Как писать стихи реплика

             Я оставляю рассуждения о пресловутом «ямбе, хорее», это преподают в школе. Эти понятия, как правило, пропускают мимо и те, кто не пишет стихов и те, кто занимается этим на досуге. Пересказывать учебник литературы дело неблагодарное и даже опасное, этак можно нарушить авторские права целого коллектива. Данная информация открыта, доступна и бесплатна. Тем не менее, позволю себе, дать первый совет:
           1) Если вы желаете написать несколько виршей, прочтите учебник литературы (скорее, литературоведения - в учебниках литературы об этом если и пишут, то невнятно), дабы иметь некоторые понятия о законах стихосложения.
Немного о рифме, хотя эта тема неисчерпаема. Все дело в том, что песня существенно отличается от стиха в чистом виде. Во-первых, в припеве может меняться размер (что сильно раздражает профессиональных поэтов). Во-вторых, пропевание сглаживает не совсем точные рифмы и на бумаге текст выглядит несколько иначе, нежели во время исполнения (что раздражает поэтов, не меньше). В третьих, даже простенькие стишки, украшенные хорошей музыкой и не менее хорошим исполнением, делают песенку весьма привлекательной. В четвертых, нужно всегда помнить о том, что поэты были и до нас. Поэтому выбирать слова рифмованные классиками - значит заведомо нарываться на неприятности. Например:
 «Я Вам пишу, чего же БОЛЕ,
Что я могу еще СКАЗАТЬ.
Теперь я знаю в Вашей ВОЛЕ
Меня презреньем НАКАЗАТЬ»
                А. Пушкин

Предупредить хочу, не БОЛЕ,
Еще я Вам хочу СКАЗАТЬ.
Не по своей, конечно, ВОЛЕ
Я вынужден Вас НАКАЗАТЬ.
                А. Серенко (киргуду)
             И тем более, прорифмованые до дыр перлы типа - «любовь - кровь», «кричу - молчу» и т.д. Споры о рифме - самая любимая тема критиков всех уровней. С одной стороны, тебе тычут пальцем в текст и говорят - это не рифма. С другой стороны, учат избегать точных рифм. В общем, ваши «добра желатели», могут так «причесать» ваши труды, что поменяется не только эмоциональная окраска, но и сам изначальный контекст.
Также выглядят банально речевые шаблоны типа - «бесконечная любовь», «вечная любовь», «разбитое сердце» и т.д. Помните - любая метафора работает только, по первому предъявлению.
Совет второй:
         2) Примите то, что написано выше, как тему для самостоятельного изучения.
           Не ошибусь, если скажу, что каждый автор желает быть опубликованным. Утверждение «я пишу для себя» малоубедительно и говорит лишь о низкой самооценке автора или об объективной оценке действительно никчемного стишка (тогда его лучше не предъявлять на суд читателя или слушателя). Подавляющее число писак всячески стремится к тому, что бы увидеть свои перлы в типографском виде. Поэтому опубликованная поэзия измеряется астрономическими числами. Но далеко не все стихи читаемы и популярны. Они пылятся на полках личных и общественных библиотек, так и не сумев привлечь внимание читателя. На вопрос, что делает стихотворение или песню популярной, ответить легко - это интересно, цепляет за живое, трогает, заинтересовывает и т.д. Коротко - не оставляет равнодушным. Чем больше образов и тем талантливо освещает автор, тем он популярней у разных слоев населения. Пример ярчайший - Владимир Высоцкий.  Но почему одно цепляет, интригует, трогает - другое нет?
          Давайте начнем с самого начала. У Ярослава Гашека (Похождение бравого солдата Швейка) один из персонажей привлекает внимание своих подчиненных высказываниями типа: - «Господа, это парапет, да, обратите внимание, это парапет!»  или: - «Это здание, оно стоит на этой улице, вы видите господа, оно стоит на этой улице». Подчиненные ему офицеры согласно кивают головами, про себя проклиная зануду генерала. Если вы в своем произведении описываете обычные вещи обычными словами, это вызовет скуку и не более. Читать ваши стихи будет только корректор (работа такая), при условии, если вы добьетесь публикации.
Но вернемся в тему. А какие необычные слова и приемы можно использовать, дабы понравиться привередливому читателю!? Слова ведь для всех одинаковы.  Конечно, никто не отрицает, что в построении песенного сюжета должна быть режиссура (впрочем, как и в стихотворении). То есть, завязка, интрига и т.д. Но я не об этом, это само собой. На мой взгляд, все гораздо сложнее и проще одновременно. Отставив в сторону сами собой разумеющиеся канонические правила, я обнаружил некоторые авторские приемы, которые используются в психотерапии для наведения транса. Транс - это измененное состояние сознания (прим. автора). То  есть человек слушает и воспринимает информацию в неком измененном состоянии. Это конечно не гипноз, но что-то близкое по смыслу и существу (назовем это состоянием легкого транса). Приведу несколько конкретных примеров.
Для наведения транса используются:
• Метод путаницы - (когда сознание человека намеренно запутывают парадоксальными высказываниями, заставляя тем самым включать трансфеденциальный поиск, то есть в собственном внутреннем опыте);
Я оглянулся посмотреть,
Не оглянулась ли она,
Что б посмотреть,
Не оглянулся ли я.
    М. Леонидов, группа «Секрет»
• Метод перекрывания реальности - (когда, рассказывая историю от первого лица, психотерапевт делает ссылку на второго, третьего, четвертого человека продолжая рассказ так же от первого лица, то же касается ситуации. Здесь рассказана целая история, о пресловутых «трех рублях», причем,  «водка на троих» это другая реальность, почти не связанная с первой частью двустишия.);
Они сошлись, как три рубля на водку.
И разошлись, как водка на троих.
                В. Высоцкий
• Пропуск информации - (когда слушатель дорисовывает в воображении полученную картинку, делая это по своему выбору, соотнеся ее к собственному опыту);
Налипла на мозоль рука,
На теле греется ветровка.
И пузырит из котелка,
Всем надоевшая перловка.
                А. Серенко
• Манипуляция с разными временными фреймами - (больший временной фрейм  «все лето» гениально заменен,  на - «к утру»);
Старый барин все лето хворал,
А к утру приказал долго жить…
                Н.Некрасов
• Смена очевидной модальности - (логичней использовать глагол «подслушать», но барин именно «подглядел»);
Выйдет барин, бывало в поля,
Подглядит он, как девки поют.
                Н.Некрасов
• Разрыв шаблона - (очевидное противопоставление «меньше - больше», заменено   изящным  «меньше - легче»)
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.
                А. Пушкин
                И это далеко не полный перечень суггестивных (гипнотических) заморочек, используемых авторами для воздействия на сознание читателя. Причем, нужно отдать должное классикам, я имею ввиду поэтов начала нашего и прошлого века, они это делали интуитивно без специальных знаний.
Совет третий:
           3) Почерпните знания по суггестивной лингвистике, это существенно облегчит вашу задачу, научитесь находить и подвергать анализу авторские фишки, запрятанные в строках.
Желаю Вам творческих успехов!


Рецензии
Спасибо Александр за информацию о написании стихов, да вот для меня беда, я не считаю то, что я пишу стихами, это просто строчки которые рождены где-то внутри и не боле, и исправлять их я уже не могу,

С уважением

Лидия Гржибовская   03.02.2010 06:22     Заявить о нарушении
Лидия! Не важно, как это называется, важно, что бы кто то это принимал. Я хотел только помочь советом!

Александр Серенко   03.02.2010 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.