Елена Прекрасная и волшебная скрипка
***
Часть первая. О детстве Елены Прекрасной
Вот послушайте-ка, детушки, как сказывала мне матушка Леда о детских и отроческих годах своей дочери любимой – Елены Прекрасной.
Как родилась у матушки Леды дочка Елена, возрадовался батюшка Зевес, возрадовались боги, возрадовалось всё живое на Земле. Пришла в сей мир не просто женщина, не просто бессмертная богиня (в батюшку Зевса), не просто могучая титанида (в матушку Леду). Пришла в сей мир красота несказ;нная, с душою чистой и светлой. Всеми талантами наделил Еленушку Зевес-батюшка, всем своим могуществом небесным защищал он её во младенчестве. И ещё наделил он её бессмертием. Всею красотою, добротой и чистотой своей, могучей титановой душой, нерушимою связью с природой, неистребимой любовью ко всему живому – и земному, и небесному – наделила Елену матушка Леда.
И порешил Зевес-батюшка, что должна его дочь любимая Еленушка стать прекраснее всех богинь небесных, всех нимф морских, всех женщин земных. Но как же стать Елене прекраснее, чем сама богиня любви Афродита, чем богиня охоты Артемида? Как стать ей прекраснее могучей дочери Зевса – Афины-Паллады и супруги его венценосной – прекрасноволосой Геры?
Узнала его заботу Леда-матушка и задумала поговорить по душам с Мойрами – тремя богинями по имени Клото, Лахесис и Атропос, что определяют судьбу и богов, и людей, и титанов. Никто не может уклониться от судьбы, ими предначертанной.
Ещё когда тяжела была Леда-лебёдушка, напряла она из своего пуха лебяжьего тонкую нить белую и смотала её в большой клубок. Да когда пряла, приговаривала: «Ниточка белая, тонкая – не рвись, не тянись да никогда не заканчивайся!». И вот теперь взяла Леда тот клубок, да и пошла к сёстрам-Мойрам.
Никто ещё так смело не приходил к ним, дивятся Мойры на Леду! А она достаёт свой клубок ниток белых и говорит: «Возьми, милая Клото, мой клубок! Решила я облегчить твою работу. Пускай нить из этого клубка и будет жизненной нитью доченьки моей Еленушки».
Переглянулись Мойры, а Лахесис и говорит: «Не печалься, милая Леда! Возьмём мы твой клубок, будет жизнь дочери твоей Еленушки так же чиста и светла, как эта нить из пуха лебяжьего. Когда вынимала я жребий для Еленушки, выпало ей стать самой прекрасной из всех женщин, живущих на Земле, – и смертных, и бессмертных. Но чтобы сделать её прекраснее всех богинь небесных, как желает того Зевес-батюшка, должна ты научить её всему, что знают и умеют и богини небесные, и женщины земные».
Воротилася Леда-матушка домой и послала весточку Зевсу-батюшке, что так, мол, и так, велели Мойры научить Елену всем искусствам, премудростям и тонкостям, кои ведомы женщинам земным и богиням небесным.
И повелел Зевес сыну своему, солнечному богу Аполлону и дочерям своим музам обучить Елену всем ведомым им искусствам и наукам, кроме астрономии. (Боялся Зевес, что проведает Елена о чудесах иных планет, иных островов звёздных и покинет ради них родную Землю).
И ещё повелел Зевес дочери своей, богине Луны – Артемиде-охотнице – обучить Елену искусству охоты, дать ей тайные знания о диких зверях и чащах лесных, и передать ей свою чистоту женскую.
И ещё повелел Зевес могучей своей дочери, непобедимой воительнице, мудрой богине Афине-Палладе обучить Елену высоким наукам и домашним ремёслам, рукоделию и ткачеству. И ещё – обучить Елену искусству воинскому и передать ей всю свою мудрость, как выйдет она в совершенные лета.
И ещё тайно повелел Зевес богине любви Афродите обучить Елену всем тонкостям науки любовной, всем женским чарам, чтобы превосходила она в этом всех женщин земных, всех богинь небесных. Но этой науке должна была учиться Елена, как станет она невестою.
