6. Легендное произведение Пиковой дамы

                Это уже, - по открытому, мною, счету! - пятое "произведение" пушкинской повести! Напомним, что первое, то есть историческое "произведение" пушкинской повести, раскрыто, вам,  в очерке № 2 "Пиковая дама". Иго Самозванцкв над Россией" моей первой книги. В очерке, в котором именно через исторические прототипы (то есть именно через исторические личности) Пушкин-историк и выводит, своих читателей, на российские архивы (что и важно).
                Второе, то есть острокритическое "произведение" пушкинской повести, тоже раскрыто, вам, в моей первой книги, в книге "За что убили Пушкина?". Раскрыто в очерке № 3 "Пушкин - бичеватель царей". И раскрыто, вам, через обнаруженные мною, - как в пушкинской повести, так и в других произведениях нашего Чародея словесности! - именно сатирические выпады, поэта, по всем, без исключения, царям екатериниской ветви.
                Третье, биографическое "произведение"  пушкинской повести, - как и четвертое, названное, мною, реалистическим "произведением" пушкинской "Пиковой дамы"! - только что раскрыты, вам, на моей авторской странице.
                Биографическое "произведение" раскрыто вам, мною, через искуснейшие штрихи, нашего Чародея словесности, обнаруженные мною, как вы уже знаете, как в восьмой главе "Евгения Онегина", так и в его знаменитой, на весь Мир, "Пиковой даме".
                Реалистическое же "произведение" пушкинской повести создано мною, как вы уже знаете, по искуснейшим штрихам, Чародея нашей словесности,именно по трем основным  карточным "играм" "Пиковой дамы".
                Пятое же "произведение" пушкинской повести, которое я назвал, только для себя, легендным "произведением"  пушкинской повести, - оно проходит, у пушкинистов, и под названием "лучезарной" "Пиковой дамы", которое знает - весь Мир и по которому создана не только опера, но и многочисленные кино и телепостановки (о которых вы, вероятно, тоже наслышаны)! - создано, нам, самим А.С. Пушкиным. Так что читайте, "лучезарную" "Пиковую даму", - с её, не особо сложным сюжетом! - самостоятельно. Читаете пушкинскую "Пиковую даму", - уже, как вы уже знаете, "лучезарную" (не будем отвлекаться, здесь, от терминологии пушкинистов прошлого, да и настоящего, времени)! - в многочисленных собраниях сочинений нашего Великого поэта.
                Остается только выделить - примерно следующее. И это - тоже лично моя оценка знаменитого пушкинского труда. Дадам её, вам, только, к сожалению, на двух примерах. Примерах, которые я считаю, кстати, не только фактами, но и - наглядными, или показательными что ли. А ничто так не убеждает, читателей, как именно наглядность!
                ХХХ
                Пример первый. Я считаю, что наиболее близко подошел из современников Пушкина, - только к эпиграфу второй главы пушкинской "Пиковой дамы"! - знаменитый поэт-партизан генерал Д.В. Давыдов. Вот как я, - это раскрыл! - в третьем очерке моей первой книги. В очерке - "Пушкин - бичеватель царей":               
                "Хотя бы несколько слов скажем об его предыстории. Которая – тоже весьма любопытна. Пушкин, - выпущенный из Лицея в 1817 году! – сразу же попал, тогда, в мощный гул сплетен. Сплетен и слухов, тайно ходивших, по великосветским салонам Петербурга, относительно отношений царя Александра I и его многолетней любовницы М.А. Нарышкиной. Кстати, урожденной польской княжной Святополк-Четвертинской.  Имевшей от царя,  - как он считал сам (Но, этого, не считали – многие его современники.)! – даже дочь Софью (Умерла в 1824 году.). Она изменила царю в 1817 году, с князем Гагариным, «как простому смертному». Это, кстати, выражение современного, нам, историка Е. Анисимова. Книгу историка Анисимова мы уже приводили, вам, в наших предыдущих очерках.  И, естественно, запомнил все эти, только что выделенные перед вами, выше, подробности и – слухи.
