со своего ресурса и неизбежная в данном случае качественная смена контингента.
Искусство же вечно. А выбор, друзья, всегда за нами. Овидий, Петрарка, Леонардо, Рильке, "Наше всё", Бродский (+ бесконечный список) - читаемы и почитаемы веками. "Mein Kampf" же изучают исключительно из научного интереса (историки и психиатры).
Ну и напоследок ещё одна цитата из Бёрна: «В жизни сколько-нибудь счастливого индивида приступы ярости встречаются реже оргазмов» (с). Улыбнитесь, люди. Творите и читайте достойное, выбрав либидо. Благо, оно имеется в предостаточном количестве.
Свидетельство о публикации №109091204299
Искренне убежден и не раз говорил об этом, что все нынешние проблемы - следствие коммерциализации сайта. И с данным высказыванием согласны (либо сами высказывались подобным образом) и многие наховцы. Но отсюда неизбежно вытекает и иное: стОит любому ресурсу значительно перерасти возможности бесплатных сервисов (как правило, по мере укрупнения и увеличения контингента пользователей), он неминуемо начнёт скатываться в то же самое.
И вот здесь уже поджидает другая засада: крайняя амбициозность, да и, что уж там говорить, абсолютное отсутствие внутренних тормозов отдельных наховцев приведёт к таким уродливым формам борьбы, рядом с которыми наши нынешние злоключения покажутся сладкой ватой на палочке.
Рецепт существует лишь один, но на сегодняшний день это утопия - богатый дядя, способный финансировать (абсолютно безвозмездно!) подобный портал.
Причем опять же - с цензурой, модерацией и прочими атрибутами государства, без которых любой проект со временем превратится в помойную яму.
Позволю себе не вполне согласиться с сентенцией о том, что разрушение делает невозможным творчество, а оттого Автору нужно быть вне борьбы. Зачем шаблонно применять фрейдистскую методологию, которая и при изучении индивида-то не вполне валидна, а уж для социума попросту смешна? Здесь действуют именно законы социума, базирующиеся на вполне универсальных диалектических принципах.
Конфликт - лишь один из аспектов проявления закона единства и борьбы противоположностей и является одним из необходимых условий развития социума, а вместе с ним и каждого члена данного социума.
Резюмируя: пока есть хоть какие-то возможности, нужно пытаться влиять на ситуацию Стихи.ру. Возможно, нам и придётся уйти (хотя пока, ИМХО, рано), но тогда вступит в силу то, что прибыльность начнёт падать и администрации волей-неволей придётся искать консенсус...
С уважением,
Нежный Скунс 04.11.2009 06:15 Заявить о нарушении