И только сыну своему, хитроумному Гермесу не велел Зевес ничему учить Елену, чтобы не знала она ни обмана, ни лжи, ни злобной хитрости.
И ещё одному сыну своему – неистовому богу войны Аресу – запретил Зевес подходить к Елене, чтобы не научилась она от него радоваться людскому горю.
* * *
Семь тел составляют сущность человека – и смертного, и бессмертного.
И первое тело – физическое – было превосходным у Елены от рождения, и была она прекрасной, как богиня, и могучей, как титанида. Но музыка и танцы, охота и искусства воинские, и наука любовная должны были сделать физическое тело Елены столь совершенным, чтобы превосходила она всех и в музыке, и в танцах, и в охоте, и в воинских забавах, и в любви.
И второе тело Елены – эфирное, которое отвечает за чувства и ощущения, – было тонким у Елены от рождения, и должно было стать ещё более тонким и изящным, чутким и нежным под влиянием Аполлона и муз, Афины, Артемиды и Афродиты. А сама Леда-матушка, как и Артемида-охотница, учила Елену слушать язык Земли, учила разговаривать и с птицами, и с цветами, и с самой малой букашкою.
И третье тело Елены – астральное, тело высших эмоций и желаний, – было прекрасным у неё от рождения, ибо передал ей Зевес-батюшка всю силу своей божественной любви, ибо передала ей Леда-матушка весь жар своего сердца титаниды и научила её радоваться всем земным радостям и печалиться земным бедам. И отточить эмоции Елены, привить ей только самые чистые и светлые желания должны были все её божественные учителя.
И четвёртое тело Елены – ментальное, что отвечает за мысли и мечтания, – было светлым и чистым у неё от рождения. И силу ему должны были придать науки и искусства, коим обучали Елену мудрая Афина, Аполлон и музы. А Зевес-батюшка приучал её к светлым, божественным мыслям, высоким мечтаниям, радости познания, а матушка Леда – ко всем мыслям и заботам земным.
И пятое тело Елены – тело привычек и событий – должна была воспитать сама матушка Леда, ибо нить судьбы своей дочери она создала своими материнскими руками. Посему и привычки Елены не должны были мешать исполниться её светлой судьбе.
И шестое тело Елены – её чистую душу, её ангельский характер, её доброту и нежность, любовь ко всему живому – подарила ей матушка Леда в столь совершенном виде, что не было никого милее и добрее на всём белом свете, чем Елена Прекрасная.
И седьмое тело Елены – её могучий дух, дух истинной женщины, богини и титаниды – был сплавом светлого, божественного духа царя богов Зевса и несгибаемого духа могучей титаниды Леды. А укрепить её дух должны были Артемида и Афина.
Все семь тел Елены были прекрасны от рождения, а должны были стать ещё прекраснее, ибо воспитывали её светлые олимпийские боги, ибо обучали её всем искусствам Аполлон и музы, ибо матушка Леда вскормила её и передала со своим молоком все тайные знания о природе земной, о травах и цветах, птицах и животных, водах земных и облаках небесных.
Вся небесная была Елена – и вся земная.
***
Часть вторая. Елена Прекрасная и мастер Страдивариус
В детстве водила хороводы Еленушка с наядами и дриадами, нимфами речными и лесными. И плавала она среди волн морских с нереидами, и каталась на солнечной колеснице с Гелиосом. И сам батюшка Зевес обучал её летать на крылатом коне Пегасе. И приходили к ней её божественные учителя, и не было дня, чтобы не научилась Еленушка чему-то новому, чистому, светлому, радостному.
Но всего более любила Еленушка петь и танцевать в хороводе муз вместе с братом Аполлоном. Как была она во младых летах под крылом лебединым у матушки Леды, обучали её поэзии, музыке, пению, театральным искусствам и истории сестрицы её по отцу-Зевсу: муза эпической поэзии Каллиопа, муза лирики Евтерпа, муза любовных песен Эрато, муза истории Клио, муза танцев Терпсихора, муза трагедии Мельпомена, муза трагедии Талия, муза священных гимнов Полигимния.