               Потом, видимо в этот же год, запомнил и разговор партизана-поэта, Д.В. Давыдова, с М.А. Нарышкиной насчет камеристок. О котором Д.В. Давыдов с восхищением напомнит, поэту, в одном из своих писем 1834 года. При получении им, от Пушкина, экземпляра «Пиковой дамы», только что опубликованной, поэтом, во второй книги «Библиотеки для чтения».
               В качестве же факта, подтверждающего, как только что изложенное, выше, о сплетнях и толках, так и указанную, выше, мысль о дальнейшем падении М.А. Нарышкиной, дадим вам, - хотя бы небольшой! – отрывок из письма, Д.В. Давыдова, к Пушкину. Письма, датируемого, Давыдовым, 4-го апреля 1834 года:
               «Помилуй! Что за диавольская память? – бог знает когда на лету я рассказал тебе ответ мой М.А. Нарышкиной на счет «камеристок, которые свежее», - а ты слово в слово поставил их эпиграфом в одном из отделений Пиковой дамы. Вообрази мое удивление, а еще больше восхищение мое жить в памяти твоей, в памяти Пушкина, некогда любезного собутыльника и всегда моего единственного, родного души моей поэта! Право, у меня сердце облилось радостью, как при получении записки от любимой женщины».
               И введёт этот разговор Давыдова, с графиней, с которой поэт-партизан был, кстати, дружен, - еще раз выделим! – именно в свою тайную «Пиковую даму», в эпиграф ко второй главе повести. Но – как введёт! Введёт – с еще большей язвительностью и – сатиричностью. Намекая, через подтекст содержания, этого эпиграфа, именно на дальнейшее падение М.А. Нарышкиной. Вот как этот эпиграф, - с его подтекстом! – выглядит у поэта-чародея: «Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок. Подтекст: «А не меня!». Что делать, мадам?  Они свежее!». Подтекст-ответ: «Вы, мадам, мне надоели!».
               Как видите уже и сами, сатира, - на александровский двор, на его «скандальную хронику», на самого Александра первого! – получилась, у поэта, просто превосходной. К сожалению, и эту сатиру, - только что выделенную, перед вами! – полностью поймёт злопамятливый царь Николай I. И не только поймет, но и именно через пасквиль, - являющимся, практически, ответом Николая I на пушкинские выпады в сторону Александра первого! – переведет свой заговор, против поэта, в его, если можно так выразиться,  «открытую», или в активную, стадию. В стадию, прикрытую, кстати, именно «плохими семейственными обстоятельствами Пушкиных-Гончаровых».
               В этом – главный смысл раздутия, Николаем I, грязных сплетен, - и инсинуаций (По современному языку – грязного пиара.)! – как против Пушкина, так и против всех трех сестер Гончаровых. Которая, - то есть названная стадия! -  и закончится заранее подготовленной царём, - к 27-го января 1837 года! -  заказной дуэлью. Дуэлью меткого стрелка Дантеса, с нашим Гением".
                ХХХ
               Пример второй. Тоже чуть-чуть подошел к пушкинской чудо-повести, - практически никак её не оценив! - издатель-пушкинист П. Бартенев, записавший, осенью 1851 года, рассказы-воспоминания, о пушкинской "Пиковой даме", П.В. Нащокина. Тетради этого любознательного человека были обнаружены, как вы уже знаете, только в 1922 году. Тетради стали из-за их биографического содержания, как вы уже знаете, сенсацией для "раннего советского пушкиноведения".
               Попытался подойти, к пушкинской "Пиковой даме", и пушкинист Н. Раевский в своей книге "Портреты заговорили", но тоже, в общем-то, почти безуспешно. Остальные же пушкинисты прошлого, да и настоящего, времени, прошли, мимо самого главного труда Пушкина-историка, как говорят - с "песней"! Ибо выделили, как вы уже тоже знаете из моих книг, только "автобиографическую сцену" "Пиковой дамы": проникновение Пушкина-Германна ночью в особняк Д.Ф. Фикельмон для любовного свидания с внучкой Кутузова. На этом мы рассказ о "лучезарной" "Пиковой даме" и закончим.
               На очереди у нас осталось только шестое  "произведение" пушкинской повести. Оно названо мною - пушкинский "календарь" "Пиковой дамы".


Рецензии