На Красоте - нам мир построить

      Через искусство имеете Свет.  Учение Живой Этики: Зов, 1921, Январь 1

      Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей. 
Учение Живой Этики: Надземное, 485

      Тот ключ, на котором настроена или в котором проведена земная жизнь человека, открывает перед ним двери в те или иные области Надземного Мира. Искусство в этом отношении является ключом Света. Когда люди воздвигнут Храм Красоты и будут ей поклоняться как ведущему принципу жизни, и жизнь тогда станет другою. Преображение планеты, и новая Земля, и новое Небо утверждены будут Красотою.

      Только искусство может будить творческую мощь в человеке. Пусть красота проникнет во все области жизни, во все уголки. Красота дел рук человеческих неотделима от искусства. Так искусство войдёт в жизнь, во всю жизнь человека, и, войдя и преобразив жизнь, пробудит в человеке способность творить и трудиться творчески, поднимет его на новую эволюционную ступень достижений.
Грани Агни Йоги, т. XIII, 42; 389; т. I, 1960, февр. 24

       Красота – это реальность, и открывая эту красоту, мы несём её другим и тем самым служим человечеству.   С.Н.Рерих

       Врата Красоты ведут к познанию.   Иоганн Шиллер

      Мы получим простую и ясную истину: искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство – то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность.  Артур Шопенгауэр

      Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество. В то время как все ломы науки, все топоры общественной жизни не в состоянии разломать дверей и стен, замыкающих нас, – искусство таит в себе страшный динамит, который сокрушит эти стены, более того – оно есть тот сезам, от которого эти двери растворятся сами.  Валерий Брюсов (Из его лекции в Париже весной 1903г.)

      Искусство – это история истории и история личности, – поиск и познание истины человеком и в человеке.  Юрий Бондарев    Человек несёт в себе мир.


НА КРАСОТЕ – НАМ МИР ПОСТРОИТЬ
(Из Посланий Учителя Света)

      «Хоть в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны носить его в себе, иначе нам его не найти», - писал в XIX веке Ралф Уолдо Эмерсон. Чтобы стоить, надо знать, чего хочет дух, и надо, чтобы формы создаваемые удовлетворяли принципу Красоты. Иначе будет уже не строительство светлое, но безобразие. Поэтому нужно воспитание духа и сердца. Искусство будем считать высшей формой познавания Истины, и познавания непосредственного. И ту Красоту, которой учит искусство, внесём в науку, ибо прекрасен мир, ею изучаемый. И сочетание Красоты и знания и даст человечеству утраченный путь жизни. Где, как и когда найдёт каждый человек этот путь жизни, зависит от человека. Великие Учителя Указуют для всех – точно, ясно и определённо. И только имея твёрдый научный фундамент, утверждаемый самой жизнью, будет оправдана религия и её существование в глазах масс в формах, уже отличных от старых. Науки и искусство, не запятнанные правовыми преступлениями прошлого, поведут дух человеческий к новым нахождениям.

      «Произнёсший «Красота» спасён будет». Можно ли короче сказать о значении Красоты? Высшие Миры Надземного Мира насыщены Красотою. Красота и Свет – почто что синонимы. Если бы человек мыслил всегда прекрасно, он свёл бы Небо на Землю и царство Света утвердил на Земле. Столь много зависит от светоносности мысли! Но творец мысли, человек, не хочет мысль признавать ведущим принципом жизни. Всеми мерами он умаляет роль её в построении окружающих человека условий. Отрицает он то, что приводит в движение даже мускулы его тела и заставляет функционировать его мозг. Отрицает он и психическую огненную энергию, лежащую в основе всей его активности.

      Истина, Красота и огненная неотрицаемая действительность живут рядом и сброшены со счетов жизни быть не могут. Строящий на Красоте и Красотою создаёт на Земле и Мирах формы, находящиеся в гармонии с основами строительства иерархического. Иерархия Света и те, кто утверждает эволюцию сущего, строят на Красоте. Мир земной, сад земной, нуждается в украшениях и для земного и для Тонкого миров. Строительство жизни на Дальних Мирах основано на неуклонном следовании принципу Красоты. Высшие сферы ауры земной украшены произведениями искусства. Каждое земное творение рук человеческих имеет своего тонкого двойника. И, если гибнет его плотная форма, тонкое существует в пространстве. Эти формы тоже распределяются по слоям, в зависимости от их внутреннего содержания или степени светоносности. Отбор происходит по светотени, как впрочем, и людей. «Через искусство имеете Свет».

      Истинное искусство и его произведения приобщают сознание человека к высоким, светоносным сферам пространства. Велико значение искусства в жизни людей, велико его значение для эволюции духа. Платон сказал: «Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя». Прекрасное мышление порождает прекрасные формы мысли и прекрасные творения рук человеческих. Недаром Сказано было, что «Красота спасёт мир». Даже красота одеяний земных не без значения для Тонкого Мира, равно как и красота обихода. Толпы людей в Надземном облекают себя в одежды земные, обычно в те, в которых были они на Земле. И кринолины, и корсеты, и фраки, и цилиндры, и прочие нелепости моды не редкость встретить там. Многое ненужное и некрасивое приносит с собой человек в Мир Тонкий, прекрасный, обезображивая его, вместо того чтобы украшать. Окружение безобразием создаёт давящую тёмную атмосферу, столь характерную для низших слоёв астрала. Задача будущего, лежащая перед человечеством, это сознательно украшать не только земной сад, но и надземный.