А игре на лире, кифаре и других инструментах музыкальных обучал Елену Прекрасную сам Аполлон, бог света и искусства. Научилась она от него всему, но иногда, выйдя к быстрому ручью, слушала, как журчат его чистые воды, как поют сладкоголосые соловьи. И чуяла Еленушка своим горячим сердцем, что не слыхала даже от Аполлона таких чистых, светлых и звонких песен, как музыка воды и пенье соловьёв.
И мечталось Еленушке о таком инструменте музыкальном, что заставит замолчать всех муз, всю природу земную, заставит плакать и смеяться и людей земных, и богов небесных.
И когда исполнилось ей двенадцать лет, рассказала она о своей мечте Аполлону. И стал он приносить ей инструменты разные из далёких стран: арфу сладкозвучную, гусли звончатые. И приходил к ней бог лесной Пан, и играл ей свои песни на свирели так, что затихало вокруг всё живое на Земле от этих песен. Но боги олимпийские внимали равнодушно бесхитростным напевам бога лесного Пана.
И ни арфа, ни гусли, ни свирель не утешили сердца Еленушки, ибо звучали в нём песни соловьиные, переливы ручьёв звонкие.
Задумался тогда Аполлон и пошёл за советом к Зевсу-батюшке: так, мол, и так, просит Еленушка у него такой инструмент музыкальный, который звучал бы чище глосса соловьиного, звонче ручья горного.
Подивился Зевес: не бывало ещё такого, чтобы кто-то захотел музыки лучшей, чем от самого Аполлона и его муз. Но делать нечего, ведь он сам пожелал сделать Елену самой прекрасной, и вот её прекрасная душа жаждет музыки небывалой.
Говорит Зевес Аполлону: «Не родился ещё пока на Земле такой мастер, который может сделать нужный инструмент музыкальный. Только через сотни лет в земле Италийской родится великий мастер Страдивариус, и ему дадут боги такой талант, и он сделает волшебную скрипку. Хотя и до него люди будут делать скрипки, но только Страдивариус научит их петь голосом живым, чистым, звонким, соловьиным».
Спрашивает Аполлон: «Зевес-батюшка, как бы достать мне такую скрипку для любимой сестрицы Еленушки? Да и самому мне тоже не терпится услышать голос волшебной скрипки!»
Отвечает ему Зевес: «Непростое это дело – достать скрипку у того, кто ещё не родился. Для этого надо самому уйти в будущие века, победить Время. Но для тебя, сынок, открою тайну великую. Ведь мой отец родной – это и есть само Время, древний титан Кронос, потому зовут меня Кронид – сын Кроноса. Но победил я своего отца и заточил его в Тартар вместе с другими древними титанами, да перед тем забрал у него машину волшебную – машину Времени. Вот на этой машине отца моего Кроноса вы с Еленой и сможете улететь на сотни лет вперёд, попасть к самому мастеру Страдивариусу и попросить у него самую лучшую скрипку.
Только нельзя держать её на Земле сейчас, пока не пришёл срок для скрипки, посему на Земле она сразу исчезнет и вернётся в своё столетие. Надо привезти её сразу сюда, в мой небесный дворец, и хранить её под моим присмотром. Ибо победил я само Время, потому имею над ним власть».
Тут Зевес показал Аполлону, где стоит машина Кроноса – машина Времени, научил, как ею управлять. Обрадовался Аполлон и быстрёхонько полетел к Елене на своей колеснице, запряженной белыми лебедями. Привёз он её в небесный дворец Зевесов, вошли они в машину Времени.
Тут Аполлон сказал слова заветные, загадал нужное столетие и страну – и очутилася эта машина с Еленой и Аполлоном в земле Италийской, прямо перед домом самого скрипичного мастера Страдивариуса. Спрятали они машину в саду рядом с домом, чтобы не увидел никто.
Заходят они в дом, видят: сидит за работой мастер Страдивариус со всеми своими учениками-подмастерьями, скрипки делает. Поздоровались они с ним на языке древнегреческом, и понял их мастер Страдивариус, ибо знал многие языки – и живые, и древние. Поздоровался и он с ними, подивился красоте своих гостей молодых и одежде их необычной. Хоть и предстал перед ним Аполлон в образе как бы земного юноши, а не бога олимпийского, всё же его волосы золотые и красота неземная освещали всё вокруг. А Елена Прекрасная вся так и светилася красотою своей лебединою, добротою и чистотою.
Вот попросили гости мастера Страдивариуса показать им свою самую лучшую скрипку. Вынул мастер сей инструмент из футляра и подал его Аполлону. Взял Аполлон в руки скрипку и смычок, и заиграл на ней, да так, что все вокруг застыли от изумления. Закончил играть Аполлон, а Елена ему и говорит: «Всем хороша эта музыка, но всё же песня соловьиная чище звучит».
Подивился её словам Аполлон, подивился и мастер Страдивариус. А Елена и говорит им: «Коли хочет мастер, чтобы его скрипки были лучше всех в мире, чтобы пели они голосом живым, волшебным, соловьиным, пусть он возьмёт на год в подмастерья спутника моего да научит его скрипки делать. Тогда вместе с ним мастер Страдивариус сделает волшебную скрипку, что заставит замолчать всех муз, заставит слушать себя всю природу, заставит плакать и смеяться всех людей и богов небесных».
Согласился на то мастер, согласился и Аполлон выполнить просьбу Елены. Хоть и не знал Страдивариус, что в подмастерья к нему идёт сам бог света и искусства, зато Аполлон понял, что он не столько должен учиться, сколько посылать вдохновение мастеру.
Целый год пробыл Аполлон в учениках у Страдивариуса, вместе научились они делать скрипки небывалые. А Елена Прекрасная жила тоже в доме мастера, помогала по хозяйству и училась играть на скрипке. И передавала она новым скрипкам Страдивариуса частичку своего горячего сердца, частичку своей чистой души.
Вот прошёл год, стали прощаться они с мастером, и на прощание открылся ему Аполлон. Не поверил было Страдивариус, да ведь как не поверить, когда преобразился светлый солнечный бог на его глазах: в руках – золотая кифара, на голове – золотой венец, и сияет тот венец, как Солнце. С поклоном преподнёс Страдивариус Аполлону свою лучшую скрипку (из тех, что они сделали вместе) – в благодарность за помощь, за вдохновение.
Пообещал Аполлон не забывать чудесного мастера и сказал ему, что никто и никогда не сумеет превзойти его, ведь больше никому из скрипичных мастеров не будет помогать солнечный бог, никто больше не сумеет делать такие волшебные скрипки.
Вернулись Аполлон с Еленой на машине Кроноса в своё время, в небесный дворец Зевесов, показали ему скрипку. Подивился Зевес на сей инструмент чудный, и повелел собрать всех богов олимпийских, муз и харит, чтобы послушали они, как поёт волшебная скрипка.
И когда собрались все боги, музы и хариты, вышла вперёд Елена Прекрасная и заиграла на скрипке. Грустную и нежную песню лебединую запела скрипка, как журчание горного ручья. И заслушались боги, и загрустили, и слёзы показались на их светлых глазах. И небо над Землёй заволокли тучи, пролились дожди, – вся природа плакала, слушая грустную песню волшебной скрипки.
Закончила играть Елена – взял в руки скрипку Аполлон. И под его смычком запела скрипка песню ясную, солнечную, словно послышались радостные любовные трели соловьиные!
И небывалой красоты и чистоты музыка наполнила мир, и улыбнулись, и засмеялись боги, и пустились в пляс музы и хариты, и вечно юные богини – Артемида и Афродита. И над Землёй развеялись тучи, засияло яркое солнце, – вся природа возрадовалась солнечной песне волшебной скрипки.
