Я писатель типа Чехова
Что заставило меня это написать?
«В преддверии осени вечерняя тишина степных посёлков таит тревогу. Только незлая собачья перекличка может заставить вдохнуть полной грудью».
Я просто пытаюсь понять, как он это написал.
«Он решил стать беллетристом. Прочитал двенадцать современных книг.
Убедился, что может писать не хуже. Приобрел коленкоровую тетрадь, авторучку
и запасной стержень.
Первое же его сочинение было опубликовано в "Юности". Рассказ назывался
"Победа Шурки Чемоданова". Юный хоккеист Чемоданов много возомнил о себе и
бросил учебу. Затем одумался. Стал прекрасно учиться и еще лучше играть в
хоккей. Произведение заканчивалось так:
" - Главное - быть человеком, Шурка, - сказал Лукьяныч и зашагал прочь.
Шурка долго, долго глядел ему вслед..."
Рассказ был на удивление зауряден. Десятки и сотни его близнецов
украшали молодежные журналы. К Потоцкому отнеслись снисходительно. Как
провинциальный автор он, видимо, заслуживал скидки.
В течение года ему удалось напечатать семь рассказов и повесть.
Сочинения его были тривиальны, идейно полноценны, убоги. В каждом слышалось
что-то знакомое. От цензуры их защищала надежная броня литературной
вторичности. Они звучали убедительно, как цитаты. Наиболее яркими в них были
стилистические погрешности и опечатки:
"В октябре Мишутко кануло тринадцать лет..." (Рассказ "Мишуткино
горе").
"Да будет ему земля прахом! - кончил свою речь Одинцов..." (Рассказ
"Дым поднимается к небу".)
"Не суйте мне белки в колеса, - угрожающе произнес Лепко..." (Повесть
"Чайки летят к горизонту".)
Впоследствии Потоцкий говорил мне:
"...Я - писатель, бля, типа Чехова. Чехов был абсолютно прав. Рассказ
можно написать о чем угодно. Сюжетов навалом. Возьмем любую профессию.
Например, врач. Пожалуйста. Хирург, бля, делает операцию. И узнает в больном
- соперника. Человека, с которым ему изменила жена. Перед хирургом
нравственная, бля, дилемма. То ли спасти человека, то ли отрезать ему...
Нет, это слишком, это, бля, перегиб... В общем, хирург колеблется. А потом
берет скальпель и делает чудо. Конец, бля, такой: "Медсестра долго, долго
глядела ему вслед..." Или, например, о море, - говорил Потоцкий, -
запросто... Моряк, бля, уходит на пенсию. Покидает родное судно. На корабле
остаются его друзья, его прошлое, его молодость. Мрачный, он идет по
набережной Фонтанки. И видит, бля, парнишка тонет. Моряк, не раздумывая,
бросается в ледяную пучину. Рискуя жизнью, вытаскивает паренька... Конец
такой: "Навсегда запомнил Витька эту руку. Широкую, мозолистую руку с
голубым якорем на запястье..." То есть, моряк всегда остается моряком, даже
если он, бля, на пенсии..."
Потоцкий сочинял один рассказ в день. У него вышла книга. Она
называлась "Счастье трудных дорог". Ее доброжелательно рецензировали, мягко
указывая на захолустное происхождение автора».
3 сентября 1941 года в Уфе родился Сергей Довлатов.
Свидетельство о публикации №109090400400
Марина Шапиро 08.09.2009 12:58 Заявить о нарушении
1. Человеческое общение для меня тайна за семью печатями, если оно – общение – искренне и происходит под воздействием эмоций «первого ряда» - а только так я и общаюсь с друзьями.
Указанный Вами текст можно найти в «написанных» мной рецензиях.
http://www.stihi.ru/board/list.html?start=1210&rec_writer=baruhs
С моей точки зрения эта рецензия не содержит вообще никакого обращения к Руте Максовне: не прямого, не отсылочного.
Да и надо сказать текст статьи, которую я прорецензировал, не требует этого – ведь сам текст статьи лишь отражает творчество другого автора.
Мы там с Малковой слегка пообщались под рецензией.
2. Вообще я считаю, что критиковать можно любой поступок человека: стих, написанную человеком рецензию, любой, повторяю, поступок. Но не более. Нежелательно критиковать самого человека. Только поступок.
Вы это хорошо понимаете, поэтому написали примерно так: «Боря, Вы такой хороший мальчик, но плохо поступили». Так и надо для разговора по существу.
3. К сожалению, должен констатировать, что многие мои рецензии невнятны и непонятны людям, и люди часто вынуждены переспрашивать меня, что именно я имел в виду.
С друзьями я более раскован и им достаётся больше других от моей нечёткости.
Я ведь рассчитываю на безусловное доверие друзей, по меньшей мере, к моим добрым чувствам к ним – к друзьям.
Одна из причин моей невнятности – низкий уровень письменной грамотности.
Вернее – дисбаланс между моим мышлением и умением его передать в тексте.
Мыслю я бессоюзными и многосоюзными сложными предложениями неоднородного состава, а писать более-менее грамотно могу исключительно короткими фразами, которые не отражают моих мыслей.
Но с этим я борюсь: пишу интерактивные диктанты на ресурсе «Грамота.ру».
4. Мне очень жаль, что так нелепо вышло с той рецензией.
Но мне не в чем извиняться, кроме невнятности.
Никаких, повторяю, оскорблений ни личного плана, ни даже критики текста статьи эта рецензия не содержит с моей точки зрения.
Я часто испытываю негативные чувства к филологам, которые критикуют меня и других (часто справедливо по сути критикуют), считая их – филологов – незаконными узурпаторами области письменного творчества. К этим моим негативным чувствам к филологам и отсылает моя рецензия. Адресаты рецензии филологами не являются.
5. В поэтических высказываниях, считаю, допустимо абсолютно всё. В прозе – отнюдь.
Вот текст из словаря.
«Хамство (неодобр.) — тип поведения человека, отличающийся резким, грубым и некооперативным способом общения. Понятие хамства достаточно размыто, и зависит от культурного уровня людей, вступивших в контакт. Одно и то же выражение может одним лицам показаться хамством, а другим — нет. Кроме того, хамство ситуативно, и отношение к фразе сильно зависит от сознательной или бессознательной установки человека».
Отсюда следует, что обвинение в хамстве лишь указывает на то, что люди не понимают друг-друга в полной мере.
Спасибо, Вам, Марина, за вмешательство, в котором усматриваю исключительно положительные и добрые эмоции.
PS
Я буду трое суток в пути, и поэтому буду отвечать с ошибками с мобильного телефона.
Но в пятницу с обеда дело наладится.
Уменяимянету Этоправопоэта 08.09.2009 15:11 Заявить о нарушении
Важно понимать, что мы – не то, что мы ДУМАЕМ и НАМЕРЕВАЕМСЯ делать. Мы – то, что мы ДЕЛАЕМ.
С надеждой,
Марина
Марина Шапиро 08.09.2009 17:26 Заявить о нарушении
У меня есть некое представление о сетевой этике, возможно неверное. А именно.
Разговор, начатый публично, должен продолжаться и прекращаться там, где он начат.
Если конкретно, то на одной сетевой ссылке. В этой связи, мне некуда писать - моя рецензия удалена.
Писать на другие адреса, означает для меня разводить склоки, травмировать себя и читателя, а также вызывать ажиотаж у любителей чужих эмоций любого рода.
Вы, Марина, написали мне публично, и я ответил Вам публично. Остальные люди вправе делать самостоятельные выводы о данной нашей переписке, а также принять в ней участие. Кстати, данная переписка тоже не касается произведения, под которым она размещена, но я буду ее продолжать здесь, ибо сетевой адрес важнее. Ведь публичная переписка только и нужна для публики. Остальное от лукавого, Марина.
С уважением, в том числе и к вашим советам..
Уменяимянету Этоправопоэта 08.09.2009 19:34 Заявить о нарушении
- зачем Вы написали своё эссе, не относящееся, как сейчас утверждаете, к тексту Р.М. под её работой, не указав, что всё ваше недовольство не имеет к рецензируемому Вами произведению никакого отношения - что это просто ваши размышления о неправомерной критике некими "филологами" неких произведений?
А я сейчас начала этот разговор под вашим стихом как раз для открытого сетевого общения, что и не скрывала, называя всё своими именами. Но Вы ведь ТОГДА не для того писали. Ваш текст, вполне понятно, характеризовал именно такого рода работы, как то произведение Р.М. И мне абсолютно ясно, почему она приняла ваш, мягко выражаясь, грубый "отклик" не за реплику в сторону, а именно на свой счёт.
И не надо лукавить. Если бы Вы поняли, что обидели хорошего человека, и захотели бы объясниться, то нашли бы способ и не называли бы это полемикой. Какая может быть полемика, если сейчас Вы утверждаете, что не имели в виду именно то произведение, под которым писали?! О чём тогда Вам с ней полемизировать? А воспитывать взрослого человека, объяснять, что так низзззя, она, видимо, сочла ненужным, потому и удалила Ваш «отклик». Её я понимаю лучше, чем Вас сейчас, хотя сама стараюсь никаких, даже скабрезных, откликов не удалять – пусть красуются и характеризуют не меня, а того «автора».
С Вами веду этот диалог, потому что уважаю.
Марина Шапиро 08.09.2009 20:49 Заявить о нарушении
Я не делю людей на плохих и хороших, считая всех и себя крепкими середняками.
И комментирую только поступки.
Есть границы допустимой самообороны.
Я никого ни разу здесь не аттестовал словами крайней степени цензурного ряда. В мой же адрес они иногда звучат. Видимо я действительно не умею общаться с культурными людьми.
Уменяимянету Этоправопоэта 08.09.2009 21:54 Заявить о нарушении
Марина Шапиро 09.09.2009 15:32 Заявить о нарушении
Марина Шапиро 09.09.2009 15:57 Заявить о нарушении
Мы не будем ей называть авторов, чтобы не было предвзятости.
Я признаю, что глаголы в моем тексте резки. А будучи вырваны из контекста - грубы.
Сожалею, что вызвал столько отрицательных эмоций.
Будем надеяться, Марина, что жизнь меня уже наказала, послав эту переписку с Вами. Неужели есть вещи в жизни страшнее! Но за что же жизнь наказывает всех вас, послав меня! Ведь вам всем хуже, чем мне одному.
Уменяимянету Этоправопоэта 09.09.2009 17:35 Заявить о нарушении
Марина Шапиро 10.09.2009 03:03 Заявить о нарушении
Марина, нельзя вырывать фразы и даже отдельные письма из переписки и делать общие выводы. Это предубеждение.
Совесть у меня устроена интересно: если мне вслед летят булыжники, то совесть меня не мучает за то, что лазил в чужой сад. Повторяю, я лазил туда не за яблоками. У Честертона есть рассказ, где поэт, гуляющий ночью в саду, был обвинен в преступлении. Когда был найден настоящий преступник, было сказано про поэта: "А где ж ему еще быть ночью, конечно поэт гуляет в саду по ночам".
Марина, я не нарушаю тональность в разговоре и даже переписке с одним человеком.
Мы с РМ написали друг-другу 50 писем и рецензий. Там было много резких высказываний в разные адреса и взаимных - без обид.
Это предубеждение и недоразумение.
Уменяимянету Этоправопоэта 10.09.2009 07:40 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 11.09.2009 18:47 Заявить о нарушении