Снежинка в потоке времени-16

ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ
(сторона автора)

А вот это - будет ново. Причина, область тем, сама личность автора, донора - это одна сторона стиха. Адресат (рецепиент), предмет стиха, цель стиха - другая сторона.

Высказывание без адреса - половина высказывания. Стих хорош тогда, когда он донесён до читателя. И тут начинаются сложности: пока ты пишешь стихотворение, ты - Бог, ты кудесник слова, ты царь словесности. Ты, будто бы, можешь все.

Но, когда твой стих попадает к читателю - Бог он, он царит на твоей странице. Что ты сможешь сделать, если Он - в любой момент закроет тетрадку (скучно ему, видите ли, стало), посмеется в том месте, которое ты считал трагическим,(не дай Бог - пародию напишет).

Как бороться с этой беспомощностью стиха? А тут еще классики добавляют:
"Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется..."

А предугадать - надо. Какой же ты поэт, властитель дум, если человек, к которому ты обратился считает твои откровения за пустяк, твои рифмы - слабыми и бедными, ритм твоего стиха - хромым.

Чем мы можем ответить на это? Давайте не будем отвечать на эти мои опасения с лихостью дешевого фраера: "А я - для себя пишу!"... "А мне достаточно, если ста читателей и будет, мне хватит и одного - двух..." "А я пишу для тех, кто на моей волне живет, кому мои настроения не чужие"...

Ох, сколько можно найти таких отговорок! Это лукавство лени и безграмотности.

Вспомним известную всем песенку Новеллы Матвеевой. Ехидная, кстати, женщина!

*  *  *

Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...

Если кукла выйдет плохо,
Назову ее "дуреха",
Если клоун выйдет плохо,
Назову его дурак.

Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
-Разве кукла виновата?
-Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь плоховато,
Ты сама и виновата,
А - никто не виновать!

Там еще концовка есть. Но не для нее все это Новеллой Матвеевой написано.

Что же нужно и можно сделать важного для того, чтобы тебя прочитали? Что можно сделать такого, что в твоих силах? Неужели автор беспомощен перед читателем? (А ведь мы помним: читатель многоглаз, словно Аргус! Его глаза везде. Что не заметит один - заметит другой, третий, сотый - обступили читатели со всех сторон и не скрыться от их глаз.)

Знать одного собеседника - трудно, однако гораздо проще, чем тысячу. Кажется, нет из этого выхода. Но он - есть.

На твоей стороне - твоя чуткость, с которой ты почувствовал причину, что заставляет тебя писать этот стих. Можешь ты натренировать себя на неравнодушие к миру, сумеешь видеть в обычных событиях такое, что действительно тебя заставляет возмутиться или полюбоваться, восхититься или встревожиться? И так далее - отнестись как-то к тому отрезку реальности, что открыт твоим глазам, ушам, мысли и чувству! Не быть равнодушным!

Можешь ты набраться жизненного опыта - через реальную жизнь (через участие в ней - предпочтительнее всего!), через книги, через общение - намного более интенсивное, чем у обычных людей, окружающих тебя. Можешь набрать жизненных примеров, чтобы ярко выразить мысль через формы этой жизни? (Почему - через формы этой жизни? Да потому, что говорят, и это правда, что жизнь - самый великий владыка, его велению никто не перечит, самый крутой экстрасенс и гипнотизер... И так далее.) Набирай жизненного опыта, набирай памяти о жизненных эпизодах. Впитывай эту жизнь в себя, как губка!

Но для этого ты должен и сам быть: волевым, энергичным, чутким, как собака, на необычные ситуации, иметь грамотность и развитость в литературной практике, иметь воображение (дальше можете продолжать, пока этого самого воображения хватит!).

Зачем это нужно? Да затем, что из пустого сосуда в полный не польется ничего! Даже если ваш сосуд наполнен до половины, а у читателя - на три четверти - тоже ничего не передадите ему! Ты должен развить свои способности - выше тех, что есть у среднего читателя, набрать жизненного опыта - выше читательского опыта, быть более чутким на темы, на причины твоего творческого поведения.

После долгих наблюдений я пришел к выводу: та часть "Снежинки", что относится к автору: автор - сам, его жизненный опыт (запас жизненных наблюдений), чуткость автора... Должны быть более насыщенными. Более оснащенными, более умелыми, чем сторона читателя. Это, как в двух сообщающихся сосудах: от более высокого уровня поток идет в сторону более низкого уровня.

Это самое важное, я даже, не заметив, повторил это два раза.

В самом крайнем выражении: всегда ищи то, чего до тебя не сказали!


Рецензии