Снежинка в потоке времени-18

БИТВА СЛОВЕС

"Так дадим отпор отсталому,
Ветхому и бестолковому,
Чтобы с этих пор по-новому
Оставалось в с е  п о - с т а р о м у!"

(Куплеты из кинофильма "Не бойся, я с тобой!")

Опять бедный литератор попадает в безвыходное положение. Винни-Пух нашелся. Ему и надо говорить с читателем на языке читателя, и основных понятий этого языка он не знает. Ведь художественный "язык" - это ведь не только слова, но и многие, усвоенные в чтении многих лит. произведений приемы, знание этих приемов...

Читатель хочет ямбов, так как "ямбы ласкают ихнее ухо" (Маяковский). Читатель хочет чего-то похожего на пушкинскую эстетику - "выучился в гимназии" (Маяковский). Простой порожек взял для примера Владимир Владимирович, но он умолчал, что с такого порожка все и начинается.

Ах, как по-разному мы понимаем слова! В одном чеховском рассказе описываются мучения интеллигентной семьи, которая решилась заняться "опрощением - по-толстовски". Осели в деревни, землю пашут. А мужички деревенские, видя, что "баре чудят", то потраву на их лугу учинят, то яблони в саду втихаря оберут... Встречают интеллигенты мужичка ("богоносца")... 

-Вот что! Мы вас сперва уважали, а вы к нам так отнеслись! Мы вас теперь презирать будем!

Мужичок подумал (и другим рассказал): "Ишь ты! Призирать будут - заботиться, значит он нас." Слово "презрение" мужичок не знал. А органы тогдашней соцзащиты "институт призрения", то есть организации заботящиеся об обездоленных - это ему было понятно.

Интеллигенты и мужичок говорили на разных языках, думая, что понимают друг друга. Честно говоря - не я это наблюдение произвел. Читал где-то. Но - как верно оно!

А если еще вспомнить, что и взгляды свои на жизнь, и привычные поступки, и понятия о мировом законе нравственности мы всегда укладываем в определенную систему (так уж устроен наш разум), то иногда в головах читателя и писателя противостоят друг другу две разных модели мира. (Что интересно - не ошибочная или верная модель! Обе модели могут быть рабочими, только в разных условиях и с разной приближенностью к действительной жизни!)

Именно так: система взглядов стоит против или перед системой взглядов. А свойства любой системы таковы, что она старается самосохраниться. Почему? Да потому, что во многих случаях доказала свою полезность для ее носителя. Любое нарушение системы кажется ошибкой, требующей исправления. Не исправив ошибку - получишь искаженное понимание ситуации и можешь попасть в беду.

На живых организмах эта всевластность системы особенно хорошо видна. Был в девятнадцатом веке во Франции такой упорный энтомолог и естествоиспытатель - Жан Анри Фабр. Некоторые книжники еще помнят его интереснейшую книгу "Жизнь насекомых". Начав карьеру школьным учителем на юге Франции, он своим упорством и наблюдательностью достиг того, что стал одним из авторитетнейших энтомологов своего времени. Интенсивность работы и упорство в размышлениях были титаническими. Жертвы его ради изучения насекомых - поражают. Он купил (по-моему где-то в Арле) пустырь, но не стал его засаживать виноградом или еще как-то использовать. Все, что ему нужно, на пустыре было в естественном виде: растительность и насекомые.

В кабинете на Пустыре (так и начали называть это поместье) за тридцать лет он в каменном полу (!) протоптал глубокую дорожку своими деревянными сабо, размышляя о судьбах муравейника или какого-нибудь жучка рода "ломехуза". Однажды за окном кабинета запел дрозд. Подвижник схватил со стены висящее там охотничье ружье и безжалостно убил птицу!

Вот каким был этот человек! Тем сокрушительнее оказалось поражение, нанесенное упорному ученому маленькой виноградной мушкой. Думая, что все ему подвластно (недаром он столько работал!) ученый склеил капелькой меда мушиные крылышки. Муха их складывала так: правое - на левое. А ученый их склеил наоборот: сложил левое на правое. Он думал: мушка только что прошла линьку, привыкнет. Излишним будет добавить, что такое положение крылышек продержалось до первого полета. Сев на руку энтомолога мушка сложила крылья так, как складывала первоначально.

Это пример простейший. Система взглядов человека и его речевые привычки в тысячи раз устойчивее. В лучшем случае он перетряхнет систему взглядов и уложит их в равнозначную систему, стараясь нисколько не потревожить свои фундаментальные понятия. "Чтобы с этих пор по-новому оставалось... все по-старому..."

Можно ли с этим что-то сделать? Я утверждаю: можно. Фабру бы изменить наследственность мушки. Найти среди множества мушек хоть одну, которая по-особому складывает крылья. А там уже дело - для генной инженерии.

Знаем ли мы устремления массы людей, нас окружающих? Не торопитесь отвечать. Вспомните: вы ведь среди этих людей с детства живете! Значит где-то это знание у вас есть. Только вы пока не умеете его извлечь для использования. Есть ли у вас язык, на котором можно разговаривать с окружающими? Есть, разумеется. С этого и надо начинать.

Я слышал: когда испуганный табун галопом мчится к гибельному краю оврага, табунщик вскакивает на самого быстрого жеребца и мчится в обгон табуна. Потом у края оврага он закружит его. Лошади будут бежать, но табун в целом остановится.

Что это значит, я скажу в следующем эпизоде.


Рецензии
Валерий, ты интересно, но довольно сложно (может быть только для моей бедной "нефилологической" головы) объясняешь общий смысл многих ПОЛЕМИК СТИХИРЫ, где каждый (читатель <=> автор)доказывают свою правоту. Иногда доброжелательно, иногда грубо. Ищут этот самый ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ понимания. И всё, конечно же, потому, что у каждого своя "система взглядов", свои "понятия", своё внутреннее чувствование, приправленное зачастую изрядной щепотью перца гипертрофированных амбиций.
У меня, например,эта тема скромненько отражается в таких стишках как"Поэты мирно не живут...", "Не объяснить непонимающим...", "Они не открываются бегущим" и т.п.

С уважением! М.С.

Мила Суворина   17.09.2009 11:49     Заявить о нарушении
Мила, ты прости за сложность. Она всегда появляется от недодуманности, от самой сложности вопроса. Маловато у меня тяму для этого, а надо хоть что-то. Чувствую: если не людям, то мне это очень нужно - хоть так вот, в полуфабрикате - осознать.

Валерий Берсенев   05.09.2009 07:26   Заявить о нарушении
Да, стихи эти посмотрел. Понравилось. В этом направлении надо сейчас ходить. И чем больше людей будут это делать, тем больше шансов, что додумаемся. Хорошо бы, если бы это превратилось в этакий "мозговой штурм".

Валерий Берсенев   05.09.2009 07:29   Заявить о нарушении
Валерий, письмо тебе отправила вчера. Получил? Я тоже пока в премудростях паутины хорошо путаюсь.

А "Снежинки" -пусть летят и летят, так легче разобраться самому и помочь другим...

Мила Суворина   05.09.2009 12:29   Заявить о нарушении
Мила! Где ты оставила письмо? Куда входить?

Валерий Берсенев   05.09.2009 13:47   Заявить о нарушении
Сейчас я отправила копию моего ответа на твоё первое письмо на твой адрес в СТИХИ.РУ Оно уже должно быть на твоем сайтовском адресе.

Мила Суворина   05.09.2009 20:02   Заявить о нарушении