Так говорил Заратустра...
Волею дух поборов, до хруста.
На мораль наступив пятой,
Нравственность обойдя стороной.
Фридриха Ницше учение –
В опасное влилось течение!?
Что с этим будет всем ясно?!
Как мыслить, порою, опасно!
Свидетельство о публикации №109082501084
1. поступай в отношении других так, как хотел бы чтобы они поступали в отношении тебя
2. относись к человечеству как к цели, а не как к средству
есть ещё третий двигатель -- "наши действия должны восприниматься нами как полезные", но, имхо, всякое действие субъективно-полезно, если к нему не принуждают тебя из вне, так что это очень сомнительное дополнение.
Что сделал Ницше? Он поменял, во втором принципе, два слова местами — «человечество может быть средством». Получился сверхчеловек (внутренне он готов к тому, что в отношении него общество применит первый принцип), который на пользу общества (вот он — сомнительный третий принцип — а обществу ли на пользу?) может поступиться многим, в том числе человеческими судьбами.
Но вот тут то следует сказать следующее. А что есть общество и на чём оно строится? Моё мнение такое — человек, будучи существом социальным, стремиться найти некое поведенческое равновесие с себе подобным (т.е. он ограничивает свободу своих действий, для получения возможности взаимодействия) и, таким образом, формируется общество. Т.е. нация, община, группировка и прочее образуется при соблюдении равновесия в целях:
«что человек ждёт от социума и что он готов ему дать».
На этом базовом принципе построены все морально-этические традиции всех наций на земле. Хотя проявляться это может и по разному. Например, «потребность человека в уважении со стороны общества». У горцев — уважают старейшин, поэтому каждый человек такого общества выстраивает своё поведение, в стремлении оказании почтения старшему поколению — это то, что человек даёт обществу. При этом он понимает, что когда придёт время, общество будет следовать тем же традициям, но уже в отношении него. В Европе — уважают – Успех, а он ассоциируется с богатством, накоплением материальных ценностей. Поэтому там особое отношении к тем, кто стремиться добиться успеха и тем, кто уже успешен. Т.е. традиции (нормы морали) — формируют конкретику реализации базового принципа в каждом отдельно взятом обществе (нации).
Идея сверхчеловек — противоречит данному подходу. Ведь, фактически, мораль оказывается ненужной. Ницше говорит о том, что сверхчеловек не аморален, он — «стоит выше морали». На самом деле он стоит не выше, а вне морали, ведь мораль, как я уже сказал — это то, что обеспечивает выполнение принципа необходимости равновесия: «что Ты ждёт от социума и что Ты готов ему дать». Сверхчеловек — только берёт от общества, ничего не давая ему, КАК ОБЩЕСТВУ. Он может, конечно, выиграть войну и т.п., но это — успехи одной группы людей (нации) в отношении другой группы людей, а не как не успехи внутри общества. Сплочённость общество в ситуации получения «общего врага» - временное и сомнительное достижение, т.к. оно строится на страхе.
Т.ч. полностью с вами согласен, извиняюсь, конечно, за многословность.
Павел В.Новиков 28.08.2009 09:47 Заявить о нарушении
Человек, подчеловек, сверхчеловек, юберменш, утерменш…
Какой сладковатый философский туманчик в этом видится!!!
Не правда ли, коллеги?
И в чём тут дело?
Чтобы в этом разобраться, нужно к образу самого философа – обратиться, по-моему.
Каким он в жизни был, Ницше? Когда он жил? Как он жил? И, вообще, что за личность скрывалась под именем этим?
Трусливый человек, боявшийся абсолютно всего до истерики, до визга…
А под конец, от страха, совсем ушедший в себя, яко в нору, зажмурившийся и создавший свой собственный мир.
И в этом иллюзорном мире, представивший себя сильным человеком. Очень сильным.
Александр Кнэхт 30.08.2009 06:32 Заявить о нарушении
Так что нельзя сказать, что Ницше был совсем неадекватен. Другое дело, что ничего "сверх" здесь нет. Это как со Стахановым — 10 норм за смену, а потом что? – изнеможение и недовыроботка в течении тех же девяти дней.
Так же и здесь. Нет от «сверхчеловеков» реальной пользы.
Павел В.Новиков 30.08.2009 18:20 Заявить о нарушении