«Жизнь  питает  душу»,  –
так  Сказал  Владыка, –
присмотритесь  к сердцу,
вспомните  –  былое,
уберёте  с  аур  –  всё  –
что  наносное.
Посмотрите  в  завтра,
пелену  раздвинув,
что  прикрыла  серость,
взяв  Огонь  в  немилость.
Но  Огню  –  взгореться,
взгляду  –  проясниться, –
«Жизнь  питает   душу» –
будет  ясно  видно.
                Владислав Стадольник

       Evolving selective capacity (Эволюционирующая селективная способность – англ.) человека позволяет ему из бесчисленного количества окружающих его явлений выбирать наиболее созвучные и близкие и этим путём строить дом своего духа.  Строители – все, только вопрос в том, что и как строят. Вопрос этот важен чрезвычайно, ибо в невидимом доме своём человек пребывает и здесь и там. Много негодных строений, много безобразных и нечистых, но есть и прекрасные, чарующие взор и являющиеся украшением Тонкого Мира. Строящий на Красоте строит в созвучии с Высшими Законами Космоса.

      Красота – критерий безошибочный. Красота – значит гармония и созвучное сочетание элементов, входящих в построение. На примере цветущей розы можно видеть уявление такого созвучия. Такой же гармонической и прекрасной может быть и душа человека. Устремление к Высшей гармонии или согласованности духа, можно считать наивысшим.

   Если земное окружение человека некрасиво, что часто бывает, то в мыслях окружить себя красотой ничто не мешает. Когда психическое окружение звучит красотою, внешняя некрасивость власти над человеком уже не имеет. Богатые люди часто создают вокруг себя подобие красивой обстановки, но лучше от этого не становятся, ибо «человек есть мера вещей», но не внешнее окружение. Внутреннее состояние имеет решающее значение определяющее судьбу человека. Если рассмотреть прожитую жизнь под углом соответствия её с Красотою, нетрудно будет увидеть все ошибки, и заблуждения, и отклонения от пути Света.

      Так, критерий Красоты – наивернейший. Даже ошибки прощаются там, где безобразие побеждается Красотою. Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идёт далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных. Так, необычность ручательством служит длительности огненных творений духа.

На  весах  Беспредельности –
нам   к   оценке   придти,
где  все  вещи,  явления –
дадут  в  время  огни.

Огни  –  в  цвете  последствий,
и  их  значимость  –  в  днях,
что  –  от  света,  от тени,
и  что  –  в  Вечность,  не  так…

В  Чаше  копим  у  сердца,
что  в   дорогу  берём, –
только  то  –  что  во  Благо,
с  Красотой  –  в  Мир  подъём.

В Беспредельность и в Вечность –
духу   должно   идти,
и  весы  в  своём  сердце –
для  оценки  нести.
                Владислав Стадольник

      Синтез, или гармоническое сочетание красок, создаёт картину или полотно, передающее творимый художником образ. Так и в искусстве синтез будет основою творчества. Гармония и синтез не отделимы друг от друга. Гармонию красок можно назвать созвучием. Гармония и созвучие являются основою истинного творчества. Сочетание противоположностей создаёт не диссонанс, но гармонию. Без тени не получится ничего. Явление гармонического сочетания противоположных начал создаёт великие произведения искусства.  Учителями приветствуется и утверждается необычное и в области искусства. Всё великое в нём необычно. Дух истинного труженика искусства бесстрашно разрушает стены ограничений, воздвигнутые невежеством. Поистине является новатором он в своей сфере. Проторёнными колеями не будет идти тот, кто знает свой путь. Следование трафарету не будет его свойством. Искусство должно быть свободным от цепей обыденности.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.

Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
                Николай Заболоцкий

      "Узор духа в пространстве, оставляемый на протяжении долгих тысячелетий, являет собою рекорды пройденной им жизни во всех Мирах. В Доме Отца обителей много, и каждую может украсить он в процессе своего восхождения к Свету, каждую, через которую проходит. Рекорды пространства нестираемы. Забота о том, чтобы были прекрасны они. И в жизни земной одни украшают её, внося в неё Свет, другие обезображивают и отемняют. Но плоды этих деяний остаются с человеком навсегда. Результаты своих накоплений он носит с собою в ауре своей. И от них никуда не уйти. Строящий на Красоте строит жизнь в гармонии с Космическим Законом. Строящий на Красоте оправдан. Красота и Свет не отделимы друг от друга. По этому признаку безошибочно определяется путь восходящий. Красотою идущий будет спасён.

      Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса. Каждый выражающий музыкальность жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.

      Многое доступно человеку, понявшему добро. Он может ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по ступеням гармонии красоты. Таким образом, правы философы, утверждавшие, что красота есть добро, и добро прекрасно.

Конечно, многие сочтут такие формулы отвлеченными и не приложимыми в жизни земной. Но много раз отрицатели должны будут испытать условия Тонкого Мира, чтобы в сознании закрепить Истину. Можно жалеть людей, которые, научившись грамоте, воображают, что они уже постигли Учение Жизни"  Учение Живой Этики: Надземное, 42, 726.

      Все, что относится к Красоте, имеет касательство к Высшим Мирам. Красота – это аспект Высшего Мира. Самый высокий культ служения на Земле и в Мирах – это культ Красоты.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →