Конец позволению. Лицензия на свободу

"Неограниченная свобода ведет к наиболее полному и суровому рабству". (Платон)
"Делай что должен и будь что будет". (Из рыцарского кодекса)

 
Любое продолжительное действие ведет к укоренению привычки - совершать именно его, и переходит из разряда "продолжительных" в разряд "постоянных".
Потеря изначальных ориентиров /Ради чего/,  для новоиспеченного "постоянного действия" - низводит это действие до уровня "обыкновенного попустительства".

Философ экзистенциалист Жан-Поль Сартр, в своих пессимистических рассуждениях, назвал себя и других людей  "обреченными на свободу". Людьми, гонимыми желанием "свободы", которая представляется  им ни чем иным, как обратным полюсом "нежеланной действительности". Свободой для пользования и существования в ней,  а не ради воплощения задуманного и должного. Свободой ради самой свободы. И если даже (что мало вероятно) изначальному  желанию "свободы" и предшествовало стремление /Ради чего/, то со временем, связь с этим стремлением утрачивалась. И люди оказывались не у дел, перед лицом приобретенной, всевозрастающей, но уже никчемной "свободы". Свободы уподобленной непрекращающемуся зуду, от которого нет проку и возможности  на избавление. Свободы как приговор, отягощающей свободы.

"Неограниченная свобода ведет к наиболее полному и суровому рабству" (Платон).
Свобода не предполагает вседозволенности. Она возможна, только при наличии высоких моральных принципов. Реальный выбор свободы определяется и ограничивается  в соответствии с этими принципами, а также ценностями, служению и сохранению которых, человек получивший лицензию на свободу посвящает свой осознанный и ответственный выбор. 

Парадокс заключается в том, что человек с лицензией на свободу, свободен поступать так, как вздумается, но несвободен совершать поступки, противоречащие его основополагающим принципам и моральным ценностям. Срок действия лицензии на свободу ограничивается  наличием изначальных ориентиров /Ради чего/, что априори является следствием присутствия  у данного человека основополагающих ценностей  и принципов.

Свобода, как и любая  из привилегий, – слуга  контекста. В контексте взаимоотношений между мужчиной и женщиной образующих (или желающих образовать) пару,  - свобода ограничивается возможностью быть вместе. 

…Мое стремление к позволению утратило свою первопричину, на чем и прекращаю.

В миг, когда раб приобретает свободу, он неминуемо  сталкивается с  "Невыносимостью легкости бытия".


Рецензии