Закончил играть Аполлон, и велел Зевес спрятать скрипку у него во дворце, чтобы никто не смог завладеть её волшебной силой, заставить плакать и смеяться и богов, и всю природу по своей воле. Только на самых больших праздниках разрешил он играть на этой скрипке Аполлону и Елене Прекрасной.
***
Часть третья. Волшебная скрипка и бог Гермес
Воротилася Еленушка домой, к матушке Леде. Часто играла она на арфе, пела и танцевала с подругами – музами и нимфами, но всё вспоминала о волшебной скрипке.
Всем богам запал в душу чистый и светлый её голос, но больше всех думал о ней хитроумный бог Гермес. Хотелось ему завладеть этой скрипкой, похитить её из небесного дворца батюшки Зевса, чтобы с её помощью заставить повиноваться себе и богов, и людей, и всю природу. И придумал он – обмануть Елену Прекрасную, отнять у неё волшебную скрипку, когда она будет на ней играть. Ведь не ведала Елена ни хитрости, ни обмана, и не могла она догадаться о том, что задумал Гермес.
Улучил он момент, когда одна была Елена, не было рядом с ней ни муз, ни нимф, ни божественных учителей – Аполлона, Афины и Артемиды. Пришёл он к Елене и начал ей рассказывать, будто бы придумал он для скрипки мелодии небывалые и хочет научить Елену играть эти чудные песни. Обрадовалась Еленушка, не знала она, что братец Гермес надумал обмануть её. Попросила она у матушки Леды коней-лебедей белокрылых, запрягла их в колесницу и полетела с Гермесом в небесный дворец Зевесов. А Зевес о ту пору занят был – разбирал спор какой-то между богами и героями-полубогами. И уговорил Гермес Елену достать волшебную скрипку без ведома Зевса-батюшки, чтобы, мол, Елена выучила те мелодии Гермесовы тайно, как подарок Зевсу для будущего праздника.
Достала Елена скрипку и подала её Гермесу, чтобы он сыграл на ней свои дивные мелодии. А Гермеска-то, как схватил скрипку, мигом нацепил свои крылатые сандалии и улетел – далеко на Землю, где думал спрятать скрипку в пещере потаённой. Не знал он, что ещё не пришло время для скрипки на Земле.
Как только ступил он на почву Земли, так сила Времени-Кроноса перенесла его (по воле Зевесовой) вместе со скрипкой в тот будущий век, когда эта скрипка должна была появиться. И оказался Гермес вместе с похищенной скрипкой в доме мастера Страдивариуса.
Понял он, что нарушил закон природы, нарушил волю Зевса – победителя и хозяина Времени. Хотел было улететь на своих крылатых сандалиях, но утратили они свою волшебную силу.
Увидел мастер Страдивариус, что перед ним стоит незнакомый смуглый юноша и держит в руках скрипку. Сразу узнал мастер свою работу, вспомнил, кому он подарил эту скрипку. А Гермеска-то решил обмануть мастера. Поздоровался он с ним и сказал, что, мол, прислал его Аполлон за другой скрипкой: эта, мол, потеряла чистоту своего голоса.
Не поверил ему мастер Страдивариус, да виду не подал, взял скрипку из рук Гермеса и сказал в ответ: «Коли хочешь получить от меня скрипку ещё лучше этой, ты должен поработать у меня в подмастерьях целый год и научиться сам делать скрипки. Сумеешь сделать такой инструмент, какой хочешь, – подарю я его тебе от чистого сердца».
Согласился на то Гермес. Думал он, что за этот год научится делать скрипки, да ещё и придумает, как назад вернуться в своё время. Ведь когда-то именно он сделал первую лиру для Аполлона и изобрёл свирель, так что ему было не в новинку изготавливать инструменты музыкальные.
Стал он работать, учиться у мастера Страдивариуса. Только за что ни возьмётся, всё у него из рук валится. Ведь скрипка – это не простенькая свирель и даже не лира. Чтобы скрипку изготовить, мало одного мастерства и ловкости: надо всю душу в неё вложить! А Гермеска-то по своей привычке всё пытается словчить, схитрить, от работы увильнуть, украсть у других подмастерьев, которые уже научились скрипки делать.
