Диалоги о личном или дневниковая поэзия

«...в моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта» (Б. Пастернак)


1.


http://stihi.ru/2010/04/29/9193

Удивило меня, честно сказать, одно частное мнение частного человека. Критика.
О лирике, которую он пренебрежительно дневниковой литературой поименовал, бытовой зарисовкой, интересной одному-двоим. Решила и я своё частное мнение высказать.
Так поднадоели уже эти псевдо-глубины псевдо современных потоков сознания без знаков препинания, с претензией на эзотерику или глубинные истины, которые более похожи на трясины вязкого мышления даже после пятого прочтения.
Теперь это модно, но как давно модно!
Как и рифмованная публицистика про старушку у метро.
  Спекуляции на жалостливых темах как-то мало трогают моё сердце, когда это спекуляция.  Я каждый день на экране телевизора наблюдаю бедных лиз. А хочется уже не бреда, не зарифмованных статей. Хочется поэзии, прекрасного хочется. Чтоб мир спасло.
Той самой, дневниковой, которая и состоит в том, что «ни одно событие души не может повториться"(Б. Рассел). Той самой, угаданной, что "есть в моем сердце,— есть и в небе, но огромнейшее, чудеснейшее, святейшее»... Оттого философы зовут человека микрокосмосом, «малым, но целым миром». А более дорогое слово нам говорит, что мы «образ и подобие», т. е. земной и тусклый, не проявленный дагерротип Того, Кто «есть, был и будет» вечен и не причастен смерти. Вот отчего, когда сотворился человек, то и оказалось, что «мужчиною и женщиною сотворился он», т. е. сотворился романтичным. Этого и понять нельзя без романтизма в том, с кого сделан был дагерротип"(...)
"Мы уже не умеем любить, мы уже любим, как кухарки и извозчики. Но мы мыслим, как боги (наука)... Почему же бытие свое, нерв свой, роман свой тоже перенеся в мир, не сказать: «мир мудр и жив, мир романтичен, нервен, богат нервами, но не нашими, а утонченнейшими, сокровеннейшими, невидимыми, но имеющими кое-что общее и аналогичное с нашими нервами..."?(Василий Розанов).
Правильно ли красоту, моментальность, неповторимость мгновения одного наброска чувства человеческого (что и есть, и было сутью подлинной лирики) определяет в "личный дневник одного -двух человек"?
А что есть лирика, как не дневник?
Хорошая лирика-становится дневником и читателя тоже, вот ведь в чём её суть! «...Поэтическая фраза не является ни вымышленной, ни невымышленной,...не указывает ни на какое событие...»(Лотман). И это уже не дневник, это - л и р и к а.
По этой логике надо зачеркнуть Цветаеву, превзошедшую по количеству личных имен в текстах всех современников ("моя поэзия - дневник, поэзия собственных имён(М.Ц.); ту же Ахматову с её изысканным тонким лиризмом и полуэротическим оттенkом некоторых интонаций, да мало ли кого ещё, подаривших Читателю свой личный дневник в виде лирики, ставшей Поэзией на многие времена.
"Я помню чудное мгновенье..."
И я помню. Потому что о нём написал поэт. О своём - как о моём.

 
2
http://stihi.ru/rec.html?2009/07/23/6586
   
(по поводу стихотворения Дмитрия Шунина " С кровью по нежной коже)

Прочла  от одного автора отзыв "очень личное стихотворение" и удивилась. Для меня это определение носит несколько пренебрежительный характер, что иногда проявляется словцом "альбомная" по отношению к лирике, а в отношении поэта -лирика выносится приговор " его стихи интересны только ему(личные) да ещё одному-двум". Что за чушь? Такой совок прёт из этих определений!
Я бы определила род стихов Дмитрия иначе: два лирических и лиро-эпическое стихотворение(о Белове)
Лирика,уже по определению (если поэзия поддаётся оределению), является выражением личных настроений, порой проникнутых явной или скрытой философской мыслью.
В лирике читатель ценит поэта, прежде всего, как глубоко родственную личность, но особенно ценит именно оригинальность и независимость личности Автора в способе её выражения через искусство.
Лирика всегда предполагала некую "дневниковость", являясь в опред. степени дневником автора, а хорошая лирика-становилась ещё и дневником Читателя.
Чем внутренний космос души человеческой уступает по поэтичности и непознанности внешнему космосу?
«Две вещи не перестанут меня удивлять: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас», этот афоризм Иммануила Канта , на мой взгляд, опровергает напрочь пренебреж. отношение к поэтам -"чувственникам"- глубоким лирикам,которым есть что сказать и которые умеют сказать о "нравственном законе внутри" нас пусть даже через переживания крановщика Белова...
Мне нравится лирика Д. Шунина.
И ничего личного.
Только поэзия.
Ю.Б.:
 
