Я писатель типа Чехова

«Я вышел из дому. Стоял душный предосенний вечер среднерусской равнины. Соседские собаки изредка нарушали тишину посёлка. Ничто не предвещало тревожных событий ближайшей ночи».

Что заставило меня это написать?

«В преддверии осени вечерняя тишина степных посёлков таит тревогу. Только незлая собачья перекличка может заставить вдохнуть полной грудью».

Я просто пытаюсь понять, как он это написал.

«Он  решил  стать  беллетристом. Прочитал  двенадцать современных  книг.
Убедился, что может писать не хуже. Приобрел коленкоровую тетрадь, авторучку
и запасной стержень.
     Первое же его сочинение было опубликовано в "Юности". Рассказ назывался
"Победа Шурки Чемоданова". Юный хоккеист Чемоданов много возомнил о  себе  и
бросил учебу.  Затем  одумался.  Стал прекрасно учиться и еще лучше играть в
хоккей. Произведение заканчивалось так:
     " - Главное - быть человеком, Шурка, - сказал Лукьяныч и зашагал прочь.
     Шурка долго, долго глядел ему вслед..."
     Рассказ  был  на  удивление зауряден.  Десятки  и сотни  его  близнецов
украшали  молодежные  журналы.  К  Потоцкому  отнеслись снисходительно.  Как
провинциальный автор он, видимо, заслуживал скидки.
     В  течение  года  ему  удалось напечатать  семь  рассказов  и  повесть.
Сочинения его были тривиальны,  идейно полноценны, убоги. В каждом слышалось
что-то  знакомое.  От   цензуры  их  защищала  надежная  броня  литературной
вторичности. Они звучали убедительно, как цитаты. Наиболее яркими в них были
стилистические погрешности и опечатки:
     "В  октябре  Мишутко  кануло  тринадцать  лет..."  (Рассказ  "Мишуткино
горе").
     "Да  будет ему земля прахом!  - кончил  свою речь  Одинцов..." (Рассказ
"Дым поднимается к небу".)
     "Не суйте мне белки в  колеса, - угрожающе произнес  Лепко..." (Повесть
"Чайки летят к горизонту".)
     Впоследствии Потоцкий говорил мне:
     "...Я  - писатель, бля, типа Чехова.  Чехов был абсолютно прав. Рассказ
можно написать о  чем  угодно. Сюжетов  навалом.  Возьмем  любую  профессию.
Например, врач. Пожалуйста. Хирург, бля, делает операцию. И узнает в больном
-  соперника.  Человека,   с  которым  ему  изменила  жена.  Перед  хирургом
нравственная, бля,  дилемма. То  ли спасти человека, то ли  отрезать  ему...
Нет,  это слишком, это, бля, перегиб... В  общем, хирург колеблется. А потом
берет скальпель и  делает  чудо. Конец, бля, такой:  "Медсестра долго, долго
глядела  ему  вслед..."  Или,  например,  о  море,  -  говорил  Потоцкий,  -
запросто... Моряк, бля, уходит на пенсию.  Покидает родное судно. На корабле
остаются  его  друзья,  его прошлое,  его  молодость.  Мрачный,  он идет  по
набережной Фонтанки.  И  видит, бля, парнишка  тонет. Моряк, не  раздумывая,
бросается в  ледяную пучину.  Рискуя жизнью,  вытаскивает паренька...  Конец
такой:  "Навсегда  запомнил  Витька эту  руку. Широкую,  мозолистую  руку  с
голубым якорем на запястье..." То есть, моряк всегда  остается моряком, даже
если он, бля, на пенсии..."
     Потоцкий  сочинял  один  рассказ  в  день.  У  него  вышла  книга.  Она
называлась "Счастье трудных  дорог". Ее доброжелательно рецензировали, мягко
указывая на захолустное происхождение автора».

3 сентября 1941 года в Уфе родился Сергей Довлатов.


Рецензии
Я о другом. О том, ЧТО Вы написали замечательной Руте по поводу её впечатлений о книжке Любы. Фу, Борис! Как мне жаль, что эту "кучку" наложили именно Вы.

Марина Шапиро   08.09.2009 12:58     Заявить о нарушении
Дорогая Марина!
1. Человеческое общение для меня тайна за семью печатями, если оно – общение – искренне и происходит под воздействием эмоций «первого ряда» - а только так я и общаюсь с друзьями.
Указанный Вами текст можно найти в «написанных» мной рецензиях.
http://www.stihi.ru/board/list.html?start=1210&rec_writer=baruhs
С моей точки зрения эта рецензия не содержит вообще никакого обращения к Руте Максовне: не прямого, не отсылочного.
Да и надо сказать текст статьи, которую я прорецензировал, не требует этого – ведь сам текст статьи лишь отражает творчество другого автора.
Мы там с Малковой слегка пообщались под рецензией.

2. Вообще я считаю, что критиковать можно любой поступок человека: стих, написанную человеком рецензию, любой, повторяю, поступок. Но не более. Нежелательно критиковать самого человека. Только поступок.
Вы это хорошо понимаете, поэтому написали примерно так: «Боря, Вы такой хороший мальчик, но плохо поступили». Так и надо для разговора по существу.