Всё это видит мастер Страдивариус, да не подаёт вида. Знает он, что не простой человек у него в подмастерьях: по всем повадкам узнал он в нём Гермеса, бога хитрости и обмана.
А во дворце Зевесовом переполох: плачет Елена, кается, что взяла скрипку без спроса, что обманул её Гермес, хитростью отнял волшебный инструмент. Рассказала она всё батюшке Зевсу, а тот на неё даже и не гневается: ведь он сам велел оградить Елену от всего злого, чтобы не знала она ни хитрости, ни обмана. Вот и сумел так легко обмануть её Гермес. Да кого он только не обманывал!
Посмотрел Зевес на Землю и на небо, видит – нет нигде ни Гермеса, ни скрипки. Догадался он, что Гермес вместе с волшебной скрипкой перенесен в будущие века, когда люди уже научились делать скрипки.
Позвал он Аполлона и велел ему с Еленой снова лететь к мастеру Страдивариусу: а вдруг найдут они у него и Гермеса, и скрипку. (Не столько о скрипке он думал, сколько без сына-Гермеса заскучал: кто ему будет теперь вести приносить, кто будет его своими хитрыми шалостями тешить?)
Снова сели Аполлон с Еленой в машину Времени-Кроноса, снова сказал Аполлон слова заветные – и очутились они перед домом мастера Страдивариуса. Только вышли они из машины, видят – выбегает из дома Гермес и бежит прямо к ним, а за ним гонятся подмастерья. Видно, снова украл что-то Гермеска, не стерпели они его проделок, решили проучить. Схватил Аполлон Гермеса за руку, втащил в машину Времени и улетел с ним обратно, в своё время. А Елена-то замешкалась, осталась одна перед подмастерьями рассерженными.
Узнали они её, обрадовались: всегда добра была с ними Елена, песни пела дивные, готовила кушанья вкусные, говорила всегда голосом ласковым. Привели они её в дом к мастеру Страдивариусу, и попросила она его ещё хоть раз взглянуть на волшебную скрипку.
Строго посмотрел на неё мастер и сказал: «Хоть там у вас и боги олимпийские, а живёт между ними зависть, ложь и обман. Не отдам я больше свою любимую, волшебную скрипку в руки олимпийским богам. Пусть она несёт радость простым людям, пусть они плачут и смеются, слыша её чистый голос».
Огорчилась Еленушка, да что поделаешь! – сама виновата, дала обмануть себя Гермесу, взяла скрипку без спросу, – вот и потеряла её навсегда.
Тут вошёл Аполлон: отвёз он Гермеса к Зевсу и вернулся за Еленой. Просит и он у мастера Страдивариуса вернуть ему скрипку, – нет, не отдаёт её мастер и Аполлону, говорит: «А вдруг попадёт она в руки даже не Гермесу – от него вреда немного, – а кровожадному богу войны Аресу? Заставит Арес и богов, и людей под звуки этой волшебной скрипки начать войны небывалые, убивать жестоко друг друга и радоваться крови пролитой! Пусть лучше будет она у меня, пусть не узнает больше никто о волшебной силе этой скрипки».
И попросил он Аполлона простить его за такую дерзость, что не выполнил он его просьбу – не вернул этот инструмент, сделанный руками мастера, вдохновлённого самим же Аполлоном.
Грустно посмотрел солнечный бог на мастера Страдивариуса, молча повернулся и вышел вместе с Еленой Прекрасной… Не видали с тех пор больше на Земле Аполлона.
А скрипки мастера Страдивариуса до сей поры чаруют людей своими волшебными песнями, поют своими дивными голосами, которыми наделили их Аполлон и Елена Прекрасная.
Свидетельство о публикации №109091003439
Катерина Магна Балашова 22.03.2015 00:38 Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отклик на мою сказку.
Конечно, есть много и других масторов, но я выбрала Страдивари. Вы уж извините, пожалуйста.
С уважением,
Татьяна
Богданова Т.В. 02.05.2015 13:23 Заявить о нарушении