Самый жёсткий цензор

Самый жёсткий цензор – это время, и в живописи, и в поэзии,  и в театре, где режиссёр ищет в классических произведениях «новое» и находит ответ. Художник всегда ищет, даже во время творческого акта, он задумывается: ага, вот это всё, что я сделал вчера, сегодня уже мне не нравится. Много говорилось и говорится об элементе индивидуальности в искусстве; то здесь, то там слышаться слова о стилях и направлениях, о грядущем стиле. Хотя эти вопросы и имеют большое значение, они постепенно утрачивают свою остроту и значение при рассмотрении на протяжении столетий, а позже тысячелетий; они, в конце концов, становятся безразличными и умирают. Вечным остаётся только элемент, элемент чисто и вечно художественного.
          Давайте рассмотрим картину Анри Матисса: «Бутылка схидама» 1896 года. На первый взгляд натюрморт не сложный, всего лишь несколько предметов, статично-спокойные цвета, не сравнить с «поздним» Матиссом двадцатого века, где его экспрессия поражает воображение. Да и композиционно, возникает желание немного опустить столешницу, слишком много скатерти на переднем плане внизу произведения, но когда мысленно начинаешь убирать скатерть, вся композиция меняется, и разрушается полнота всего холста. И уже не хочется спорить с гениальностью мастера, его творения. Ну, хорошо, эта картина приближена к академической живописи. Но произведение очень сложное при кажущейся простоте. А более поздний Матисс ещё сложнее, и утончённее, поэтичнее.
     Познание зрителем шедевра приводит к консциенциализму. Его точка зрения ограничивает действительное данным холстом и вызывает впоследствии контрастные чувства, а контрастные чувства порождают контрастное действие. То есть, впечатление усиливается относительно другого произведения искусства. И в этот самый момент, приходит некая одухотворённость, катарсис, наступает внутреннее удовлетворение.
      У каждого человека есть сокровенное, есть что-то своё личное. Куда он ни кого не пустит.
А картина? Картина может быть как книга, как вещь, которая выбирается человеком, и она становится его личной вещью, если он её приобретает. Человек переходит в мир вещей, окружает себя комфортом, обрастает мещанством, и начинает задумываться о мире его окружающем. Пусть он будет аскетом до конца дней своих, но с годами не поспоришь.
Японцы уходили в горы, и там заканчивали своё существование на земле, тела православных предают земле, индусов кремируют, у каждого своя судьба на этой голубой планете. Со временем человек окружает себя любимыми вещами, и не желает с ними расставаться, он становиться зависимым и суеверным, не замечая этого.
Существуют в картинах знаки, которые привлекают внимание к определённому содержанию, сообщают о каких либо свойствах, способствуют выбору, и человек секуляризируя, возвращается к предшествующей мысли, размышляя дальше, ищет новое!
       Не хочется быть человеком вне культуры, вслепую топтать цветы в саду духовности.
Каждый из  нас занимает позицию, ведь  каждый знает, что-то, за что он борется, имеет право на существование и  свои бесспорные  достоинства.

2008-12-22


Рецензии
Жаль, что очень поздно, у нас в Таллине около часа ночи, а у Вас в Спб даже три часа! Хотелось бы поговорить на затронутые Вами темы. Их несколько. Но они все связаны одним, Вашим, восприятием любого творческого "цветка" "в саду духовности".
И Ваше, глубоко личное и сокровенное,куда
как Вам кажется, Вы никого не допускаете,
отражается на восприятии, и даже на всей Вашей жизни, поведении, отношениях...
Особенно ярко проявляется в личном творчестве - стихах, картине.И мы не защищены ни от доброй, случайной, ласки,
ни от грубого пинка. Так и несём свою распятую душу на Голгофу, не зная зачем.
Может, скажет Время, наш суровый цензор?
О стихах -позже.
С интересом и уважением, Аврора


Аврора Невмержицкая   06.02.2012 03:13     Заявить о нарушении