Мне тоже нравятся стихи Дмитрия, и вот уж не знаю, Наталья, что "совкового" усмотрели Вы в том, что первое стихотворение я называю слишком личным. Я уверена, что оно интересно не только автору, просто считаю такие стихи не конкурсными. А вот деление на лирическую и лиро-эпическую поэзию кажется мне если не чушью, то делом весьма искусственным и бессмысленным, как и многое другое в академическом литературоведении.

Н.М.:
 
Юля, я ведь оговорилась:(если поэзия поддаётся оределению). Просто пока другие определения не придумали ,нужно же как-то объясняться в разговорах о поэзии.:)
"Слишком личные стихи - не конкурсные", говоришь?
А " Я помню чудное мгновенье" -конкурсные?
А интимная лирика Марины Цветаевой?
Или мы, как Илья Эренбург,ославивший себя тем,что когда-то Марине Цветаевой посоветовал "быть целомудренней в стихах и в жизни...", будем рекомендовать Львам "молчать, скрываться и таить" "слишком личные", сокровенные, незаёмные чувства , потому что они не для Конкурса?
А как же понятие лир.героя? У меня есть три романса, очень интимные,а один даже написан от лица современного Гумберта(да,да!!!)http://www.stihi.ru/2008/11/23/4296
Я подала их на два или три конкурса романсов - на трёх они вошли в "лонги" или "шорты".Чувства там мои- а фабулы...не скажу... Последний раз они победили в этом июле в Германии на фестивале "Русский стиль", и, как стихи финалистки, будут опубликованы в издающемся там альманахе.Мне что, следуя твоей логике, отозвать их?
Что-то ханжеское в этом определении.
Самые личные стихи( если только чувство не заёмное в них!) выходит за рамки одной личности и переливается в другую. В этом сила и суть искусства.И воздействия его -на оба Космоса, о которых говорил Кант.Да, на оба, Юль!Я верю в ноосферу -работу писала "Учение о ноосфере в трудах академика Вернадского".
Верю, что Красота спасёт мир. А что есть "красота" определяет искусство и поэзия в его составе. И ей никто -не указ.
Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен”-говорила М.Ц.
"Я не верю стихам, которые — льются. Рвутся — да!" И доказывала рвущимися из сердца строками. Это живые стихи о пережитом, не просто о выстраданном — о потрясшем. И в них было и есть дыхание. В самом прямом смысле: слышно, как человек дышит".(с)
И ещё: один редактор одного отборочного тура оклонил стихотворение от участия в конкурсе с одной единственной мотивировкой: "не люблю любовную лирику"... А я не люблю бе5сполую или фригидную философскую псевдо-лирику, лирику "унисекс". Так Бог или Творец создал нас и я, например, не хотела бы стать бесполым "нечто". Я бы сказала так: я не люблю читать зарифмованные филозофические сентенции, и писать стихи философско-созерцательного плана, но читать хорошие стихи - я люблю любые. Да, у меня есть пристрастия в силу того, что я по психотипике ближе, скажем, к Есенину и Цветаевой, чем к Бродскому и Пастернаку. НО при чем же здесь стихи, поданные на конкурс, стихи, которые доверены тебе? В таком случае -либо не берись судить их, либо, абстрагируйся от своего психотипа, и засунь его во время работы со стихами, тебе доверенными куда подальше... Хоть я и сказала однажды в полемике: «Не каждый любитель шизоидно Бродско-Хлебниковской поэтики сможет переломить себя на восприятие творчества цветаевско-чувственного плана, ибо психотип - штука сериозная, данная при рождении и воспитывать его надо всю жизнь, чтобы годам к 60ти потерпеть сокрушительное фиаско!». Но придётся ломать, если взялся судить стихи. Поэты не обязаны подстраиваться под психотип критика. Это критик должен определиться - какой поэтики ждать от этого автора, а какой от того. И знать основные черты этих поэтик во взаимосвязи с психотипажом автора. Ну, если это культурный критик.

