Шри Ауробиндо о написании стихов

 
Шри Ауробиндо о том, как он писал стихи:


«Мой собственный метод [при написании поэзии] заключается
не в том, чтобы успокоить свой ум, поскольку он и так пребы
вает в вечном покое, но в том, чтобы обратить его вверх
и внутрь. …Все, что я написал с 1909 г., написано именно та
ким способом, то есть из безмолвного разума или, точнее, че
рез безмолвный разум — при полном безмолвии не только разу
ма, но и всего сознания в целом. ...
Я не делаю никаких усилий, чтобы написать что либо.
Я просто предоставляю высшей Силе совершать работу,
и когда она не работает, не прилагаю никаких усилий. В преж
ние интеллектуальные дни я, бывало, пытался добиться чего
то за счет усилий, но не после того, как начал развивать по
эзию и прозу с помощью йоги. … Я никогда не думаю и не ищу
нужных выражений, как и не пытаюсь писать хорошим
стилем; я записываю в безмолвии разума то, что приходит
в готовой форме свыше. Даже когда я исправляю,- то, ис
правления приходят таким же способом... Супраинтеллек
туальное (а не только супраментальное) — это сфера спон
танного автоматического действия. Чтобы добраться туда
или чтобы открыться ей, нужны усилия, но когда оно уже дей
ствует в вас, усилия больше не нужны.
Я получаю строки свыше, из пространства над головой,
и впоследствии таким же образом получаю правки и изменения
без каких либо собственных усилий или умственной деятель
ности. Даже если я исправляю написанное сотню раз, ум совер
шенно не участвует в этом процессе — он лишь воспринимает
приходящее свыше.
Мой литературный стиль развился благодаря йоге — вследст
вие развития сознания, утонченности и точности мышления
и видения, возрастающего вдохновения и возрастающего ин
туитивного различения верных мыслей, словоформ, подходя
щих образов и выражений. ...
Я не размышляю о технике, поскольку размышление у меня
больше не в ходу. Но я вижу и чувствую ее, когда строки прихо
дят и впоследствии — при редактировании написанного… Ес
ли вдохновение подлинно, мне незачем беспокоиться о технике
ни сразу, ни впоследствии, поскольку строка приходит совер
шенной, обладая совершенным ритмом… Я могу добавить, что
эта техника не подчиняется каким бы то ни было правилам,
установленным умом, поскольку цель здесь — не в безупречном
изяществе техники в общепринятом смысле, а в сущности зву
ков, образующей сущность слов1. Если это достигается нару
шением правил, что ж, — тем хуже для правил.»


Рецензии