Фонотека - одним файлом
==========================================
ПЕЧАЛЬ МОНАХА
Телониус
в твоих секундах
застывает время
коктейль полуночи
со льдом синкоп
поля
под снегом
обширные владения
печали
озера грусти
посреди небес
ты невредимый
в этой синеве
_______________________________
1. Blue Monk («Печальный Монк», или «Печальный монах») – джазовая композиция Телониус Монка (1917 – 1982).
2. Секунда – здесь: музыкальный интервал.
НЕВЕРОЯТНЫЙ ГОСТЬ
сегодня в гости к нам
придет Телониус Монк
он сыграет нам что-нибудь
из своих сочинений
на нем будет шляпа
может быть он даже
не снимет плаща
мы приготовим для него
коньяк и бренди
на выбор
мы скажем
«рояль не настроен»
а он скажет «ерунда»
и начнет
«Тему 52-й улицы»
или что-то другое
и это будет
хорошая музыка
это будет
хороший вечер
и когда он закончит
мы скажем «Сфера
хорошо что ты сюда
заглянул заходи почаще
мы подвезем тебя
до станции»
а он скажет
«доберусь сам»
хлопнет еще коньяка
махнет рукой
и уйдет в синюю
снежную ночь
на следующий день
мы всем будем рассказывать
что к нам приходил
Телониус Сфера Монк
и играл до полуночи
но нам никто не поверит
ЭРЛ ХАЙНС
когда Эрл Хайнс
играет «Синего Монка»
бесполезно считать звезды над головой
и даже в своей голове
когда Эрл Хайнс
играет «Синего Монка» или что угодно
забываешь о числах
Эрл Хайнс
это Большой Бинокулярный Телескоп
который открывает мириады невидимых звезд
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ НИЦШЕ
Ницше родился в Чикаго
и вырос на ферме в Мичигане
потом он отправился в Лос-Анджелес
чтобы стать джазовым саксофонистом
но стал он композитором
аранжировщиком и продюсером
и работал со многими группами и певцами
скончался Ницше в 2000 году
от остановки сердца вызванной
бронхиальной инфекцией
его звали Бернард Альфред Ницше
но среди любителей музыки
он больше известен под именем
«Джек»
ДО ДИЕЗ МИНОР
Бетховен
твой
до диез минор
заклятье для ничто
и возникает нечто
что знает о себе
и смотрит вдаль
закрытыми глазами
шаги луны
пустынный берег
в ожидании моря
НЕВИДИМАЯ ЧАСОВНЯ
я бы хотел поставить памятник этой
пьесе которая сама посвящена
памятнику вернее часовне на берегу
Озера четырех кантонов
вот она скала или камень Телля
место где он вышел на берег
выпрыгнув из лодки наместника
Гесслера
«Часовня Вильгельма Телля»
так называется эта пьеса
когда я слушаю ее в замечательном
исполнении Хорхе Боле я чувствую
как во мне пробуждается вера
эта фортепьянная пьеса для меня
все равно что камень Вильгельма Телля
опора посреди бушующих волн
моя невидимая часовня
которая открывается только слуху
и это к лучшему
облик
каменный деревянный
ничего бы
ей не добавил
но может быть чего-то лишил
АПОКАЛИПСИС ФРИДЕРИКА
Фредерик Демонический
зачинает безумных
детей
сразу троих
чтобы прибавить
к рожденному прежде
тройку
безумных творений
четырех
сумасшедших всадников
выпускает он
в мир
а сам уже подумывает
о том чтобы сбежать
из мира
____________________________
«Шопен закончил работу над второй сонатой для фортепиано во Франции, в 1839 году. В то же время, известная музыка третьей её части (всем знакомый «Похоронный Марш») была написана значительно ранее, в 1837 году... Шуман назвал эту сонату “четвёркой самых безумных детищ Шопена”». – Сайт Art of Piano.
ИОГАННЕС БРАМС В ПЛЕЕРЕ PANASONIC SL-CT720
Иоганнес
отшельник
с бородой седой
ночной воитель
печальный паладин
твой шлем сияет
и щит блестит
в час темноты
своим копьем
приподнимаешь небо
там в вышине
есть место
для меня
РОМАНТИКА
на что это было похоже
на романтический пейзаж какого-нибудь немецкого художника
Морица фон Швинда или Каспара Давида Фридриха
возносящиеся вверх скалы
руины в темном лесу
туманная даль моря
гроза и буря
занесенное снегом кладбище
одинокий путник
мечтатель под деревом на вершине холма
тонущий корабль
разрушенная часовня
но сначала был просто хаос
из которого постепенно возникали картины
обломки тем
стремительное чередование эпизодов
сложная музыка для того кто привык
к Гайдну Бетховену и Шопену
позднее я узнавал в этой музыке самого себя
находил в ней тончайшие оттенки чувств
неизвестные как мне казалось никому другому
он все это знал
он знал намного больше
и умел то чего не умел я
выражать свои чувства в звуках
он умел то
чего после него не умел никто
вместе с ним музыка поднялась на свою вершину
и пришла к своему концу
он был гранитом ярости и обелиском воли
эпическим диким простым и нежным монахом
одновременно
гордыни мрачный храм
он возводил в мечтах
совсем один
во бденьях пламенных
безумными ночами
и был влюблен
в сияние небес в звезду морей
губами нежными
стремил в просторы свои хваления
и плакал как дитя над молвью старых дней
и верил иногда что смерть приветлива
и нежностью объята
он избавил меня от одиночества
своим одиночеством
смягчил мою тоску
своей тоской
позволил мне жить
если бы я мог словами
облечь его в сияющие льны
__________________________________________
«граниты яростей и обелиски воль» – «эпический (нежный, простой, дикий) монах» – «гордыни мрачный храм» – «к сиянию небес и ко звезде морей» – «плачет как дитя над молвью старых дней» – «смерть приветлива» – «кого облек мой стих в сияющие льны» – из цикла Э. Верхарна «Монахи» в переводе Г. Шенгели.