Вот, Юля, специально, размещу здесь ну очень личное стихотворение Марины Ивановны.Вот для этого Конкурса и его конкурсантов-и размещу.
:)

Как весело сиял снежинками
Ваш — серый, мой — соболий мех,
Как по рождественскому рынку мы
Искали ленты ярче всех.

Как розовыми и несладкими
Я вафлями объелась — шесть!
Как всеми рыжими лошадками
Я умилялась в Вашу честь.

Как рыжие поддевки—парусом,
Божась, сбывали нам тряпье,
Как на чудных московских барышень
Дивилось глупое бабье.

Как в час, когда народ расходится,
Мы нехотя вошли в собор,
Как на старинной Богородице
Вы приостановили взор.

Как этот лик с очами хмурыми
Был благостен и изможден
В киоте с круглыми амурами
Елисаветинских времен.

Как руку Вы мою оставили,
Сказав: «О, я ее хочу!»
С какою бережностью вставили
В подсвечник — желтую свечу...

— О, светская, с кольцом опаловым
Рука! — О, вся моя напасть! —
Как я икону обещала Вам
Сегодня ночью же украсть!

Как в монастырскую гостиницу
— Гул колокольный и закат —
Блаженные, как имянинницы,
Мы грянули, как полк солдат.

Как я Вам — хорошеть до старости —
Клялась — и просыпала соль,
Как трижды мне — Вы были в ярости!
Червонный выходил король.

Как голову мою сжимали Вы,
Лаская каждый завиток,
Как Вашей брошечки эмалевой
Мне губы холодил цветок.

Как я по Вашим узким пальчикам
Водила сонною щекой,
Как Вы меня дразнили мальчиком,
Как я Вам нравилась такой...

Декабрь 1914
Эх,Юля, раскрутила ты меня!


Рецензии
Спасибо, статья интересная и наводит на размышления. С основной мыслью я согласен, но частично.
По-моему, в затронутом вами вопросе есть ещё одна сторона, которую вы, защищая (справедливо!) "дневниковую" поэзию, не затронули...
Бывают ведь такие стихи, посвящения чаще всего, которые по-настоящему понять и оценить может только их адресат, который в знает, к чему эти стихи написаны, лично знает самого поэта... А у посторонних будет лёгкое чувство, что они подслушивают чужой разговор, как, например, у меня от некоторых стихов великого Бориса Чичибабина. (Заметьте, я не говорю, что это плохо, даже наоборот!)
Приведённая вами вещь Цветаевой - это немножко другое, тут личная ситуация обобщена до вселенского уровня, и у многих читателей могла бы быть похожая история. А в стихах, которые я имею ввиду посторонним может быть какая-то важная деталь или даже целая система образов непонятна. Если хотите на эту тему поспорить, могу привести один свой текст, который, готов поспорить, никто кроме моего конкретного друга не поймёт без разъяснений. Интересно ваше мнение, так ли это.
И насчёт судейства. Понятно, что по личному вкусу отвергать любовную лирику -это маразм и произвол, но на конкурсах всё-таки спецефические требования, почти любая конкурсная вещь должна быть эффектной, нарочито мастеровитой. И вряд ли где-нибудь победил бы такой гениальный текст Тютчева:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Потому что всегда найдётся произведение, не менее пронзительное, более эффектное и обобщённое (у той же Цветаевой!)

Филипп Андреевич Хаустов   30.03.2014 20:54     Заявить о нарушении
Филипп Андреевич, спасибо, что подумали со мной.
А текст Тютчева - гениальный. И тот,кто это не чувствует - примативная личность
:((

Наталья Малинина   30.03.2014 22:30   Заявить о нарушении