3. К сожалению, должен констатировать, что многие мои рецензии невнятны и непонятны людям, и люди часто вынуждены переспрашивать меня, что именно я имел в виду.
С друзьями я более раскован и им достаётся больше других от моей нечёткости.
Я ведь рассчитываю на безусловное доверие друзей, по меньшей мере, к моим добрым чувствам к ним – к друзьям.
Одна из причин моей невнятности – низкий уровень письменной грамотности.
Вернее – дисбаланс между моим мышлением и умением его передать в тексте.
Мыслю я бессоюзными и многосоюзными сложными предложениями неоднородного состава, а писать более-менее грамотно могу исключительно короткими фразами, которые не отражают моих мыслей.
Но с этим я борюсь: пишу интерактивные диктанты на ресурсе «Грамота.ру».

4. Мне очень жаль, что так нелепо вышло с той рецензией.
Но мне не в чем извиняться, кроме невнятности.
Никаких, повторяю, оскорблений ни личного плана, ни даже критики текста статьи эта рецензия не содержит с моей точки зрения.
Я часто испытываю негативные чувства к филологам, которые критикуют меня и других (часто справедливо по сути критикуют), считая их – филологов – незаконными узурпаторами области письменного творчества. К этим моим негативным чувствам к филологам и отсылает моя рецензия. Адресаты рецензии филологами не являются.

5. В поэтических высказываниях, считаю, допустимо абсолютно всё. В прозе – отнюдь.
Вот текст из словаря.
«Хамство (неодобр.) — тип поведения человека, отличающийся резким, грубым и некооперативным способом общения. Понятие хамства достаточно размыто, и зависит от культурного уровня людей, вступивших в контакт. Одно и то же выражение может одним лицам показаться хамством, а другим — нет. Кроме того, хамство ситуативно, и отношение к фразе сильно зависит от сознательной или бессознательной установки человека».
Отсюда следует, что обвинение в хамстве лишь указывает на то, что люди не понимают друг-друга в полной мере.

Спасибо, Вам, Марина, за вмешательство, в котором усматриваю исключительно положительные и добрые эмоции.
PS
Я буду трое суток в пути, и поэтому буду отвечать с ошибками с мобильного телефона.
Но в пятницу с обеда дело наладится.

Уменяимянету Этоправопоэта   08.09.2009 15:11   Заявить о нарушении
Всё это Вам надо было бы написать именно Руте Максовне, ЕСЛИ это првда. Вы зачем-то написали о своём негативном отношении к критикам-филологам именно в отклике на ЕЁ труд. Зачем? Конечно, она, да и я бы так подумала тоже, приняла это на свой счёт. Где Вы видели, Борис, чтобы без объяснений кто-то под Вашим стихом обругал совсем чужой стих, не объяснив при этом, что имеются в виду совсем другие произведения. А ведь Рута Максовна очень чуткий и интеллигентный человек. С ней достаточно просто и спокойно можно разговаривать, даже короткими фразами – она всё понимает. Однако под ЕЁ текстом Вы стали разговаривать с кем-то другим, даже не пояснив этого. Теперь я Вас правильно поняла? Вы написали вместо отклика СВОЁ эссе, которыми увлекаетесь. Учитесь быть чутким к людям, с которыми общаетесь, Борис. Я знаю Вас с положительной, светлой стороны, потому и стало мне обидно за Ваш некрасивый и неуместный, что спорить, поступок.
Важно понимать, что мы – не то, что мы ДУМАЕМ и НАМЕРЕВАЕМСЯ делать. Мы – то, что мы ДЕЛАЕМ.
С надеждой,
Марина

Марина Шапиро   08.09.2009 17:26   Заявить о нарушении
Пишу с мобилки.
У меня есть некое представление о сетевой этике, возможно неверное. А именно.
Разговор, начатый публично, должен продолжаться и прекращаться там, где он начат.
Если конкретно, то на одной сетевой ссылке. В этой связи, мне некуда писать - моя рецензия удалена.
Писать на другие адреса, означает для меня разводить склоки, травмировать себя и читателя, а также вызывать ажиотаж у любителей чужих эмоций любого рода.
Вы, Марина, написали мне публично, и я ответил Вам публично. Остальные люди вправе делать самостоятельные выводы о данной нашей переписке, а также принять в ней участие. Кстати, данная переписка тоже не касается произведения, под которым она размещена, но я буду ее продолжать здесь, ибо сетевой адрес важнее. Ведь публичная переписка только и нужна для публики. Остальное от лукавого, Марина.
С уважением, в том числе и к вашим советам..

Уменяимянету Этоправопоэта   08.09.2009 19:34   Заявить о нарушении
По поводу сетевой этики общения и сетевой полемики я с Вами согласна. Теперь Вы, если сочтёте нужным и важным, могли бы только в личной переписке объясниться с человеком, которого, не желая того, обидели. Но Вы ничего конкретного не ответили на мой вопрос:
- зачем Вы написали своё эссе, не относящееся, как сейчас утверждаете, к тексту Р.М. под её работой, не указав, что всё ваше недовольство не имеет к рецензируемому Вами произведению никакого отношения - что это просто ваши размышления о неправомерной критике некими "филологами" неких произведений?