КОНЦЕРТ И КАДЕНЦИЯ
Яша Хейфец играл скрипичный концерт Брамса играл замечательно и я уже предчувствовал что это исполнение станет моим любимым
Яша Хейфец с Нью-Йоркским филармоническим под управлением Джорджа Сэлла
дешевый диск английской компании Day Dream я купил его в обычном супермаркете куда хожу каждый день
неожиданно заставили четыре полки классикой каждый диск всего лат с небольшим
я слушал экспозицию разработку и вспоминал как слушал этот концерт в юности это был мой любимый концерт я любил его даже больше чем концерт Бетховена
и вот я снова переживал это чувство музыка захватывала меня все сильнее и сильнее
и так продолжалось до тех пор пока Нью-Йоркский филармонический не взял аккорд в ре мажоре и не началась каденция
это было ужасно
Яша Хейфец играл свою собственную каденцию
это было невыносимо
наверное Хейфец решил что каденция Иоахима устарела и написал новую наверное он верил что его каденция не хуже и даже лучше иоахимовской
я с трудом вынес двадцать тактов а потом выключил плеер и подумал грезы есть грезы мечты есть мечты даже если я найду диск с записью Леонида Когана той самой что я слушал в юности вряд ли я почувствую то же что чувствовал тогда хотя Леонид Коган будет играть каденцию Иоахима самую лучшую каденцию к скрипичному концерту Брамса
и еще я подумал не случайно должно быть компания Day Dream records закрылась я узнал об этом на сайте discogs.com похоже проект с выпуском классики был неудачным они понесли убытки
вероятно им нужно было держаться прежнего направления и выпускать диски с музыкой в стиле «темная волна» и синтипоп
напрасно они взялись за Хейфеца и Брамса
я вынул диск с Яшей Хейфецем и поставил другой с Биллом Хейли
Билл Хейли весело пел в китайских наушниках Rock Around the Clock а я смотрел по телеку сериал «Профиль убийцы» отключив звук
я смотрел этот сериал уже в третий раз и хорошо представлял о чем говорят Элли Уокер в роли Саманты Уотерс и Роберт Дэви в роли агента Мэлоуна
ПРИНОШЕНИЕ БРАМСУ
О Брамсе пишут все: Сэмюэль Беккет пишет о Брамсе, Франсуаза Саган пишет о Брамсе, Чарльз Буковски пишет о Брамсе, Генри Миллер, я уверен, пишет о Брамсе, Эльфрида Елинек, без сомнения, пишет о Брамсе.
Труднее назвать того, кто не пишет о Брамсе. Может быть, это Чак Паланик или Фредерик Бегбедер, но вряд ли Харуки Мураками, и крайне маловероятно, что Стефани Майерс.
Брамс – это великан, тень которого падает не только на музыкантов, но и на писателей всего мира. Спрашивать после этого «любите ли вы Брамса?» бессмысленно.
Брамс – это краеугольный камень нашей культуры.
Брамс – это замковый камень нашей цивилизации.
Брамс – это то, в чем выразились все наши чаяния и надежды, а также наши разочарование и пессимизм.
Западная культура будет существовать до тех пор, пока писатели будут упоминать Брамса, пока кинематографисты будут снимать о нем фильмы, пока художники будут рисовать его портреты, пока композиторы будут изучать его партитуры.
А если они перестанут это делать, я напишу о Брамсе многотомную эпопею, нарисую для каждой главы дюжину иллюстраций и выпущу компакт-диски с записью моих вариаций на все известные сочинения Брамса.
Вырученных средств хватит, чтобы возвести город, который я назову Брамс-сити. Это будет последний оплот западной цивилизации и продержится он долго – по крайней мере, столько же, сколько продержусь я сам.
ВЕСЬ ВЕБЕРН НА ОДНОМ ДИСКЕ
когда-то моя фонотека складывалась из тяжелых черных пластинок
на одной пластинке умещались «Времена года» Вивальди или две симфонии Моцарта или симфония Брамса
Девятая симфония Бетховена занимала три стороны то есть полторы пластинки
для «Клавира» Баха нужны были шесть пластинок
теперь я слушаю музыку записанную на компакт-дисках
на одном диске умещаются все симфонии Бетховена и много других его произведений
диски серебристо блестят и почти ничего не весят
я вспомнил об этих изменениях в аудиозаписи сегодня вставляя в магнитолу Philips диск с полным собранием сочинений Веберна
и подумал что примерно так же изменилась и моя жизнь
ТЕМА ИЗ СНА
пока я выбирал
между «The Essential» Джексона
и «Relapse» Эминема
продавец поставил что-то незнакомое
тема была словно из какого-то
волшебного сна
и когда я вышел на улицу
так ничего и не взяв
эта тема звучала у меня в голове
снова и снова
Свидетельство о публикации №109082803918