А я сейчас начала этот разговор под вашим стихом как раз для открытого сетевого общения, что и не скрывала, называя всё своими именами. Но Вы ведь ТОГДА не для того писали. Ваш текст, вполне понятно, характеризовал именно такого рода работы, как то произведение Р.М. И мне абсолютно ясно, почему она приняла ваш, мягко выражаясь, грубый "отклик" не за реплику в сторону, а именно на свой счёт.

И не надо лукавить. Если бы Вы поняли, что обидели хорошего человека, и захотели бы объясниться, то нашли бы способ и не называли бы это полемикой. Какая может быть полемика, если сейчас Вы утверждаете, что не имели в виду именно то произведение, под которым писали?! О чём тогда Вам с ней полемизировать? А воспитывать взрослого человека, объяснять, что так низзззя, она, видимо, сочла ненужным, потому и удалила Ваш «отклик». Её я понимаю лучше, чем Вас сейчас, хотя сама стараюсь никаких, даже скабрезных, откликов не удалять – пусть красуются и характеризуют не меня, а того «автора».
С Вами веду этот диалог, потому что уважаю.

Марина Шапиро   08.09.2009 20:49   Заявить о нарушении
Моя рецензия имеет прямое отношение к тексту рецензируемой статьи. В рецензии говорится: о творчестве ЛМ, а также о наших с ней специальностях. Потом я ругнулся в адрес людей иной специальности. Тому что произошло после я могу дать оценку. Но я не хочу ее давать.
Я не делю людей на плохих и хороших, считая всех и себя крепкими середняками.
И комментирую только поступки.
Есть границы допустимой самообороны.
Я никого ни разу здесь не аттестовал словами крайней степени цензурного ряда. В мой же адрес они иногда звучат. Видимо я действительно не умею общаться с культурными людьми.

Уменяимянету Этоправопоэта   08.09.2009 21:54   Заявить о нарушении
Перечитайте свой "опус". Кому вы пишете "есть к чему ПРИСОСАТЬСЯ"? Кому вы пишете "МАРШ НА КУХНЮ"? После такого хамства думать, что и "У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ЕСТЬ ШАНСЫ" не стОит. Нету у них шансов ждать, что добрые, чуткие души не поймут и утрутся. Да, вы не умеете общаться с культурными людьми. Жаль мне вас - так разбрасываться дружески настроенными душами - жизнь вас не простит. И никакие блага жизни не заменят вам тепла, которым вы пренебрегли и которое оплевали. За сим ВСЁ. Вы делаете вид, что ничего не поняли, а я больше не хочу стучаться в закрытую дверь. Удачи вам.

Марина Шапиро   09.09.2009 15:32   Заявить о нарушении
Прочтите свой "отклик" вашей чуткой маме и расскажите ей кому и по какому поводу вы это написали. Послушайте, что она скажет вам

Марина Шапиро   09.09.2009 15:57   Заявить о нарушении
В пятницу в обед или вечером, крайний срок суббота утро, сделаю это и сообщу сюда ее мнение.
Мы не будем ей называть авторов, чтобы не было предвзятости.
Я признаю, что глаголы в моем тексте резки. А будучи вырваны из контекста - грубы.
Сожалею, что вызвал столько отрицательных эмоций.
Будем надеяться, Марина, что жизнь меня уже наказала, послав эту переписку с Вами. Неужели есть вещи в жизни страшнее! Но за что же жизнь наказывает всех вас, послав меня! Ведь вам всем хуже, чем мне одному.

Уменяимянету Этоправопоэта   09.09.2009 17:35   Заявить о нарушении
Нет, обязательно скажите маме кому, какому человеку Вы это написали, иначе она не поймёт сути. Наказывает не наша переписка, а совесть. Мне, правда, очень жаль...

Марина Шапиро   10.09.2009 03:03   Заявить о нарушении
Хорошо я скажу. Но тогда придется сказать, что я опубликую ее слова. И рассказать подробности. Матери часто оправдывают детей в таких ситуациях.
Марина, нельзя вырывать фразы и даже отдельные письма из переписки и делать общие выводы. Это предубеждение.
Совесть у меня устроена интересно: если мне вслед летят булыжники, то совесть меня не мучает за то, что лазил в чужой сад. Повторяю, я лазил туда не за яблоками. У Честертона есть рассказ, где поэт, гуляющий ночью в саду, был обвинен в преступлении. Когда был найден настоящий преступник, было сказано про поэта: "А где ж ему еще быть ночью, конечно поэт гуляет в саду по ночам".
Марина, я не нарушаю тональность в разговоре и даже переписке с одним человеком.
Мы с РМ написали друг-другу 50 писем и рецензий. Там было много резких высказываний в разные адреса и взаимных - без обид.
Это предубеждение и недоразумение.

Уменяимянету Этоправопоэта   10.09.2009 07:40   Заявить о нарушении
Моя мама согласна с вашей оценкой моей злополучной рецензии.

Уменяимянету Этоправопоэта   11.09.2009 18:47   Заявить о нарушении